Вот, к примеру, нидерландский Haarlem экспортировал свое имя за океан, и теперь Гарлем, район Нью-Йорка, более на слуху, чем его первоисточник. А ведь в XVI веке Хаарлем был центром нешуточной битвы в кровавой восьмидесятилетней войне, во многом определившей судьбу Европы.
А кто знает, чем знаменит Лейден, осада которого в то же время и в той же войне была не менее кровавой, чем битва за уже упомянутый Хаарлем? Да и вообще, кто читал «Тиля Уленшпигеля»?
Как уже было сказано, Голландия не любит жить напоказ. Потому она и кажется страной не только равнинной и ровной, но и тихой, в которой все люди живут не суетно и безмятежно.
Все? Только не те, кто занят туристическим бизнесом! Им трудно, невероятно трудно. Даже в самом большом городе Нидерландов, в Амстердаме, не так много приманок для гостей, чтобы они «зависли» здесь на несколько дней. Так что в ход идут такие «завлекаловки», как окрестные аутентичные городки и деревушки с сыром, тюльпанами, селедкой и прочими этнографическими красивостями и прибамбасиками.
Среди таковых приманок — «Маленькая Голландия», или Мадуродам.
Мадуродам — это парк в Гааге, в котором построена миниатюрная копия голландского города в масштабе 1:25. В этом мини-городе есть все, что нужно. Есть, в частности, и уже упомянутые городские ворота, рыночная площадь и церковь.
Но не только. На площади 17,6 квадратных метров размещены модели всех известных строений Нидерландов: королевские дворцы в Амстердаме и в Гааге, Уртрехский собор. А кроме того, морской порт Роттердама и аэропорт Скипхол, пивной завод «Heineken» и целая железнодорожная сеть: четыре вокзала, девять мостов. По восьми путям движутся 12 миниатюрных поездов. При взгляде на это маленькое великолепие проваливаешься в детство и испытываешь совершенно детский восторг перед новой игрушкой.
Модели домов и строений изготовлены из пластмассы, пластмассовые также автомобили на улицах, и фигурки жителей тоже из пластмассы. И они, эти жители игрушечного города, одеваются по сезону. Летом на них футболки и платья, а зимой — куртки и пальто. И, как говорит нам всезнающая статистика, в Мадуродаме целых 50 тысяч миниатюрных фонарей.
А вот зелень на игрушечных улицах не пластмассовая, а настоящая. Это маленькие карликовые растения, выращенные по японской технологии «бонсай». Горшочки с миниатюрными растениями — один из сувениров Мадуродама. Их можно купить в здешнем магазине.
Так что, собственно говоря, Мадуродам — это не маленький город, а Голландия в миниатюре. Так его часто и называют: «Маленькая Голландия».
«Маленькая Голландия» уже давно стала интересной достопримечательностью для туристов. Народ из Амстердама сюда привозят на автобусах. Еще один день в стране проходит незаметно, а к вечеру усталые, но довольные туристы возвращаются к амстердамским пабам, кофешопам и прочим кварталам красных фонарей.
Мадуродам всемирно известен, но он не был первым парком миниатюр. Первый такой парк появился в 1920-х годах в Великобритании в городе Биконсфилд (Beaconsfield). Назывался он Беконскот (Beaconscot) и объединял названия двух соседних городов — Биконсфилда и Аскота.
Роланд Коллинхэм (Roland Callingham; 1881−1961) сначала жил в Аскоте, а после переехал на 25 миль севернее, в Биконсфилд. Здесь, на задах своего дома, в большом саду, он решил построить маленький городок с игрушечными домами и улицами. Маленький, но точно копирующий настоящий городок в английской провинции.
Коллинхэм был бухгалтером, то есть человеком в высшей степени серьезным. Но в любом серьезном взрослом человеке живет ребенок. Поэтому играть в игрушки весело и приятно даже взрослым и серьезным людям. Не удивительно, что к затее Коллинхэма подключились и его садовник, и повар, и домоправительница, и водитель. Вместе они спроектировали миниатюрный уголок деревенской Англии того времени. Плавательный бассейн стал «морем», а небольшие кочки превратились в холмы. По специальному заказу компания, производящая железнодорожные модели, построила для Беконскота несколько железнодорожных линий с бегающими по ним локомотивчиками и вагончиками.
Никто не предполагал сделать Беконскот платным аттракционом, Коллинхэм построил его, чтобы развлекаться самому и развлекать своих гостей. Но в 1930 году забава получила широкую известность, о Беконскоте написали в газетах. Картинки маленьких домиков, а также бегущих по рельсам (и отчаянно дымящих!) паровозиков появились на обложках журналов. В Биконсфилд начали заезжать гости со всей страны.
За удовольствие поглядеть на маленький, кукольный, городок люди стали охотно платить деньги. А поскольку число посетителей в год исчислялось тысячами, доходы от игрушечного этого городка, к удивлению его строителей, оказались совсем не игрушечными. Бόльшую часть вырученных денег Роланд Коллинхэм жертвовал одной из лондонских больниц. К 2014 году сумма пожертвований составила 6 миллионов фунтов.
В конце 1940-х годов в Нидерландах решили основать санаторий для студентов, больных туберкулезом, где бы они могли учиться, одновременно принимая курс лечения. Одна из членов фонда, организованного для сбора средств на реализацию этой прекрасной идеи, госпожа Бун ван дер Старп (Boon-van der Starp; 1884 — 1959), узнала об успехе Биконскота в Англии и решила повторить его в своей стране.
Попытка удалась. Во многом это было связано с хорошей рекламой. Девизом миниатюрной новостройки стала фраза: «Город с улыбкой». Первым мэром будущего миниатюрного города стала нидерландская принцесса Беатрикс, тогда еще школьница. Она и открыла парк миниатюр в Гааге 2 июля 1952 года. Конечно, став королевой, Беатрикс сложила с себя полномочия мэра «игрушечного» городка. С тех пор Мадуродамом управляет один из студентов одного из университетов Нидерландов, избранный по конкурсу.
Парк в Мадуродаме уже давно стал самоокупающимся предприятием, которое приносит немалый доход. В год Мадуродам посещают не менее 750 тысяч человек. Для сравнения: население Нидерландов — приблизительно 17 миллионов.
Успешное функционирование «Маленькой Голландии» способствовало появлению подобных парков миниатюр в разных странах по всему миру. Появились «Маленькая Каталония» и «Маленький Израиль». Специалисты из Мадуродама консультировали создание раздела «Путешествие по сказочной реке» в Диснейленде.
Через 60 лет после открытия интерес к парку у туристов и у местных жителей начал угасать. Поэтому в 2011 году парк закрыли на год и произвели в нем впечатляющую реновацию. Теперь в Мадуродаме имеются три тематические зоны. Темы зон — очень нидерландские, подогревающие интерес к истории и современной жизни страны: «Вода как друг и как враг», «Исторические города» и «Нидерланды — как источник вдохновения для всего мира». Появились световые и музыкальные шоу, компьютерные видеопрезентации.
Главные посетители «Мини-Голландии» — дети, которые уже привыкли к интерактивным развлечениям. Интерактивным стал и Мадуродам. Теперь посетители могут управлять работой многих механизмов: поднимать и опускать заслонки на моделях барьерных дамб, ограждающих страну от Северного моря, руководить погрузкой контейнеров на сухогруз в Роттердаме, участвовать в цветочном аукционе.
В общем, аттракцион, сделанный под девизом «Город с улыбкой» продолжает дарить всем хорошее настроение.
Если уж быть точнее, то Мадюродам (более правильный перевод на русский) создан благодаря средствам родителей Джорджа Мадюро + средства благотворительного фонда и идеи миссис Старп, увиденной ей в Великобритании.
Всё это подробно описывается в музее парка.
Слева, в начале экспозиции находится памятный камень с портретом и надписью Джорджа Мадюро, голландского студента, члена Сопротивления, погибшего в концлагере Дахау в 1945 году. Парк и носит его имя, являясь своеобразным памятником. Согласно воле родителей Мадюро все доходы от деятельности парка идут только на благотворительность.
Участие Нидерландов во Второй мировой войне для меня всегда таило некоторую интригу...
Роттердам был снесён с лица земли. Какой версии верить-кто? Немцы?(официальная версия)...? Тогда как оказалось, что Роттердам в войну был крупнейшей базой подплава ВМС Германии, основным логовом фашистских подводников. Союзники? (англо-американцы)?... Но они упрямо на немцев валят...
История с голландцами в этом вопросе непростая...
С одной стороны их оккупировали (вроде как...), а с другой - несколько добровольческих танковых дивизий СС, воевавших на Ленинградском фронте... (Мясной Бор, Нарва...).
Именно добровольческих дивизий СС, как известно, Голландия больше всех поставила Рейху добровольцев. При населении не дотягивавшем тогда до 9 миллионов, добровольцами, причём почти все- в части СС, пошла большая часть населения. Погибло больше 100 тысяч человек (на стороне фашистской Германии)
Нынешние Нидерланды от этого старательно открещиваются. Даже на бытовом уровне, старательно подчёркивают своё презрение к немцам .
Несмотря на то, что голландский и немецкий почти идентичны (разница практически в "Ч", "Ш") попробуйте поговорить на немецком в Голландии! Даже сегодня! Сразу почувствуете холодок по отношению к себе...
(Увлёкся уже наверное, отойдя от темы)
Поэтому парк интересен ещё и как очень редкий случай памяти о местном антифашисте.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Очень интересно, Владимир Голубков, такого, конкретно про голландцев, я не знал.
Что же до Роттердама и его бомбежки...
Сам я родился несколько позже(на 20+ лет позже), но из мемуаров немецких генералов про ту войну прочитал, что, орлы люфтваффе просто не удержались от удовольствия опробовать настоящую бомбежку - при отсутствии противодействия. Им был дан приказ на бомбежку заранее и когда Роттердам капитулировал перед немцами - они уже взлетали. А потом - не захотели слушать команд с земли и продолжили увлекательное приключение.
А главные базы немецких подводников в ту войну были в Нормандии и на побережье Норвегии.
Тронхейм и что-то еще в Норвегии, Брест, Лориан и еще что-то - во Франции.
Роттердам расположен неудобно - слишком близко к острову, очень досягаем для авиации.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Игорь Вадимов, могу и перепутать что-то. Был в музее Роттердама лет пять-шесть назад, помню, что разрушали его чётко два раза. Причём цифры потерь гражданского населения засели в голову. В 1940-м (немцы) в районе 800 человек. В 1943-м (союзники)- в районе 400 человек. так что всё сопоставимо довольно. Немцы якобы не смогли получить команду на отмену бомбардировки (капитуляцию сдвинули на три часа). Тут могу только возразить предположению о том, что они своевольничали и не захотели слушать команду. при всём отношении к фашистской Германии лично слышал от большинства настоящих (а не псевдо) фронтовиков об исключительной дисциплинированности немецких военных. Для них приказ=есть приказ! Без обсуждения.
А в 43-м союзники, якобы промахнулись и отбомбились не по порту с войсками, грузами и кораблями, а по городу.
Но и в музее, помню, подчёркивали именно бомбардировку немцами...
Американцев с англичанами, наверное. не хотят попусту расстраивать.
Хотя ещё раз говорю: Грех конечно, но "Во время войны Голландию было за что бомбить!"
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Насчет бомбежки 1940 года, я с Вами, Владимир Голубков, полностью, абсолютно и стопроцентно согласен.
Читал мемуары немецкого генерала - и смешно было. Но он именно так и написал, что-де - не то - не услышали, не то - не поверили, не то - наплевали.
А про 1943 - не знал вовсе.
Но базы подлодок у немцев были глубоко закопаны - их союзники массовыми бомбежками достать никак не могли, хотя и Брест и Лориан бомбили более чем жестоко.
Кстати, вроде бы, союзники и французов бомбили не просто жестоко, а намного сильнее.
И порты и города.
Пы.Сы. Кстати - у редактора сейчас в разработке моя статья про бомбежки 2й Мировой, там чуть-чуть и про Роттердам.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Игорь Вадимов, так война-есть война.
Потому и бомбили.
Кстати, именно после немецкой бомбардировки 40-го года англичане официально отменили запрет своей авиации бомбить города с мирным населением, признав, что это теперь не является военным преступлением. И начали массированные, ковровые бомбардировки Рура.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Владимир Голубков, а Вы знаете - и про это я тоже написал в статье о бомбежках.
И, по-моему, там было несколько смыслов.
Своими бомбежками некомбатантов англичане разозлили Гитлера - и он занялся воздушным террором против Англии - тем самым обрекая свою операцию "Зеелёве" на поражение.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Владимир Голубков, такие "отходы" от темы (офтопы) ещё интереснее и "открывают глаза" на "безупречную репутацию" Голландии и в наши дни. Один только Гаагский суд стал примером избирательной строгости. "Отходы" заслуживают отдельной статьи.
0 Ответить
Сергей Дмитриев, да, тема будет интересная...
Надо будет заняться темой "Нидерланды в войне" как будет время.
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Сходу, навскидку, была такая 28-я добровольческая панцергренадерская дивизия СС «Валлония». Бои в Померании и на Одерском плацдарме.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Игорь Вадимов, "Валлония"-это дивизия (потом бригада, ранее легион) формировалась в Бельгии. Разбита в конце-концов в Померании Красной армией.
Чисто-нидерландской была 23-я дивизия (легион, потом бригада) СС "Нидерланд".
Воевала под Волховым и Ленинградом.
Формировались в Нидерландах, но уже смешанного состава (датчане, бельгийцы и прочие шведы) 5-я танковая "Викинг" и 11-я"Нордланд".
Подчёркиваю - все добровольческие и все СС...
Так что памятник-парк в Гааге антифашисту-явление очень интересное.
Это я и хотел добавить к рассказу уважаемого автора.
Помимо этого я видел ещё памятник расстрелянным советским военнопленным в Гааге. Местные власти каждый год устраивают митинг, цветы возлагают. Наши дипломаты присутствуют и представители общественности.
Я помню стоял как-то на этом митинге, смотрел на местных и честно говря думал: "А как жилось тут этом пленным , ещё о смерти, ещё когда их не расстреляли публично...Подавали им кусок хлеба и воды местные, или плевали в лицо?"
Они же похоронки получали на родню от фашистов в это время...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Владимир Голубков, "Валлония" из Голландии, "Голубая дивизия" из Испании, итальянские и румынские соединения и под Сталинградом и раньше и позже, финны, шведы, галицаи - и в дивизии СС "Галичина" и в Бабьем Яру и в Хатыни и в Освенциме с Маутхаузенами бесчисленными.
А еще - РОА, РОНА, добровольческий русский корпус на Балканах и болгарские и словацкие соединения в Европе и на Балканах, венгерская армия против РККА, французы-добровольцы, два миллиона поляков в Вермахте...
Против нас была объединенная Европа, а не просто гитлеровцы... -- как и у Наполеона в 1812...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Владимир Голубков, Вам и клава в руки на такую приглушённую тему.
0 Ответить
По слухам голландцы не любЮт большие и шикарные автомобили и обходятся чем-то вроде "ЗАЗ".
Какое место занимает Голландия в рейтинге по суицидам в Европе? Маленькие, тихие, благополучнейшие страны Европы "на высоте" и по этому показателю. Сорри за офтоп.
Оценка интересного рассказа:5
0 Ответить
Сергей Дмитриев, я несколько раз и подолгу бывал в Гааге.
В Нидерландам не по слухам, а на самом деле в частном владении небольшие автомобили. Не по карману. И не из-за цен на сам автомобиль, а из-за налогов на автомобилистов. Поэтому большие автомобили, это обычно или международных организаций, или дипломатические, или с номерами других государств ЕС.
По этой же причине и небывалый расцвет-ренессанс велосипедистов по всей стране.
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Владимир Голубков, климат и "плоскостопие" Голландии фаворабильны для вело-транспорта. Меня интересует популярность модели AUTOBIKE в вело-Голландии. Сами-то Вы езжали на такой моделе? НЭзависимо от...., я рЭкомендую Вам рЭгулярные вЭло- вояжи на AUTOBIKE. ...А также мЭтод "Худеем по-японски" (см. в Сети). Сорри, если чего не так.
0 Ответить