Максим Левин Мастер

Андре-Мари Ампер - неудавшийся химик или гений электродинамики?

В прошлом… это был христианин,
сегодня это только гений, великий человек!
Луи Бредан, большой друг Ампера

Кто из нас в школе не изучал закон Ампера? Он был открыт в 1820 году и, как известно, говорит нам о том, что если мы имеем два параллельных проводника и по ним течет ток одного направления — проводники притягиваются, если разного направления — отталкиваются. Закон Ампера дает нам понятие электрической силы, с которой магнитное поле действует на проводник.

Нам Ампер известен как физик, но он занимался и химией Фото: Depositphotos

Андре-Мари Ампер заложил фундамент новой науки, которая открыла связь между электричеством и магнетизмом и получила название электродинамики. Строгое математическое описание этой науки Ампером впоследствии позволило английскому физику Джеймсу Клерку Максвеллу открыть и математически обосновать законы электромагнитного поля, что стало настоящей революцией в физике. На базе гипотезы молекулярных токов Ампера (элементарные отрицательно заряженные частицы тогда были неизвестны) британский ученый Джозеф Джон Томсон (1856−1940) открыл электрон.

Не будет преувеличением утверждать, что работы Ампера косвенно причастны к становлению теории относительности Альберта Эйнштейна. Эйнштейн никогда не смог бы сформулировать теорию относительности, если бы не знал положения электродинамики Ампера.

А еще Ампер является изобретателем гальванометра (прибор для определения и измерения электрического тока) и телеграфа. Недаром Максвелл в своем главном труде назвал Ампера «Ньютоном электричества».

Портрет Андре-Мари Ампера, начало XIX века
Фото: ru.wikipedia.org

Но сегодня, в нашу бурную информационную эпоху, уже мало кто знает, что путь Ампера к его гениальным открытиям лежал через химию. Вернее сказать, что его химические опыты предшествовали его великим открытиям. Ученый сосредоточился на изучении новых веществ и классификации химических элементов. После назначения профессором физики в Центральной школе Бурк-ан-Бресса в 1802 году у ученого возникает интерес к «Элементарному курсу химии» Лавуазье.

Ампера также вдохновили работы британского химика Гемфри Дэви (1778−1829), который использовал для выделения элементов из соединений электролиз. Дэви считал Ампера самым великим химиком Парижа. Ампер, в частности, вручил Дэви образец неизвестного вещества, и благодаря этому подарку Дэви открыл новый элемент — йод.

Кроме того гениальный Ампер представил на суд научного сообщества доклад на 43 страницах, где защищал гипотезу Авогадро. Она гласила, что равным объемам разных газов соответствовало равное число частиц при одинаковых температурах и давлении, и на базе этого открытия была выведена химическая формула воды.

Ампер составил список из 48 элементов. Эта классификация химических элементов была разработана им на базе таблицы из 33 элементов великого Лавуазье. Несомненно, что открытия Ампера и других ученых в области химии позволили в 1869 году русскому известному химику Дмитрию Ивановичу Менделееву (1834−1907) опубликовать Периодическую таблицу элементов, которая сегодня есть в школьных учебниках.

Могила Ампера и его сына
Фото: ru.wikipedia.org

Здесь стоит подчеркнуть, что работы Ампера в области химии не были приняты научным сообществом той поры. Большинство ученых тогда считали Ампера математиком, для которого химия была лишь развлечением. Это и заставило великого физика ХIХ века обратить свой взор на новые области знания, связанные с электричеством.

Известность в мире науки Ампер получил благодаря своим работам в области математики. Это были доклад о математической теории игр и публикации о дифференциальном исчислении.

Статья опубликована в выпуске 13.09.2018