Андрей Кашкаров Грандмастер

На чем основаны финский дизайн и модный стиль?

Сложно описать чувство душевного подъема, охватывающее меня при виде вещицы, хорошо сделанной кем-то своими руками. В процессе работы над оригинальной вещью — будь то изделие из металла, выкройка из текстильного полотна, выжигание по дереву или вышивка, можно корректировать начальный «план» задумки и находить идеальное решение. Самая удача — нахождение такого дизайнерского решения, которое долго не выйдет из моды.

Ярмарка Йоулумаа в Иматре Источник

В этом смысле весьма экспериментален и оригинален финский модный стиль. Он уже приобрел большую популярность в мире. И неспроста: страна расположена на пересечении европейский и российских модных тенденций. Нарастающее влияние скандинавской и славянской культур оказывает значительное влияние на всю модную индустрию; это определенно новое, но уже достаточно признанно как мировая тенденция. Как это произошло и почему?

Финский дизайн, как самостоятельное направление, уже в ХХ веке имел значение и отличался элементами скандинавского минимализма. И сегодня выразительные образы создаются за счет обильного использования красок и принтов. Именно специалисты, работающие в области моды, наполнили некогда традиционный финский стиль яркими, кричащими принтами. Финны создают яркие вещи, ориентируясь, прежде всего, на потребности и вкусы своей потребительской аудитории. Так, многие коллекции сезонов 2014—2015 годов созданы под влиянием чувства свободы, которое дарит человеку природа.

И окружающая природа действительно имеет большое значение для творчества финских дизайнеров, соответствуя двум главнейшим аспектам финского характера: связь с природой и осознание значимости окружающей среды. Несмотря на то что дизайнеры расходятся во мнениях относительно самого понятия «финский стиль», у большинства он все же ассоциируется с изменчивым и подчас драматичным пейзажем за окном. Насколько комфортно в Финляндии примерять драйв современности с неспешным ремеслом и стилем жителей страны?

Хотя Финляндия — далеко не самая теплая страна мира, подход местных мастеров к цветовой палитре и узорам можно назвать на удивление солнечным. На мой взгляд, из-за затяжной и «мрачной» зимы финны скучают по цвету, вещам и событиям, которые буквально поднимают настроение. Готовые работы отражают это с помощью узоров, а также цветных блоков, нанесенных поверх вышивки с помощью ручной набивки. Такова теперь здесь связь традиционного мастерства и современных технологий, которая заметна в новых коллекциях одежды. В этом же ключе даже гастрономические удовольствия финнов можно выделить в отдельную «песню», в которой принципы этичности проецируют на общее позитивное настроение.

Обсудив тему новых модных коллекций с многими финнами, я пришел к выводу, что люди заинтересованы в оригинальных изделиях ручной работы. Такие изделия обладают душой, да и сам процесс покупки и обращения с непосредственным производителем-мастером не сравнить с шопингом в супермаркете. И одним из основных залогов успеха творчества является качество самих изделий — выполненные в стиле минимализма, свойственного финскому дизайну, они и сочетают в себе лучшие из возможных материалов.

Так же принцип свободы и раскрепощенности, заметный в дизайнерских решениях вязаных вещей и вещей из кожи, открывает широкие возможности для мастера и позволяет создателю «оригинальной новинки» экспериментировать как с узором, формой вещи, так и с цветовыми решениями.

Еще одна «фишка» финских рукодельниц касается вторичного использования сырья, что очень популярно по всей стране. Бережливость, свойственная финнам, и экологичность производства уже много лет является традицией, осознанным стилем, а не случайностью. Создание экологически чистых вещей посредством переработанных материалов приносит и свои плоды: простые и стильные вещи из драпа, фетра, кашемира и даже армейских шинелей выглядят оригинально и не имеют недостатков в виде шаблонно-серийных производств.

Финны мудро научились довольствоваться тем, что имеют. И это, на мой взгляд, справедливо: счастье обладания оригинальной самодельной вещицей имеет гораздо большее значение, чем даже слава или успех дизайнера. В приграничных с Россией городках — Лаппеэнранте и Иматре (и др.) — есть небольшие лавочки-магазинчики, которые реализуют товары ручной работы. Предпринимательская активность в этом сегменте поставлена в Финляндии на широкую ногу, популярна (многие предприниматели наследуют семейное дело и имеют опыт нескольких десятилетий).

Мне известно, что и в России достаточно развит сегмент рукоделия. Сейчас, в век информатизации и высоких технологий, можно обмениваться опытом с финскими мастерами. Начать можно прямо сегодня. Не говорите, что вы вернетесь к этому когда-нибудь. Время действительно ускоряется. И в обмене опытом будьте готовы к неожиданным, интересным сочетаниям красок.

Статья размещена на сайте 28.06.2015

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: