• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Владимир  Жестков Грандмастер

Путешествие в Чили. Какие легенды и мифы окутывают мыс Горн?

Любое таинственное и труднодоступное место быстро обрастает массой разнообразнейших легенд, преданий и зачастую непонятных непосвященным обычаев. Мыс Горн исключением не является.

О некоторых обычаях я упоминал в статье о проливе Дрейка, они идентичны. Среди морских «волков», плавающих по воле волн и ветрил, до сих пор можно встретить людей с золотой или медной серьгой в ухе. А уж сколько подобного товара продается в сувенирных лавках, разбросанных на «краю света», — просто глаза разбегаются! Значит, не перевелись еще романтики на старушке Земле.

Так вот, для объяснения этого обычая существует старинная легенда, которая гласит: нашедший выброшенное на берег тело погибшего в океане моряка должен предать его земле, а серьгу взять себе в счет оплаты.

Другая, не менее древняя, легенда о мысе Горн гласит, что в том месте, где сходятся Тихий и Атлантический океаны, давно, когда люди еще не появились на белом свете, владыка морей и океанов приказал приковать мощнейшими цепями к морскому дну страшного демона. Всю свою жизнь это чудище пытается порвать цепи, поэтому там постоянно бушуют океаны и дуют коварные ветры, а все, что связано с мысом Горн, обещает путешественникам массу неожиданностей.

Согласно еще одной известной легенде, души матросов, погибших при прохождении мыса Горн, превращаются в неутомимых альбатросов, вечно парящих над разъяренной стихией.

Но самая известная легенда, связанная с мысом Горн, о которой слышал, наверное, каждый, это легенда о Летучем голландце. Существует много вариаций на эту тему. В основе всех их лежит история шкипера голландского корабля-парусника Ван дер Декена, который никак не мог обогнуть коварный мыс, все время ему мешала погода. Обозленный в конец шкипер поклялся, что он будет пытаться обогнуть мыс хоть до второго пришествия. Как только он выкрикнул в сердцах эти слова, с неба прозвучало: «Да будет так, плыви». Вот и плавает он до сих пор в тщетных попытках обогнуть мыс. Иногда он даже поднимается на палубу встречного корабля, чтобы передать письма домой.

Почему героем легенды стал голландский моряк, да еще с конкретным именем, никто, конечно, не знает. Но очевидно, что в прообразы ему попал или капитан Схаутен, голландец по национальности, давший имя крайней, как долгое время считали, земной тверди на юге южноамериканского континента, или его многочисленные последователи.

Не всем удавалось обогнуть мыс Горн с первого захода, некоторым приходилось повторять свои попытки раз за разом, некоторым везло — и они достигали своей цели, но многие поплатились жизнями в этой борьбе со стихией. Вот все это и легло три с лишним сотни лет назад основой в эту удивительную легенду. Продать свою душу дьяволу в обмен на попутный ветер — это как же надо было стремиться осуществить свою мечту, чтобы обречь себя на вечное скитание по морским просторам!

«Летучий голландец», появлявшийся на горизонте, сулил всем морякам быструю гибель, гласила легенда. Суеверие, как известно, очень живуче, вот и множилось количество слухов о встрече с кораблем-призраком. Десятки письменных донесений капитанов кораблей вынудили правительство Аргентины послать в начале XXI века специальную научную экспедицию, которая должна была найти в проливе Ле-Мер, где этот призрак являлся морякам чаще всего, реальные причины его возникновения.

Каким бы странным это не показалось, но слухи соответствовали действительности: некий парусник на глазах изумленных ученых то мчался на всех парусах, то терпел бедствие. К счастью, все это оказалось оптическим обманом. Просто при определенном положении солнца на фоне возвышенного берега Огненной Земли проявлялась эта иллюзия. Теперь в лоцию внесена специальная поправка о возможности возникновения этого явления.

Иллюзии иллюзиями, но встретить в океане судно без единого человека на борту было не редкостью. Согласно отчетам страхового общества «Ллойд» в период с 1891 по 1893 год было зарегистрировано 1828 отчетов капитанов о встрече в открытом море с такими судами. Пришлось приступить к их планомерному уничтожению. Только американские военные корабли к 1930 году уничтожили 267 таких «призраков». Но, хотя вероятность встретить сейчас «летучего голландца» минимальна, к мачтам многих судов прибиты подковы — на удачу.

Конечно, говоря о кораблях-призраках, необходимо вспомнить и об опере великого Рихарда Вагнера «Летучий голландец». Композитор на основе своих личных впечатлений, полученных во время бегства от кредиторов, когда его корабль попал в шторм, и подкрепленных рассказами матросов, а самое главное — книгой Генриха Гейне «Из мемуаров господина фон Шнабелевопского», написал вначале либретто, а затем и музыку к этому романтическому произведению.

То, о чем я хочу сообщить читателям, к величайшему сожалению, трудно отнести к мифам и преданиям, это скупая и оттого еще более тяжелая статистика. До 1914 года обход вокруг мыса Горн был практически единственным путем для парусных судов при переходе из одного океана в другой. Так вот, начиная с XVII века, рядом с мысом Горн погибло, по разным данным, от 800 до 1000 кораблей, на которых было не менее 10 000 моряков различных национальностей. Именно по этой причине мыс Горн считается крупнейшим кладбищем кораблей.

Наверное, это может показаться парадоксальным, но некая весьма существенная часть кораблекрушений во времена парусного флота происходила не при сильном ветре, а при его полном отсутствии. Именно таким образом в районе мыса Горн в 1929 году потерпело катастрофу судно «Пиннас». Шторм, бушевавший в океане в течение нескольких дней, внезапно прекратился, ветер стих, паруса на судне безвольно обвисли, но продолжавшее волноваться море влекло корабль к рифам, на которых он и нашел свой конец.

Ну и напоследок любопытная информация. В 1830 году, когда шхуна «Бигль» совершала свое легендарное плавание, капитан Фицрой высадился на остров Горн, произвел там все необходимые замеры и вычисления и поднялся на вершину мыса. В качестве доказательств своего присутствия на острове он оставил там послание потомкам в виде некоего материального подтверждения. Посылку, оставленную англичанами на пике Мыса, удалось найти лишь в конце 1989 года. Это сделали офицеры чилийских ВМС. Теперь содержимое «посылки» из прошлого — монеты, кнопки и прочая подобная мелочь, хранится в Военно-Морском музее в Вальпараисо.

Статья опубликована в выпуске 11.07.2015
Обновлено 24.08.2022

Комментарии (3):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Константин Кучер Константин Кучер Грандмастер 11 июля 2015 в 13:53 отредактирован 11 июля 2015 в 13:53 Сообщить модератору

    Как-то пришлось поработать экскурсоводом на Кижах. И вот тогда, помню, меня впервые поразила такая вещь: любая деталь архитектурного декора помимо эстетической нагрузки обязательно исполняла какую-то чисто утилитарную функцию. Те же причелины. Не просто украшение фронтона избы, но и защита торцевых срезов слег кровли от гниения. Плюс резьба по самой причелине - те же обереги, защищающие дом от злых духов.
    И это ведь не только в деревянной архитектуре Русского Севера. Везде! Вот, оказывается, и моряку серьга - не только для красоты. Но и для того, чтобы и после своей смерти он мог рассчитаться с незнакомым ему человеком за собственное погребение...

    Оценка статьи: 5