• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Марк Блау Грандмастер

Стамбул. Пройдёмся по берегу залива Золотой Рог?

Париж стоит мессы, а Стамбул стоит Парижа. Отсюда не следует вывод о том, что и Стамбул тоже стоит мессы. Отсюда следует вывод, что Стамбул — город очень приятный и к туристам доброжелательный. Город, в котором забываешь о времени, потому что здесь есть что посмотреть, есть что купить и есть что поесть. Город, в котором дух захватывает от раскрывающихся глазу видов на зелёные холмы и на водные просторы. Нет, в самом деле, Стамбул стоит Парижа!

Залив Золотой Рог во всю свою длину Фото: ru.wikipedia.org

Одно из интереснейших мест Стамбула — залив Золотой рог. По нему ходят катера, есть даже расписание рейсов. Но расписание это достаточно условное, как и многие расписания в Стамбуле. Можно ждать в тоске кораблика и не дождаться. Поэтому имеет смысл пройти берегом вдоль этого длинного залива, где ещё с византийских времён располагались верфи. По этой причине ни один корабль просто так в Золотой рог не пускали. Вход сюда с Босфора был перекрыт цепью.

Идя по южному берегу залива, можно увидеть много интересного. Можно подивиться крепостным стенам старого Константинополя. И, проходя мимо них без спешки, увидеть, что это, на самом деле, была не одна крепостная стена, а целых три, следующих одна за другой. Воистину, взять такую крепость было ох как непросто!

На южном берегу залива сразу за стенами старого города находился район, который называется сейчас по-турецки Фенер. Здесь во множестве живут православные греки. Свой район они называют Фанар, а себя — фанариотами. По-гречески «фанар» — не трудно догадаться — это «фонарь». Здесь когда-то, действительно, на колонне был закреплен фонарь, который исполнял роль маяка.

Фанар, как уже было сказано, является греческим островком в турецком Стамбуле. Практически все греки города проживают здесь. Поэтому до сего дня здесь находится резиденция Константинопольского патриарха и собор Святого Георгия. Правда, отыскать его непросто. Ни крестов не увидишь, ни колокольного звона не услышишь.

А вот болгарская церковь Святого Стефана находится на берегу залива, её не пропустишь. Церковь эта интересна не только тем, что это одна из немногих христианских церквей на территории Стамбула. Главное её отличие состоит в том, что она полностью изготовлена из чугуна. Сама церковь существует с 1849 года, но после пожара в 1898 году на прежнем месте было построено чугунное здание. Иконостас болгарской церкви и колокола для неё изготовили русские мастера.

Если продолжить путь по южному берегу залива, на противоположном берегу можно заметить субмарину, корабли, самолёты и вертолёты. Это не военная база, а индустриальный музей Рахми М. Коча, один из интереснейших музеев Стамбула, тоже заслуживающий отдельного посещения. Интересно в этом музее и взрослым, и детям.

Рахми Коч был известным мультимиллионером, филантропом и коллекционером. Музей находится на территории старой верфи в здании ленгерхане (литейном дворе, где отливали якоря). Якорная литейка работала здесь с 17-го века, но в конце века 20-го, в 1994 году, здание литейного цеха тщательно отреставрировали и разместили здесь экспонаты, собранные Рахми Кочем. Кстати, экспонатов хватило на целых два музея. Второй музей был открыт в Анкаре. Все экспонаты распределены по нескольким разделам: транспорт, средства связи, инженерия, научные приборы, макеты и игрушки. Рассматривать всю эту роскошь можно долго, и скорее всего, это развлечение для мужчин.

Посетить этот музей, конечно, стоит, но хорошо, что он находится на другом берегу довольно широкого залива. Из-за этого почти автоматически возникает желание сделать это отдельно и в другой день. А сегодня лучше завершить поход вдоль залива. До цели прогулки ведь уже недалеко.

Действительно, залив заканчивается совсем рядом, в стамбульском районе Эюп, о котором турки говорят уважительно, и даже с придыханием в голосе. Откуда же такое почтение? Объясним.

Надо сказать, что хотя Стамбул несколько столетий был центром великой империи, в глазах мусульман это нисколько не приближало его к святым городам Мекке и Медине. Даже самые великолепные мечети города не могли соперничать с теми, которые освящало имя Пророка.

Вся святость ислама сосредоточена только в двух аравийских городах. В течение веков эта проблема сильно огорчала всех владык великих городов Востока. Хитромудрый Хадж-Амин аль Хусейни, считавший себя исламским хозяином Иерусалима, изрядно проплатил труды мусульманских учёных, для того чтобы они доказали, что Иерусалимская мечеть и есть та самая знаменитая окраинная мечеть («Аль-Акса»), где однажды ночью побывал пророк. И учёные оправдали доверие — доказали. Именно благодаря этому доказательству Иерусалим считается ныне важным городом для мусульман, хотя нигде в Коране он ни разу явно не упоминается.

Стамбул же при этом утратил звание третьей святыни исламского мира, которое успешно удерживал на том основании, что здесь, в районе Эюп, находится могила сподвижника Мухаммада — Абу Айюба аль-Ансари. По преданию, он уже почтенным старцем участвовал в первом походе мусульман на Константинополь (674−678 гг.), был знаменосцем при осаде города, получил ранение, от которого умер, и был похоронен здесь, на берегу залива Золотой Рог.

Спустя более чем 800 лет, в 1453 году, османы захватили Константинополь. Могила Абу Айюба чудесным образом отыскалась, и на её месте в 1458 году воздвигли мечеть Султана Эюпа, первую мечеть из возведенных турками в Стамбуле. Человек, который видел Пророка, и в доме которого Пророк жил длительное время — это, конечно, личность святая и у мусульман почитаемая. Посему мечетью турки вполне законно гордились. Здесь хранился родовой меч Османов, которым должен был перепоясаться при вступлении на престол каждый новый султан.

В этом смысле, если уж говорить, что Стамбул стоит Парижа, то Эюп стоит Реймса.

Статья опубликована в выпуске 22.02.2016
Обновлено 5.08.2022

Комментарии (12):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: