• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Владимир Заруйкин Профессионал

Литохоро. Какая она, греческая деревня?

Литохоро — это небольшой провинциальный городок в северной Греции, затерявшийся у подножия знаменитой на весь мир легендарной горы Олимп (Olympus). Наверное, никакой другой город древней Эллады не в состоянии передать весь колорит и неповторимость размеренной жизни греков так, как Литохоро.

Литохоро Prometheus72, Shutterstock

Вдали от цивилизации, или, как принято говорить, вдали от городского шума, живет этот городок под покровительством и опекой богов. И уж если боги спускаются на землю, то первое место, куда они попадают — это именно Литохоро. Вот и мы свое очередное путешествие решили посвятить этим местам.

До трассы Афины-Салоники — около 5 км, до Эгейского моря и того больше. Так что если приедете сюда, будьте уверены — спокойствие и обаяние этих мест вам обеспечены.

Кстати, путешествуя по Греции, попасть сюда очень легко. Поскольку Греция считается одной из лучших стран в Европе по организации автобусного сообщения, доехать до Литохоро возможно на комфортабельном автобусе из столицы области Паралия — города Катерини, за 2 евро или, как мы, на такси. Правда, это обойдется чуть дороже. Из отеля Dion Palace Resort & Spa Bomo Club 5*, расположенного на самом берегу Эгейского моря в 7 км от Олимпа, нас довезли за 12 евро на мерседесе. Добродушный таксист Костас, которого нам без проблем вызвали с ресепшена отеля, через 10 минут уже ждал нас у подъезда.

Поскольку день приезда в Грецию совпал с православной Пасхой, со словами: «Христос Анестиас (Христос Воскресе по-нашему)», — мы сели в машину. Костас, довольно сносно говоривший по-английски, поскольку английский язык здесь в ходу, рассказал нам, что население Литохоро составляет 7 тыс. человек, а высота Олимпа около 3 тыс. метров, и подняться на определенную высоту можно несколькими организованными маршрутами. Именно это и влечет сюда многочисленных туристов в летний период.

Нашей же целью было просто посещение городка, возможность побродить по его улочкам, посидеть в кафе и ощутить на себе всю прелесть, так сказать, греческой глубинки — хорьи. Хотя присутствие Олимпа чувствовалось во всем.

Кстати сказать, как таковой горы Олимп не существует. Есть горная цепь с несколькими вершинами, гордо названная Olympus. При подъезде к Литохоро солнце неожиданно скрылось в облаках, белая пелена окутала две близлежащие вершины Олимпа, скрыв их от людских глаз и придавая всему происходящему некую загадочность и непостижимость. «Наверное, боги под покровом белых туч спустились с Олимпа», — подумал я и мысленно предстал перед Зевсом и Герой. В чувство меня привел Костас. Вернув меня к земным радостям, он показал кафе своей жены, намекая на то, что, мол, когда проголодаемся, можем зайти в него.

Высадив нас на центральной улице, Костас поехал дальше, а мы побрели по городку. Время было около 2 часов дня и жизнь Литохоро замерла до вечера, началась греческая сиеста. Кое-где одинокие прохожие и школьники попадались нам на глаза. Пустота улиц позволила раствориться среди них и почувствовать все прелести размеренной жизни.

Дорога вела вверх. Практически все магазины были закрыты, в отличие от кафе, где наблюдалось хоть какое-то движение. Особенно это было заметно на центральной площади с фонтаном, где как раз в часы сиесты жизнь оживляется. Запах жареной баранины и горного воздуха пьянил и завораживал. На минуту вспомнилось наше Лазаревское, где ощущаешь нечто подобное, правда, в вечернее время.

В кафе, или в таверну, как это принято говорить в Греции, решили зайти на обратном пути. Тем более что полуденный зной не доставлял неудобств, и мы продолжили кружить по узеньким улочкам среди порой игрушечных, не похожих друг на друга домов. То там, то тут слышались отголоски шумных компаний — греки праздновали Пасху. Неожиданно для себя мы очутились у самого подножья легендарной горы.

И вдруг, совсем как-то неожиданно появились они, Зевс и Гера. Они мирно сидели в тени беседки и о чем-то чуть слышно беседовали. Все сходится — гора Олимп, олимпийские боги, Греция. «Они таки спустились», — подумал я.

Поверили? Я и сам было в это поверил. А почему бы и нет… Именно так могли выглядеть олимпийские боги в мире людей. В роли богов выступила греческая пара, к сожалению, не знаю их настоящих имен. Мы сфотографировались на память, поздравили друг друга с великим праздником Пасхи и разошлись. На прощание они указали нам дорогу в «Национальный парк Олимп». Кстати, если будете в Литохоро, обязательно его посетите — вход бесплатный, впечатлений просто море. Нам довелось побывать в той его части, где расположен Энипеас каньон с прогулочной дорожкой вдоль одного из краев.

Протяженность маршрута — на глаз около 2 км. Прогулочная дорожка временами проходит на высоте более 100 метров и с одной стороны огорожена железным поручнем, с другой — естественными скалами. Основанием служит рукотворный акведук, внутри которого проходит горный ручей, питающий весь город. Нечто подобное я встречал в древнем городе Хиераполис, в Турции, только там текут минеральные воды.

Передвигаться по такой дорожке очень интересно. Где-то внизу, в ущелье, шумит горная река. Сверху нависают отвесные скалы Олимпа, а ты посередине всего этого великолепия… Финальной точкой маршрута считается один из многочисленных водопадов, где на площадке можно полюбоваться падающей водой, пофотографироваться и подумать о вечном…

В обратный путь мы отправились уже с легким чувством голода и желанием где-нибудь отдохнуть. Таверну жены Костаса не стали искать, а остановили свой выбор на одном из открытых кафе по правую сторону центральной улицы Литохоро, если спускаться с Олимпа.

Не успели мы сесть за стол, нам тут же подали по стакану холодной воды, меню и три варианта бизнес-ланча на выбор ценою в 10, 12 и 23 евро, соответственно. Сразу же возникли трудности с переводом греческой кухни. Поэтому, не долго думая, я заказал бизнес-ланч под № 2, а жена что-то из салатов. Наши догадки, что подадут, превзошли все ожидания. Все было по-домашнему вкусно и покидать таверну совершенно не хотелось…

Обратно уже шли пешком, оставляя позади себя легендарную гору Олимп и доброжелательный городок Литохоро.