• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Игорь Вадимов Грандмастер

Каковы история и перспективы цифровой фотографии?

Красива и монументальна хронология возникновения классической фотографии. От камеры-оскуры, известной еще в Древнем Египте и Античном Риме, через тысячелетия к первым фотографиям Непьера и Дагерра. А затем и к фотоаппаратам, которые вначале перевозились на повозках, а впоследствии размещались в кармане рубашки. Но тут пришла цифровая фотография — и почти мгновенно все изменилось.

Фото: Depositphotos

Я хорошо помню времена расцвета пленочной фотографии, которые сегодня, в противовес нынешней цифровой фотографии, часто называют «аналоговой». Фотография в 60−80е годы была не просто процессом. Это было священнодействие. Меня этому колдовству научил в детстве папа. Волшебно звучали слова ФЭД, Смена, Зенит, Унибром, Бромпортрет, Йодоконт.

Процесс фотографирования происходил так…

Сначала в черном рукаве вслепую производилась зарядка фотокассеты пленкой.

Потом эти 36 кадров отщелкивались. Если делались пейзажные снимки, то каждый кадр — это отдельная работа. Над его компоновкой вначале надо поразмыслить, прикинуть выдержку и диафрагму, сделать кадр, затем продублировать с другими выдержкой и диафрагмой, но так, чтобы экспозиция кадра получилась такой же.

А репортажная съемка — это искусство поймать мгновение. Успеть снять мелькнувшую на лице улыбку, или зафиксировать взлетающих голубей, или кружащую над водой чайку, пену на гребне морской волны, которая вот-вот ударит в берег… А кадров, напомню, только 36, потом фотоаппарат надо перезарядить.

Каковы история и перспективы цифровой фотографии?
Фото: Depositphotos

Затем пленку проявляли в специальном бачке. В темноте надо было вставить пленку в бачок, закрыть его от попадания света, налить проявитель, выдержать, сколько на пакетике написано. Затем тщательно промыть проточной водой и минут на 10 залить закрепителем. Только после этого проявленную пленку можно было посмотреть — что получилось, как удалось снять то, что хотелось. А потом пленку вешали для сушки, и, когда она высыхала, начиналось самое интересное — печать фотографии.

Вся семья строго предупреждалась: в ванной свет включать нельзя. На ванну ставилась доска, на которой размещали увеличитель, кюветы с проявителем, закрепителем и водой для промывки. Включалась красная лампа — и начиналось своего рода колдовство.

Каковы история и перспективы цифровой фотографии?
Фото: Depositphotos

Навести объективом резкость выбранного кадра, выбрать в кадре самое интересное, скадрировать по размеру применяемой фотобумаги, сделать экспозицию, отсчитывая секунды по давно установленному «сто один, сто два…».

Положить в проявитель белую экспонированную бумагу, будущую фотокарточку, и наблюдать, как листе появляется изображение. Чудо чудное! Затем промыть в воде — и в закрепитель ее, пусть там полежит, пока все фото не сделаем.

Каждый кадр — уникален, с каждым кадром надо работать по-своему. И не надо бояться ошибиться при печати — все можно повторить с другой экспозицией, скадрировать немного по-другому, ведь кадр уже зафиксирован на пленке.

Закатом эры фотопечати оказалось внедрение в мир цветной фотографии. Увы, в 90-е в продаже появились и стали модными пленки нового типа — цветные негативные и цветные диапозитивные. Печатать их любителю было намного сложнее — они требовали очень четкого соблюдения температуры проявителей. Проще было, сняв пленку, отдать ее в проявку и печать в фотоателье. В итальянских, например, фото выдавали прямо в фотоальбомах.

Каковы история и перспективы цифровой фотографии?
Фото: Depositphotos

А цветную диапозитивную пленку после печати надо было нарезать, вставить в рамочки для диапозитивов — и можно смотреть, что получилось, на повешенном на стенку экране. Или просто повесить на дверь простыню — и смотреть диапозитивы на ней. Конечно, раньше надо было купить диапроектор, чтобы просмотр диапозитивов был достаточно эффектен.

Развитие цифровой фотографии началось в далеком 1969 году, когда пленочная фотография год от года росла быстрыми темпами, ставя рекорды продаж.

  • Съемки на диапозитивную пленку: сфотографировал, отдал в проявку в мастерскую, получил, разрезал, вставил в рамочки, включил диапроектор — и наслаждайся видами на экране.
  • Съемки на цветную негативную: отснял, сдал в мастерскую, получил готовые альбомчики с вставленными фотками — и хвастайся видами, рассказывая об отпуске.

Фотомастерские росли как грибы, не успевая справиться с валом работы. Но уже начались работы в Bell Laboratories над матрицей ПЗС для цифровой регистрации изображений.

Первый цифровой «фотоаппарат», изготовленный Bell Laboratories уже в 1970 году, имел 7 пикселей. Правда, их тогда так не называли, это были еще МОП-элементы.

Цифровой зеркальный фотоаппарат «Kodak DCS 100» и блок записи данных, 1991 г.
Цифровой зеркальный фотоаппарат «Kodak DCS 100» и блок записи данных, 1991 г.
Фото: Morio, по лицензии CC BY-SA 3.0

В 1972 году фирма Texas Instruments запатентовала цифровой фотоаппарат. Он использовал ПЗС-матрицу, а файл изображения сохранялся на магнитной ленте и мог воспроизводиться на телевизоре. Печать снимка предусмотрена не была.

В компании Kodak в 1975 году сделали первую работающую фотокамеру с ПЗС-матрицей 100*100. Снимки записывали на магнитную кассету, запись длилась 23 секунды. Вес этой камеры был 3 кг.

Наконец, в 1981 году фирма Сони выпускает цифровой фотоаппарат Sony Mavica. Считается, что с этого аппарата и начинается эра фотографии без пленки. Фотоаппарат имел Матрицу 570*490 пикселей (0.2 МП). Фото записывались на двухдюймовые диски Video Floppy — до 50 кадров на дискету.

В 80-е и 90-е цифровая фотография делала первые шаги. Неуклюжие и огромные аппараты, снимки слабого разрешения, пригодные только для газет или для просмотра на телевизоре.

Прототип видеофотоаппарата «Sony Mavica», 1981 г.
Прототип видеофотоаппарата «Sony Mavica», 1981 г.
Фото: Morio, по лицензии CC BY-SA 3.0

В 90-е бизнесмены почуяли в создании цифровых фотоаппаратов запах огромных денег. Ведь если заменить цифровой фотографией пленочную, то это же десятки миллионов покупателей! А значит доходы в сотни миллионов и миллиарды долларов, отнятых у пленочной фотографии.

  • В 1995 году фирма Casio выпустила первую цифровую мыльницу — «Casio QV-10».

Все фирмы-производители пленочных фотоаппаратов наперегонки начали разрабатывать и выпускать цифровые фотокамеры. Сегодня выпускают и «мыльницы» для начинающих фотолюбителей (щелкнул и забыл до конца путешествия), и мощные фотоаппараты для профессионалов с возможностью смены объектива и массой функций. И в «мыльнице» сейчас не 36 кадров, как было в пленочных, а, в зависимости от емкости купленной хозяином фотоаппарата карты памяти, от нескольких сотен до десятков тысяч фотографий — воистину, «снимай-не хочу», а дома как-нибудь разберемся.

Каковы история и перспективы цифровой фотографии?
Фото: Depositphotos

Фирмы Fuji, PENTAX, Sony, Canon, Nikon наперегонки начали создавать на базе разработанной и совершенствуемой технологии новые «мыльницы», новые фотоаппараты профессионального качества. Росли характеристики ПЗС-матриц, от долей мегапикселя они дошли до десятков мегапикселей, что при хорошем качестве объектива дает возможность получить качественную фотографию очень большого размера — хоть фотообои на стенку вешай.

Проиграли только фирмы, производившие фотопленку, фотобумагу, химикаты для проявки и печати, а также сети фотоателье, производивших проявку фотопленок и фотопечать. Ушли с рынка производства пленок фирмы Agfa, Konica, обанкротилась фирма Kodak, упустившая момент перехода на цифру.

Процесс фотографирования упростился. Навел, щелкнул — и все. А вернувшись домой, скачал на домашний компьютер, посмотрел, как получились фотографии. То, что не слишком понравилось — или стер, или подретушировал какой-нибудь программой обработки изображений. Потом распечатал на принтере, если захотелось кому-то это фото подарить, или разместил на каком-нибудь фотосайте, дабы похвастаться перед знакомыми и незнакомыми посетителями.

Каковы история и перспективы цифровой фотографии?
Фото: Depositphotos

По мере развития технологии можно ожидать все более мощных фотоаппаратов, которые со временем будут дешеветь. Возможно, дело дойдет и до объемной фотографии. Цветное объемное и движущееся изображение, снимаемое маленькой и недорогой «мыльницей»… Когда это будет создано? Может, лет через 10, а может быть, и в будущем году.

…И все же прежний процесс был намного интереснее. Когда на белой бумаге, опущенной в проявитель, вдруг появлялось изображение — это выглядело как своего рода колдовство, хотя и повторялось сотни раз за один сеанс печати.

Статья опубликована в выпуске 17.08.2018
Обновлено 18.08.2023

Комментарии (10):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Не Nicon, а - NiKon !
    Интересно, а сколько ещё ошибок вы допустили ?

  • "От камеры-оскуры" - это если про ошибки и опечатки.
    Полностью проигнорирован Polaroid, выдающий фотки сразу, без всякой "химии".
    А для любительских затей фотоаппараты являются не более чем частью телефона.

    Цветное объемное и движущееся изображение, снимаемое маленькой и недорогой «мыльницей»

    Это с одной точки-то?

    • Mike Mike, Поляроид был неплохим аппаратом - точнее, классом аппаратов.
      Однако, у него был и советский аналог. Сразу после Второй Мировой на ленинградском заводе ГОМЗ ("Государственный Оптико-Механический Завод", потом он вошел в состав объединения ЛОМО) выпускался фотоаппарат под названием "Минутка", который тоже благополучно делал моментальные фотографии, пусть и черно-белые.

      • Нью Йоркер, Минутка не гуглится. Только неудачные (заглохшие) попытки скопировать Полароид.

        • Mike Mike, вообще-то мне про Минутку рассказывал человек, который в то время на ГОМЗе работал и Минутку в руках держал. Аппарат выпускался очень давно и небольшими партиями, был предназначен для особых потребителей (понимаете, кого я имею в виду?), в обычную продажу не поступал, поэтому не был широко известен. А в эпоху Интернета про него и вовсе забыли, потому и не гуглится.

        • Нью Йоркер Читатель 4 октября 2018 в 06:01 отредактирован 4 октября 2018 в 06:06 Сообщить модератору

          Mike Mike, вообще-то, насколько мне известно (слухами земля полнится!), есть еще одна причина, по которой какая-то конкретная информация может "не гуглиться": Гугл фильтрует результаты поиска. Причем иногда фильтрует (в том числе) исходя из собственных политических убеждений. Иначе говоря, Гугл может намеренно не показать какой-то сайт.
          Кстати, опять-таки насколько мне известно, Гугл ведет историю всех Ваших личных поисков - причем с привязкой лично к Вам. Зачем - тайна, покрытая мраком. В лучшем случае - для продажи рекламным агентам сведений о том, какой именно спам следует слать конкретно Вам. В худшем случае - даже подумать страшно. Простой обыватель вроде нас с Вами даже представить себе не может, КАКУЮ информацию о Вас можно вычислить исходя из истории Ваших поисков...
          Лично я по этой причине уже давно не пользуюсь Гуглом для поиска. Предпочитаю поисковую машину, которая прямо заявляет о своем уважении к моей тайне личной жизни (по-английски "privacy", читается "прАйвеси"). Эта машина называется duckduckgo.com, про себя называю ее "уточкой".

      • Нью Йоркер, Полароид и его советский аналог использовали одноступенный химический (ес-с-сно) фотопроцесс. Вот как описывает этот процесс Вики - "Немедленно после нажатия на спусковую кнопку и съёмки электропривод извлекал фотоснимок из камеры. При извлечении снимок проходил между валиками, капсула с проявителем раздавливалась и начинался процесс проявления."

        Оценка статьи: 5

        • Игорь Вадимов, вообще-то любое цветное проявление - это "три процесса в одном": каждый цвет проявляется отдельно.
          У этих трех процессов разные "температурные коэффициенты скорости" (разная зависимость от температуры). Поэтому цветное проявление требует очень точной температуры - чуть ли не до полградуса, иначе будет искажен цвет. И только в Поляроиде работали настоящие гении, которым удалось снизить требования к точности.

  • И все же цифровые камеры (особенно недорогие "мыльницы) потеряли одну очень важную деталь - видоискатель. Хваленые цветные экраны на ярком солнечном свете откровенно слепнут: их яркость не способна конкурировать с Солнцем.
    Та же проблема у меня с моим смартфоном - на ярком солнечном свете, чтобы на нем что-то посмотреть, приходится искать тень. Поэтому потихоньку облизываюсь на русский Йотафон, но у нас в Америке его пока что не продают.