Алексей Овчинников Профессионал

В чём вред, а в чём польза от компьютерных игр?

Как сейчас помню своё счастливое детство: «Хватит, вылезай из-за своего компьютера и дуй делать уроки! Опять ты в эти тупые игры гоняешь, вот вырастешь — станешь дебилом необразованным!» — так меня мама гоняла сначала от игровых приставок, потом от компьютера.

Прошло с того времени лет четырнадцать-пятнадцать. Я вырос, закончил школу на «отлично», закончил математический факультет университета, получил диплом, параллельно получил профессию оператора ЭВМ. Точнее, теперь я сисадмин с 10-летним стажем. Кроме этого, параллельно получил музыкальное образование, и сейчас я — редактор в газете. Профессию свою просто обожаю, часто общаюсь с людьми и знаю точно — недоразвитым меня назвать сложно.

Как же так? Ведь, судя по расхожему мнению, которого придерживается и моя маменька, компьютерные игрушки тупят человека, отнимают много драгоценного времени, и человек должен неизбежно отупеть и деградировать. С этой проблемой я (в который уже раз) обратился к знакомому психологу. Вместе с ним мы провели некоторые исследования — интернет-социальный опрос среди геймеров на различных игровых форумах, и вот что накопали. Компьютерные игрушки, действительно, тупят, но не все и не всех! Стоит строго дифференцировать их по классам.

Игрушки делятся на несколько основных классов: «бродилки», «стратежки», «гонки», «леталки», «спортивные» и «головоломки». Каждый из классов ещё и подразделяется, но это уже не существенно.

Пагубно действуют на психику «бродилки» и «леталки». Это преимущественно динамические игры, от них очень тяжело оторваться ввиду их безостановочного сюжета. Смысл их подавляющего большинства заключается в том, чтобы как можно быстрее и больше убить или взорвать. В этих игрушках кровь льётся вёдрами, а информационной начинки практически никакой.

Самой вредной, безусловно, считается «Counter Strike». Миллионы тинэйджеров по всему миру рубятся в неё сутками, и не всегда «за просто так». Единицы на турнирах по «каунтеру» выигрывают деньги, и довольно крупные суммы, но миллионы и миллионы их же и проигрывают, не задумываясь, что проигрывают не только деньги, но и время, и свою молодость.

Меньше воздействуют на психику «гонки» и «спортивные» игры, типа футбольных «Fifa» или баскетбольных «NBA Live». Есть ещё хоккейные, бейсбольные и всякие-разные. Эти игрушки по психическому воздействию примерно нейтральны — вреда не приносят, но и пользы от них тоже никакой, только напрасная трата времени.

Приближаюсь к гордости творения «игрушечных» программеров — стратегии! Эти виды игрушек признаны большинством не только не вредными, но даже полезными! Характер их предусматривает проблему, которая должна решаться не за счёт быстрого и точного нажатия клавиш, а за счёт выбора верной стратегии и тактики ведения действий, то есть самого настоящего интеллекта, мозгов игрока. Кто не верит — попробуйте сами поиграть хотя бы в мирную «Сivilization» или «Sim sity».

Конечно, многие из «стратежек» — военные, и подразумевают насилие. Но это насилие, скорее, — неотъемлемая часть войн, а войны — самый широкий плацдарм для фантазии компьютерных игроделов-стратегов. Кстати, войны не всегда вымышленные. Играя, например, в «Козаки» («Cossacs»), можно нехило пополнить свои познания в истории. Кроме того, появляется настоящий интерес изучить историю того самого периода, в котором происходит игровое действие. Я сам таким вот только образом, просто для интереса, перечитал всю древнюю историю и историю средних веков, вплоть до 19-го.

А играя в «Grand tourismo» на Play Station, я стал интересоваться автомобилями и их «кишками», узнал, что такое «крутящий момент», как вес и аэродинамика автомобиля влияют на его скорость, и что не одними только лошадиными силами мощен автомобиль. В этой игрушке важен правильный подбор частей к авто на строго ограниченную сумму игровых у. е., которые зарабатываются в нелёгких гонках по сложным трассам. На сегодняшний день в реальности я самостоятельно ухаживаю за своим транспортным средством (шестёрка), не прибегая к услугам автосервисов.

Существуют некоторые симбиозы классов игр. Оказывается, «Grand tourismo» — это симбиоз «гонок» и «стратежек». А моя любимая игра, футбольный симулятор «FIFA manager», — симбиоз «спортивной» и «стратежки». Где сам не играешь, а, как Роман Абрамович, только наблюдаешь за своим детищем — футбольным клубом. Строишь с нуля его финансовую и селекционную политику, нанимаешь тренеров-помощников и сотрудников персонала (чем они профессиональнее, тем большую зарплату требуют), заключаешь контракты с игроками, увольняешь ненужных, строишь стадион и средства обслуживания клуба — тренировочные лагеря, площадки, медицинские лаборатории и т. д. То есть, фактически управляешь сложнейшей коммерческой структурой, а такая игрушка уж никак затупить не может.

Подводя итог, классифицирую все игрушки: вредные — «бродилки» (стрелялки), «леталки» и т. п., безвредные — «спортивные» и «гонки», и полезные — «стратежки» и любые с ними «симбиаты», а также «головоломки», например, шахматы или игрушка про трёх потерянных викингов (не помню названия), или про мужичка, двигающего ящики, и тому подобные.

Открою секрет: у меня очень мало времени и мне его порой жутко не хватает, но если я ухожу в отпуск, то несколько дней обязательно посвящаю компьютерным игрушкам! И ещё, товарищи родители, обратите внимание, во что именно играет ваше чадо — не позвольте ему затупиться. Удачи!

Обновлено 10.02.2015
Статья размещена на сайте 13.07.2007

Комментарии (40):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Александр Алексов Читатель 22 июля 2012 в 19:05 отредактирован 27 мая 2018 в 15:24

    Игра про трёх викингов "The Lost Vikings" логическая игра на sega очень интересная. Викингов 3-е, у одного меч и лук, у другого щит, а другой прыгает. комбинируя их возможности нужно проходит головоломные лабиринты. Любимая игра детства

  • Меня раз товарищ пригласил поиграть на Playstation, и в Grand tourismo я выбрал синий Alpine A310, как у Мисато!

  • ИМХО, в бродилках и стрелялках тоже есть польза. Главное - чувство меры.

    Оценка статьи: 4

  • Конечно у компьютерных игр есть много недостатков, но и польза на мой взгляд большая:

    1) Вы не найдете геймера со стажем, хотя бы полгода, плохо разбирающегося в новинках компьютерных технологий, и не чувствующего себя в оболочке Windows , как *рыба в воде*. Ведь знание компьютера на сегодняшний день, стало просто огромной необходимостью.

    2) Самыми полезными играми на мой взгляд являются экономические стратегии. Ведь без сомнения хорошо, когда ваш ребенок уже в школе будет знать, что такое закон спроса и закон предложения.

  • Почему-то не упомянут очень большой класс игр RPG, или ролевые игры. Там действительно полное погружение обычно происходит, т.к. без "вживания" в мир нормально отыграть роль практически невозможно. Лиц с неустойчивой психикой к ним подпускать нельзя.

    А вот упомянутые выше онлайн-игры являются (часто) лишь вариантом многопользовательской игры, т.е. это не вид и не жанр, а место выполнения программы. Например, даже шахматы по сети бывают...

    Ну, и опечатка: не Sim Sity, а Sim City.

    • А вот упомянутые выше онлайн-игры являются (часто) лишь вариантом многопользовательской игры, т.е. это не вид и не жанр, а место выполнения программы

      онлайновые игры можно выделить в отдельный класс, в связи с тем, что у них появляется куча недостатков и, возможно, несколько преимуществ

      Например, даже шахматы по сети бывают...
      то что сейчас подразумевается под онлайновыми играми, это не просто игра по сети, чаще всего необходимо платно пользоваться услугами какого-то игрового сервера, и в дальнейшем находиться в неокм виртуальном мире
      обычная игра по сети онлайновой не называется (так как то , что ты в сети (локальной), ещё не значит что ты онлайн (в интернете))

      Оценка статьи: 4

      • не значит что ты онлайн (в интернете)
        on-line означает "на связи", и никакого отношения к интернету не имеет. Это просто привычка подменять понятия.

        необходимо платно пользоваться услугами какого-то игрового сервера
        Бесплатных гораздо больше, и аудитория у них ничуть не меньше.

        в дальнейшем находиться в неокм виртуальном мире
        А другим играм вы отказываете в наличии виртуального мира?

        • on-line означает "на связи", и никакого отношения к интернету не имеет. Это просто привычка подменять понятия.
          в той же вики
          подтверждают, что на данный момент под онлайном, в большинстве случаев, подразумевают подключение к интернету
          большая часть пользователей понятие онлайновые игры сразу ассоциирует с играми через интернет
          я говорю за то, что видел вживую у себя в стране и то, что вижу по различным сайтам/форумам других стран.. я не спорю что некоторые люди могут воспринимать слово онлайн по-другому, но с течением времени многие понятия приобретают другой смысл в зависимости от контекста и условий в которых этим понятием пользуются


          Бесплатных гораздо больше, и аудитория у них ничуть не меньше.
          среди моих знакомых очень много подсело на платные ресурсы, поэтому их и упомянул (так как нагляднее всего недостаток этого типа игр), существование бесплатных не отрицал


          А другим играм вы отказываете в наличии виртуального мира?
          сложный вопрос.. с одной стороны, почти во всех играх присутствует виртуальный мир.. с другой стороны тот виртуальный мир, который в онлайновых играх, отличается от локальных версий

          Оценка статьи: 4

  • Алексей, Вы меня успокоили.
    Не буду терроризировать своего отпрыска.
    Кстати, вспомнила, что в дошкольном возрасте он читать научился играя в "Цивилизацию". Как он там играл, не знаю, но мы вдруг обнаружили, что ребенок умеет читать и очень удивились .
    +5

    Оценка статьи: 5

  • 1. по поводу контр-страйка - это не порсто стрелялка/бродилка, многие игроки играют командами, вырабатывают тактику, а не бездумно бегают, также такие игры вырабатывают реакцию.. насколько я знаю, на подобных играх тренируют некоторых солдат

    2. "про мужичка, двигающего ящики"
    игра называется сокобан (sokoban - кладовщик), действительно классика
    в компьютерре была неплохая статья про эту игрушку, почитать можно тут

    3. по поводу стратегий.. не такие уж они и безвредные.. самый большой их минус, что они завлекают и отнимают много времени, порой горахдо больше чем всякие контр-страйки и тд..
    (сравните сколько времени занимает партия в шахматы, а сколько один раунд в каком-нить боевом искусстве)

    4. а также «головоломки», например, шахматы или игрушка про трёх потерянных викингов (не помню названия), или про мужичка, двигающего ящики, и тому подобные
    я бы шахматы отнёс к стратегиям, а не логическим играм.. в логических играх логика очевидна, в шахматах всё зависит отдействий противника, нужно просчитывать свои и его ходы на много времени наперёд.. так что это уже стратегия

    5. Играя, например, в «Козаки» («Cossacs»),
    если не ошибаюсь кАзаки, от слова казак, а не коза

    6. "леталки", часть гонок, а также пропущенные Вами подобные игры связанные с водным транспортом и тд, называются симуляторы.. они порой используются в обучающих целях, чтобы разобраться с управлением и тем как нужно себя вести в определённом аппарате

    7. а как же онлайн игры?

    вцелом за статью поставил 4-ку, потому что была попытка расставить всё по своим полочкам, классифицировать игры.. но написано не впечатляюще, слишком много встречается неточностей и сленговых слов, если хотите донести информацию до тех, кто этой области не разбирается (тем, кто разбирается - думаю Ваша статья мало интересна), то нужно писать более доступно, а то "стрелялки", "бродилки", "леталки", "рубятся"..

    Оценка статьи: 4

  • Очень интересная и важная тема! 5! Со многими выводами автора согласен. Вставлю и свои пять копеек.
    Сам я не являюсь не противником, ни фанатом (слава Богу!) компьютерных игр. Застали они меня в зрелом возрасте, а будь я подростком, скорее всего, втянулся бы. По личным наблюдениям главная польза компьютерных игр в том, что они позволяют без скуки и страха освоить компьютерные азы. Правда, когда они освоены, исчезает и польза. Ничего особо развивающего я не заметил даже в стратегиях (кои кстати, как и автор, уважаю). Сомневаюсь, что успехи в играх "Век Империй" или "Казаки" свидетельствуют о полководческом таланте. . Как и "КонтрСтрайк" не сделает из тщедушного очкарика "зеленого берета". Развитие ума и реакции от этой деятельности я тоже чаще всего не замечал... Конечно речь не о всех играх. Допустим тот же компьютерный бильярд кое-какие азы дает, ну а шахматы - они везде шахматы.
    Игры это, прежде всего, развлечение, средство коммуникации (особенно сетевые) и даже своеобразный психотренинг (ролевые). У этой сферы лишь два крупных недостатка. Первый - они отнимают уйму времени. Помню, как когда-то целую ночь проиграл в "Империю", победил, но... в итоге осталось чувство "Куда ушли лучшие годы..." .
    Второй минус в том, что разнообразие компьютерных игр часто заменяет ребенку игры физически активные, игры непосредственного общения, приковывают его к креслу. Как известно, всё хорошо в меру.

    Оценка статьи: 5

  • А как все-таки с мышлением?

    На мой взгляд, игры в значительной степени влияют на мышление.
    Точнее на его упрощение и уплощение.
    И даже в "стратегиях" познавательный момент уравновешивается "методом тыка".

  • 5

    Да игры то действительно разные бывают! Нельзя судить однозначно

    Оценка статьи: 5

  • А как же вы упустили World of WarCraft&

    Оценка статьи: 5

  • Игры конечно вешь в некоторой степени и нужная, но нужно знать меру, недавно достал Hospital лицензионный диск, ха-ха-ха какой кошмар, игрушка черт знает какого года выпуска, а на СD аж 30 Мб всю ночь играл, прикольная стратегия, в свое время заразился вот и искал, а так обычно в Цивилизацию играю и Settlers II(юбилейное издание). Вот только не понравилось мне их 3D оформление, я бы предпочел чтобы оставили 2D только графику подправили и все.

  • А я в компьютерные игры вообще не играю

    Оценка статьи: 3

  • Да, так жаль, что нет на эти развлечения времени...

    Оценка статьи: 5

  • Ничего, вполне. А еще их можно применять в учебном процессе, особенно по экономике и истории. Конечно, в играх много ошибок, но ведь на них то же учить можно.

  • Немного староваты игры, приводимые в пример... в казаки уже и не играют, вроде... я вот SWAT люблю очень тактический шутер - это и кровь, и зарядка для мозга!

    Оценка статьи: 4