Александр Аб Грандмастер

Какая страшная загадка Марса еще не раскрыта?

Марс легко найти на ночном небе — он виден как звездочка яркого красного цвета. Но почему же у этой планеты такой цвет? В силу каких причин Марс именно таким нам видится?

Aphelleon , Shutterstock.com

Принято считать, что «кровавый» оттенок Марсу придают окислы железа. Проще говоря, поверхность планеты покрыта слоем ржавчины. Первые цветные снимки Марса действительно получены с преобладанием красного цвета. Исследования грунта, проведенные с помощью автоматически действующих приборов, дали информацию на тот счет, что имеется трехвалентное железо. Но каким же образом оно «покрыло» всю планету?

Аргументы приводились разные. И все они не выдерживали критики. Вода и железо есть ведь и на Земле, но почему-то окислы железа распределены на нашей планете крайне неравномерно. А вода была и на Марсе, о чем красноречиво говорят сухие нынче русла рек.

Споры ученых возобновились с новой силой, когда стало ясно, что русла рек «прорыты» мощнейшими валами воды, которые были намного сильнее потока Амазонки — величайшей реки Земли! На Марсе — крупнейшие в нашей Солнечной системе вулканы. Ученые предположили, что однажды самые крупные из них стали извергаться одновременно и «подогрели» атмосферу планеты до такой степени, что резкое потепление привело к катастрофическому таянию полярных шапок. В итоге небольшие прежде реки стали очень бурными.

Если смотреть на подробные крупномасштабные карты Марса, то можно заметить очень крутые обрывы берегов рек. Фактически это уже даже не русла, а глубочайшие каньоны, вызванные наводнениями. Миллиарды лет назад Марс пережил настоящий ад: высохшие в короткий срок моря дали сильнейшие ливни, переполнившие реки.

В какой-то мере, похоже на правду. Но лишь частично. Почему? Потому, что потоп был не везде, но планета окрасилась (из-за окисленного железа) на всей своей поверхности! Как это могло столь быстро произойти, если атмосфера Марса в дальнейшем стала очень сухой и сильно разряженной?

Правда, на этой планете даже при столь слабой атмосфере случаются очень сильные пыльные бури. Ветер постоянно наносит пылевые барханы. Но ведь железо окислилось намного раньше, чем стали насыпать барханы бури!

Разобраться в этом парадоксе нынче пытается астрофизик, профессор Иллинойского института Джон Брандебург, работавший в оное время в NASA и имевший доступ к закрытым материалам по Марсу. Он обратил особое внимание на то, что в нынешней атмосфере этой планеты очень высоко содержание ксенона-129 и урана. В 2011 году Д. Брандебург выдвинул научную гипотезу о том, что наличие везде в поверхностном слое грунта Марса радиоактивных веществ может свидетельствовать о колоссальной ядерной катастрофе, разбудившей сразу несколько громадных вулканов. Из-за стремительного таяния в перегретой атмосфере полярных шапок произошел всепланетный потоп. В дальнейшем большая часть атмосферы Марса была сорвана и улетучилась в космос.

Более того, ученый даже обнаружил на Марсе места, где довольно четко проявились два невероятных по мощности взрыва с остаточной сейчас радиацией. Так что же там случилось? Взорвались сами по себе два крупных урановых месторождения? Не доказано, но предполагается, что у Марса был третий спутник и он упал на планету, заставив извергаться ряд вулканов одновременно. Потоп, в свою очередь, «запустил» термоядерные реакции на урановых месторождениях.

Может, на Марсе существовала цивилизация и там произошла ядерная война? Возможен и такой вариант. Но можно допустить и еще один. А что если на Марс из космоса некоей космической цивилизацией (из разряда варварских) были сброшены две мощнейшие водородные бомбы? Наверное, тут уже вообще чистая фантастика. Но как еще объяснить то, что вся (подчеркиваю особо — вся) поверхность этой планеты содержит радиоактивные вещества, характерные только для атомной катастрофы?

Попытки ряда ученых опровергнуть гипотезу Джона Брандебурга пока ни к чему не привели — никакие иные факторы не дают столь мощного излучения, остатки которого обнаруживаются на Марсе и сейчас. Так что же там было?

Статья опубликована в выпуске 30.11.2014
Обновлено 22.07.2020

• "А что если на Марс из космоса некоей космической цивилизацией (из разряда варварских) были сброшены две мощнейшие водородные бомбы?"

Агрессивных могущественных инопланетян в космосе нет и быть не может – они самоуничтожаются еще до того, как его могут покорить.

• Константин Галла, лично видели или повторили чьи-то слова? Тогда следует взять в кавычки и указать того, кто сделал такой фантастический "научный" вывод без каких-либо убедительных аргументов. А так и я могу сказать, что галактиками управляет мой сосед - высший разум, сидящий в кресле и пьющий чай. Без обид и с уважением к вам.

• Константин Галла Константин Галла Профессионал 30 ноября 2014 в 05:08 отредактирован 30 ноября 2014 в 05:22 Сообщить модератору

Александр Аб, это не цитата, поэтому кавычки здесь неуместны. Данной строкой я обобщил идеи писателя-фантаста Ивана Ефремова, который проанализировал поднятый Вами вопрос о характере инопланетян в романе "Час Быка". К слову, похожие взгляды просматривались в произведениях других писателей - Артура Кларка и Станислава Лема.

Научная фантастика - это Вам не фэнтези. Она основана на логике и аргументах. Там не получится объявить соседа "высшим разумом" или сказать, что период полураспада бериллия-8 в сто раз меньше, чем принято считать сейчас. Знаете, почему не получится? Да потому, что при уменьшении этого периода не возникли бы многие химические элементы, включая углерод, в следствии чего, сам писатель фантаст попросту не родился бы.

На счёт марсианской ядерной войны: там некому было воевать. Цивилизация, поднявшаяся на такой технологический уровень, должна была оставить уйму следов. Где же они? Нам приходится посылать сложнейшие оборудование на красную планету, чтобы найти хоть примитивную жизнь. А если бы там некогда существовала могущественная цивилизация, мы даже с ареоцентрической орбиты на каком-нибудь "Марс-Экспресс" разглядели бы руины небоскрёбов и другие инженерные сооружения.

А так... конечно, марсиане - это романтично! Мне нравится песня Noize MC "На Марсе классно".

"А на красной точке в иссиня-чёрном южном небе ночном
        Пока рабы отдыхали от проделанного днём
        Пока жрецам снились блудницы, а фараонам - кошмары
        Самолёты и ракеты заполоняли радары

Пара ударов. Ещё пара. Попытка перехвата...
        Забавная всё-таки штука - этот ваш мирный атом
        Высокие технологии, культура богатая
        А теперь только красные пески, крутые горы и кратеры"

• Александр Аб Александр Аб Грандмастер 30 ноября 2014 в 07:17 отредактирован 30 ноября 2014 в 07:20 Сообщить модератору

Константин Галла, свои доводы изложите, пожалуйста, письменно астрофизику, профессору Иллинойского института Джону Брандебургу. Это его гипотеза о том, что цивизизация на Марсе погибла из-за ядерной катастрофы, а не моя. Я всего лишь изложил тут то, что им писалось и говорилось за последние десять лет после детального анализа атмосферы этой планеты с избытком изотопов радиоактивного распада. Его гипотезу еще никто не смог опровергнуть на 100 процентов. Кстати, а что скажете по поводу споров о марсианской Кидонии? Там много чего интересного! А ссылки на писателей-фантастов не могут быть вескими аргументами. Полагаю, понимаете причину.

• Александр Аб, профессор Брандебург выдвинул интересное предположение, но увы, ненаучное.

"Его гипотезу еще никто не смог опровергнуть на 100 процентов." - а этого и не нужно делать, ибо она не удовлетворяет критерию Поппера и отсекается бритвой Оккама.

А какие споры могут быть на счёт Кидонии? Там уже всё давно решилось. Аппарат «Mars Global Surveyor» убедительно доказал, что "Марсианское лицо" - это банальная игра света и теней...

• Константин Галла, я был о вас лучшего мнения. На данный момент вы резко упали в моих глазах с этим своим ответом. Прежде чем писать, хотя бы в общих чертах узнали, что такое Кидония, посмотрели снимки, ознакомились с сутью научного спора... Но вы предпочли давно утративший актуальность момент с лицом на Марсе, совершенно опустив наличие там же пирамид таких же, как в Египте. Что, они тоже игра света? Но они ориентированы точно так, как египетские. Никакие природные факторы не могут на равном (!) расстоянии расположить четыре одинаковых обьекта - очень схожих с теми, что есть на Земле. А что касается лица, у вас очень скверная о нем информация. Проводилось попиксельное увеличение снимков (с дополнительной прорисовкой) и там видно, что лицо - не игра света и теней. Тогда что это? Короче, Гугл вам в помощь. Ссылок там очень много. Мнений разных - тоже. Еще лучше для вас будет, если ознакомитесь с материалами на разных языках. Не владеете? Обозреватель Ghrom переводит тексты автоматически.

• Александр Аб, дело в том, что никакого научного спора по этому вопросу нету. Зато тема "пирамид", "сфинкса", "лица" и прочих вымышленных объектов активно муссируется желтой прессой.

"Они ориентированы точно так, как египетские."

Не верьте Вы таким байкам псевдонаучного толка!

"Проводилось попиксельное увеличение снимков (с дополнительной прорисовкой) и там видно, что лицо - не игра света и теней.

Новейшие снимки с разрешением в 30 см, полученные на "Mars Reconnaissance Orbiter", ещё раз доказывают игру света и теней. Посмотрите на них и Вы увидите обычные горы, которых и на Земле полно.

"Ссылок там очень много."

Это верно. В Интернете есть очень много разных ссылок и материалов, которые грубо противоречат фактам.

• Константин Галла, факты будут только тогда, когда люди сами все увидят непосредственно на Марсе. Пока же лишь гипотезы. И я точно так же могу вам сказать: не верьте вы байкам псевдонаучного толка! Но дело ведь в том, что "байки" астрофизика, профессора Иллинойского института Джона Брандебурга опираются не на его фантазию, а на результаты исследований. И наличие "запредельного" количества радиоактивных изотопов в атмосфере Марса никто еще не смог опровергнуть. Откуда же они там взялись? Тут уже "теория" игры света и теней бесполезна. Хотя она выгодна для определенного круга ученых с Кидонией, но никак не годится для атмосферы этой планеты. А посему тем хуже этой "бяке" - про атмосферу с детальным анализом Брандебурга предпочитают замалчивать.

• Александр Аб, радиация действительно повышенная, этот факт никто не отрицает и не пытается опровергнуть. Только не понимаю, что здесь удивительного?

Магнитное поле Марса слабее земного примерно в 800 раз. Оно неспособно отражать агрессивное ионизирующее излучение Солнца.

Словом "запредельное" Вы наверное хотели подчеркнуть необычность этой ситуации? Нет, уважаемый Александр, здесь как раз всё обычно и естественно. Например, если выстрелить в человека, на котором нет бронежилета, то пуля его точно пробьёт.

Какие вопросы Вы ещё хотели бы разрешить? С радостью поясню, задавайте!

• Константин Галла, c каких это пор в солнечном ветре стали присутствовать радиоактивные изотопы, характерные только для ядерного взрыва? Одно из двух: либо вы сделали сенсационное научное открытие, либо ВСЕ ученые ошибаются на тот счет, что Солнце состоит из водорода и гелия.

• Александр Аб, солнечный ветер влияет на общий радиоактивный фон Марса, который и регистрируют межпланетные автоматические станции.

Все элементы после водорода и гелия, а так же, частицы лития, вырабатываются в звёздах в процессе термоядерных реакций. Более тяжёлые (после железа) вырабатываются во время взрывов сверхновых. При этом, могут возникать самые разные изотопы, в том числе и радиоактивный изотоп ксенона.

Почему ксенон-129 задержался в атмосфере Марса? Да потому, что Марс - легкая планета, поэтому её атмосферу покидают сначала лёгкие элементы, у которых средняя скорость сопоставима с 2-й космической. Следовательно, доля тяжелых газов (к которым относится изотоп ксенона) должна быть выше.

Ксенон-129 образуется в результате распада йода-129, а тот получается при цепном делении урана. Вы спросите, откуда на Марсе взялся уран? Нет ничего проще! Уран есть везде, даже в метеоритах. Он входил в состав газопылевого облака из которого родилась Солнечная Система.

Кстати, Вы слышали что-нибудь о природном ядерном реакторе в Окло? Так вот, нечто подобное существует и на красной планете.