• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Наталья Осокина Профессионал

Как живётся глухим людям: заглянем в «параллельный мир»? Часть 1

Как утверждает статистика, 5% населения Земли имеют серьёзные нарушения слуха. Это значит, что каждые 5 человек из 100 не могут общаться привычным нам способом, воспринимают мир по-своему и живут какой-то особой, непонятной для слышащих жизнью.

Слуховые аппараты помогают не всем Фото: Depositphotos

Мифы и предубеждения — неизбежные спутники всего, что выходит за рамки привычного нам положения вещей. Хотелось бы развеять некоторые из них и помочь увидеть в представителях этой «загадочной общности» обычных людей, которым требуется лишь чуть больше понимания и внимательного отношения с нашей стороны.

Коррекция слуха

Нейросенсорная тугоухость на сегодня считается неизлечимой. Слуховые аппараты помогают не всем, в основном — слабослышащим, которые частично сохранили способность различать человеческую речь. Люди со значительной глухотой редко пользуются аппаратами: даже если они слышат в них какие-то звуки, разобрать слова всё равно не могут.

Сегодня большинству детей, родившихся с нарушением слуха, делают операцию под названием кохлеарная имплантация. Но чтобы прооперированный ребёнок начал слышать, понимать и говорить, требуются годы специальных занятий. И то, что он слышит — это не те же самые звуки, которые слышим мы.

Схема кохлеарного имплантата
Схема кохлеарного имплантата
Фото: ru.wikipedia.org

Кохлеарная имплантация даже у специалистов вызывает неоднозначные оценки. Глухие же относятся к ней с опаской и недоверием, называют прооперированных «роботами» и вообще не считают глухоту чем-то, что непременно требуется исправлять.

«Мы — обычные люди, — говорят они. — Мы не больные и не несчастные, у нас своя полноценная жизнь, и нас устраивает быть такими, какие мы есть».

Язык жестов

В разных странах — разные языки жестов, а всего в мире их больше 200. Существует и язык для международного общения, но он несовершенен и не особо распространён. Чаще всего глухие из разных стран общаются между собой с помощью переводчика.

Русский жестовый язык был разработан на основе французской методики. Так же, как и американский. Поэтому глухим из России, Франции и Северной Америки друг друга понимать легче, чем остальных иностранцев.


На территории России (и стран СНГ) используется один язык жестов, но со множеством диалектов в разных городах.

Жестовые языки имеют сложную структуру, обширную лексику и собственную историю развития. С точки зрения лингвистов они являются такими же полноценными языками, как и звуковые.

Все глухие — билингвы. Их родной язык — жестовая речь, а языком слышащих людей они, в той или иной степени, владеют как дополнительным.

Глухие не всегда знают, как переводится какой-нибудь их жест в наше слово.

При разговоре глухие всегда активно используют мимику — она заменяет им интонацию.

Глухие не могут говорить так же, как слышащие, только лишь потому, что не знают, как правильно произносить звуки. У них просто нет способа это узнать.

У каждого глухого есть жестовое имя. В его основе может быть фамилия или какая-то особенность внешности, характера, поведения.

Когда слышащие люди ругаются, они повышают голос. Когда ругаются глухие, они начинают быстрее размахивать руками.

Глухие машут руками, если разговаривают во сне.

Дети

Среди глухих детей попадаются и тихони, но большинство из них в раннем возрасте отличается гиперактивностью.

Дети с нарушениями слуха начинают учиться в 3 года. Чтобы получить среднее образование, им требуется около 16 лет: 4 года в дошкольном отделении специальной школы и 12 классов — в самой школе. Школу они заканчивают в 19−20 лет.

В спецшколе проходят в основном те же предметы, что и в обычной. В программе только нет иностранного языка и есть некоторые специальные дисциплины — например, слуховая работа.

У глухих детей слегка нарушена координация движений, поэтому в школах для них обязательным предметом идут танцы.

Большинство слышащих родителей умеют разговаривать со своим глухим ребёнком лишь на минимальном уровне. Общаются они в основном письменно, а так больше молчат.

Многие глухие хотят, чтобы их дети тоже были неслышащими. Боятся, что обычный ребёнок, как только немного подрастёт, начнёт стесняться и отдаляться от них. Надо сказать, боятся не без оснований.

Продолжение следует…

Статья опубликована в выпуске 21.11.2018
Обновлено 22.07.2022

Комментарии (24):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 21 ноября 2018 в 08:45 отредактирован 21 ноября 2018 в 08:57 Сообщить модератору

    Проработал с глухонемыми 6 лет (на заводе под "Белорусским обществом глухих"). Поначалу, воспитанный литературой и телевизионными картинками, как и многие, был уверен, что "живется" им плохо. Не слышат они, говорят бекая-мекая. И т.д. Но со временем убедился в том, что 1) человек с рождения лишенный способности говорить и слышать. или потерявший ее в раннем возрасте, просто привыкает жить с этим недостатком и перестает его замечать (как я, в свое время, научился жить с хронической заложенностью носа, например) 2) страдания "не слышащих-не говорящих-танцующих в темноте" преувеличены: ими "несчастных" наделяют высокоинтеллектуальные сценаристы-режиссеры, как наделяли маленьких детей взрослыми переживаниями в нашем кино, например; как правило глухонемые не испытывают тех мук и страданий, которые им приписываются 3) о них у нас, снова например, заботятся больше, чем о нормальных: у нас они пользовались множеством льгот, таких как получение квартир о государства (мне, "понаехавшему" жилплощать не светила), бесплатное обучение, невозможность увольнения (здорового и более продуктивного человека у нас могли уволить в два счета за три опоздания, с глухонемым же возились, как с непутевым ребенком - уволить не могли).

    Многие из них, у нас, были, извините, просто некультурные свиньи. Как неразумное дитя вываливается в грязи, так наши подопечные вываливались в сквернословии (говорить на нормальном языке они не умели, но материться, бекая-мекая, умел каждый), орать, как полоумные, ссорить и драться, бухать и размножаться. Кстати, последнее они освоили словно с компенсацией за свое неумение изъясняться человеческим языком: плодовиты были они чрезвычайно.

    Чтобы у голубоглазых спала пелена с глаз, я настоятельно рекомендую пожить с таким людом пару недель в общежитии, например. Послушать их ссоры, стать свидетелем их попоек и драк. (Народ не очень образованный - копирует в первую очередь все пороки общества).

    Были среди них и достойные люди, спокойные, работящие. Но их было немного.

    В резюме - не стоит путать синематограф и прекраснодушную литературу с реальной жизней. Последняя намного честнее.

    И еще такой момент: неумение говорить, как и не слышать - часто плюс, а не только минус. Причем как для того, кто только молчит и для того, кто его не слышит. Нет в этом той вселенской беды, но часто есть благо.

    • Игорь Ткачев, садиться на шею и наглеть они умеют, это так. "Наша сторона" не очень понимает, как себя в таких случаях вести — инвалиды же, и часто предпочитает не связываться и уступить. Мне кажется, такая вседозволенность их развращает.
      Низкий уровень развития, в целом, да.
      С рабочим контингентом мне иметь дело не приходилось, о них ничего не могу сказать. Те, кого я знаю — не драчуны и не алкоголики, и в семьях у них обычно по одному ребёнку.

      • Наталья Осокина, я как раз с рабочим контингентом близко общался. У нас на заводе 70% было слабослышащих и немых.
        Народ в большинстве своем далеко не культурный - элементарно констатирую (и это естественно, т.к. ) и далеко не настолько несчастный, как его живописуют.
        Лишенный с рождения солнца, по солнцу не тоскует.

    • Татьяна Пучкова Модератор 21 ноября 2018 в 09:23 отредактирован 21 ноября 2018 в 10:27 Сообщить модератору

      Игорь Ткачев, монополия на "бухать, драться, ссориться, орать и размножаться" только у хорошо слышащих и нормально говорящих?
      Ну откуда Вы можете знать, что чувствуют и испытывают глухие люди. Вы Господь Бог? Или рядом постояли и все про них поняли? Рискну предположить, возможно, они и Вас матом послали. Вот озарением и накрыло: притворяются, сволочи. Ни фига и не страдают, а наоборот живут в свое удовольствие, бухают и размножаются. А про них кино высокоинтеллектуальное и квартиры без очереди...
      Но знаете, радует, что в резюме не написали про резервации или выбраковку.

      • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 21 ноября 2018 в 10:38 отредактирован 21 ноября 2018 в 10:40 Сообщить модератору

        Татьяна Пучкова, ну пошло-поехало...
        Кроме эмоций и домыслов - ваших , поясняю вам, аргументированно:

        1) я проработал с ними 6 лет (это значит - тесно).
        Ночевал с ними в общежитиях, у меня были добрые, и не очень, знакомые и приятели. А у вас какой опыт, кроме киношно-лубочного?

        2) большинство из них - люди с низкой социальной ответственностью. Это значит, что в отличие от нас с вами, они плохо понимают, что нельзя плевать и курить в коридорах, орать и драться. Бухать и прогуливать.
        У меня был случай, примерно год тому, когда стоя в очереди, впереди находящийся глухонемой сначала толкнул впереди стоящую женщину (просто взял и хорошенько толкнул), потом когда ему кассир сделала замечание, он обозвал ее "С.кой и б.лядью" (не достаточно артикулированно, но их можно понять, когда они ругаются). И это ТИПИЧНОЕ поведение для многих из них. Потому что они "дети гор". Плохо воспитанные, социально не ориентированные и хорошо понимающие, что им за их поведение почти ничего не будет, в отличие от людей с нормальной социальной ориентированностью и воспитанием.


        Кстати, такой важный момент: они много счастливее нас с вами. Именно их низкая ответственность и естественное (часто почти животное поведение) делают их гораздо более свободными, и счастливыми. В этом им можно только позавидовать, нам "социальным" рабам-)

        Есть простой тест на человеколюбие и прочие альтруизмы: дабы не быть добренькими за чужой счет, нужно плотно пожить и поработать с такими людьми. Тогда, на практике, у многих начинают головы включаться. Но происходит это, по причине загаженности этих самых голов нашим массмедиа, литературой и прочей ретушью, крайне поздно.

        ПС Все это мне еще напоминает советское кино про детей и животных. В нем их наделяли высокодуховными, не по возрасту глубокими мыслями и переживаниями. Этакий мальчик лет 7 необычайно глубоко переживающий развод родителей, например.
        Нет там этого. Это переживания авторов. И много писательского невроза-)

        • Игорь Ткачев, они не "дети гор". А дети нашего общества. Льготами не заменишь социальную адаптацию.
          Я жила в большом промышленном городе. На предприятиях в цехах с повышенным уровнем шума работают немало слабослышащих. Вот честно, никого с низкой социальной ответственностью я среди них не встречала. Нормальные, позитивные люди.
          А про общежития... На окраине нашего района стоят дома с секционками и обычными жителями. Там такие маргиналы встречаются, что мимо лучше не ходить.

          • Таня, в Новокузнецке отличная школа и Дом Культуры для глухих, так что они хорошо организованы.
            У нас в Ленинске многие работали на заводе Кузбассэлемент, так что и зарплаты были, и пенсии.
            И те еще, советские глухие и слабослышащие лучше разговаривали, больше читали и понимали, были грамотнее. Чем дальше, тем хуже. Ребенок показывает жестом "мороженое", а сказать по буквам и прочитать это слово не может.

            И все именно так, как пишут Наталья и Игорь. Они не чувствуют себя больными, зато очень хорошо понимают, что им положены льготы. Телефоны, телевизоры каждые несколько лет, путевки, проезд, пенсия. Но если, к примеру, инвалиду-колясочнику без коляски очень плохо, она реально нужна, то глухому совсем даже нет. Отсюда и это ощущение, что они обманывают государство (мягко выражаясь). И конечно глухие рады, если родится глухой ребенок. В 3-4 года его отправляют в сад-интернат, а пенсия идет с самого рождения.

            Они наглеют. Но нам-то им нечего возразить, инвалиды же. И не поспоришь. В общем, чего-чего, а жалеть их точно не надо. Скорее родителей, у которых родится такой малыш. Ведь рано или поздно он уйдет в свой мир глухих, ему там будет лучше, а вот сохранить связь с родителями будет сложно.

            • Татьяна Пучкова Модератор 22 ноября 2018 в 12:05 отредактирован 22 ноября 2018 в 12:05 Сообщить модератору

              Олеся Тимофеева, вопрос льгот вообще очень сложный. Например, когда по телевизору показывают ветерана войны, которому некуда деваться, и надо обеспечить его льготным жильем. То мы же понимаем, что все эти десятилетия он где то жил. И скорее всего стал бездомным, потому что его "выперли" дети, внуки, племянники... А теперь за счет ветерана государство решит жилищные проблемы его наглых правнуков. Но не оставлять же старого челоека на улице. Тем более льгота положена.
              Я не сталкивалась с проблемами слабослышащих изнутри. Сложно судить. Но отношение к ним, как к умственно отсталым, неполноценным людям второго сорта меня коробит.

              • Я говорю не о самих льготах, а о том, как они это воспринимают.
                Просто представь завод, о котором говоришь, представь зарплату, которую они получают - ровно такую, как и другие люди.
                Только глухому при этом в 2 р меньше платить коммуналку, не платить за проезд и ежемесячно пенсия положена.
                Кто откажется? Никто. И они с детства растут с этим знанием, что им обязаны всю жизнь, но они при этом не больные. Смотрят на обычных людей с чувством некоторого превосходства.
                И они вместе всегда, а это сила. Переехали в другой город, нашли своих и всё, им помогут, поддержат, на работу устроят.

                Они не люди второго сорта, они просто немного не такие как мы.
                А отношение к ним ровно такое, какое каждый конкретный человек заслуживает. Как и к обычным людям.
                Если ты хам, то неважно, инвалид или нет.

            • Наталья Осокина Наталья Осокина Профессионал 21 ноября 2018 в 19:34 отредактирован 21 ноября 2018 в 19:35 Сообщить модератору

              Олеся Тимофеева, любой ребёнок, и глухой и слышащий, рано или поздно вырастает, уходит в свою жизнь и отдаляется от родителей. Это естественный ход вещей. А получится ли у родителей сохранить с глухим какую-то связь — это, я думаю, полностью зависит от них. Если они не готовы вкладывать время и силы в отношения с таким ребёнком, ничего и не будет. Какая может быть связь, если у них элементарно нет общего языка?

              Родителей, нужно не столько жалеть, сколько разъяснять положение дел, перспективы, возможности, всё. Как мне не хватало в своё время информации - что делать, чего не делать, что будет, чего не будет.

              Моя дочь недавно мне сказала вот что: ты, мама, знаешь язык жестов где-то на 20%, а другие слышащие родители — где-то процентов на 5. Я спрашиваю — и как же они разговаривают? Да никак, отвечает. Пишут или молчат.

              Когда она была маленькая, я вечером забирала её из садика, мы приходили домой, ужинали и садились заниматься. И так почти каждый день. А другие родители меня спрашивали: а как это у вас получилось, что она разговаривает, а вот моя почему-то нет? Да потому что, блин, с ней занимались не только в садике, но и дома, и кругозор развивали, чтобы ей было интересно о чём-то разговаривать.

              Пусть не без труда, но практически обо всём, что нам нужно, мы с ней можем объясниться. Естественно, когда-то она уйдёт в свою жизнь. Но сейчас ей 18, а проблемы "ухода и отдаления" у нас пока не наблюдается. Несмотря на всю её самостоятельность и социальную активность в "своём мире".

              • Наталья Осокина, согласна с Вами.
                Что хорошо в Вашем случае - обычный детский сад, а не интернат. Я росла в городе, где нет специальных заведений, поэтому чаще видела ситуации, когда родители в 3 года отдавали детей в другой город. Если это глухонемые родители, то все проходило легче, а если слышащие, то связь с ребенком теряется.
                А вот по поводу языка жестов, да. Я тут в положении наоборот, у меня родители с нарушением слуха. Так вот, мои бабушки и дедушки язык жестов знали как раз на 5%, а я на 80.

          • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 21 ноября 2018 в 11:41 отредактирован 21 ноября 2018 в 11:44 Сообщить модератору

            Татьяна Пучкова, я не ставлю + в сторону "нормальных", поставив - глухонемым. Да, вы правы, среди "нормальных" хватает хамов, пьяниц, буянов.
            Но если оценивать согласно некому социальному срезу и характерным особенностям в этих разных стратах, то у людей с ограниченными способностями слышать и говорить попросту низкий уровень развития (потому что сложно развиться до среднего уровня, не умея слышать и не говорить среди людей, у которых примерно 50% знаний передается посредством слуха и речи). + слабо развито чувство социальной ответственности.

            Мне интересно, как долго вы сможете не просто наблюдать за ними в автобусе или на рынке, вызывая в своей памяти картинки из советского синематографа о тяжелой доле этих людей, а жить и работать с ними?
            А были бы Вы согласны, чтобы Ваш ребенок учился в классе, где 50% людей с ограничением слуха и речи? С синдромом Дауна? И отдаете ли Вы себе лично отчет в том, что да, Ваш ребенок научится к этим обделенным людей относиться терпимее, но он же останется на одной с ними ступени развития, т.к. ему придется все время не развиваться и ускорять свои таланты, а притормаживать их?

            И еще раз хочу подчеркнуть: то, что они несчастные - это НАША оценка. Оценка людей с нормальным слухом, речью и зрением. Только в сравнении с нашими слухом, речью и зрением.
            Многие из них соверешенно не чувствуют своей ущербности и гораздо счастливее нас. Ибо не только велики знания - великие скорби, но и попросту наличие зрения, слуха и речи - уже "много знать - плохо спать".

            Поверьте, это тоже наше мифотворчество-)

            ПС И еще важный момент: государство так печется о них, т.к. это выгодный, управляемый электорат и народонаселение. Они, при известном обучении, неплохо крутят гайки и шьют платье, но при этом довольно послушны и власти не угрожают. Неплохая рабочая сила.

            • Игорь Ткачев, выше Олеся пояснила, что я жила в благополучном для слабослышащих городе, где они могли получить хорошее образование, работу и культурный досуг. Возможно поэтому они не выглядели асоциальными элементами. Ни разу не встречала к глухим негативного отношения, или наоборот, хамство с их стороны.
              Вот и объяснение. Для адаптации глухих в обществе нужны не только льготы.

              А что до обучения... Сын учился в обычном классе с обычными детьми. Классный руководитель, преподававшая математику, посоветовала перевести его в физико-математический лицей, и чем быстрее, тем лучше. Потому что уровень его способностей выше, чем у остальных, и большую часть урока он скучает. А уделять ему достаточно внимания она не может, поскольку вынуждена ориентироваться на середнячков.
              В отличии от сына, с его ярко-выраженными интересом к математике, у дочери почти каждый учитель считал, что именно к его предмету у нее особые способности и советовал обратить на это внимание.
              Поэтому, отвечая на Ваш вопрос, могу сказать, да, я не хотела, чтоб мои дети учились в простой школе и оставались на одной ступени развития со средними одноклассниками.

              Но это не значит, что всех остальных считала тупыми, дебильными или асоциальными.

            • Игорь Ткачев, ну, с обучением Вы загнули. Каждый должен учиться в учебном заведении по возможностям. Есть отдельные слабослышащие, которые со слуховыми аппаратами учатся в обычных школах. И это хорошо. Но основная масса не потянет. Как и дети с СД.
              Как и просто есть физ-мат классы или с гуманитарном уклоном. Равнять всех тут не вариант. И из соображений гуманности, и из нацеленности на лучший результат на выходе.

              • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 21 ноября 2018 в 16:49 отредактирован 21 ноября 2018 в 16:50 Сообщить модератору

                Олеся Тимофеева, "должен" - это Ваше.
                Давно есть классы интегрирующие слабослышащих, или с синдромом Дауна, например.
                В том числе, и здесь как-то обсуждалась статья именно на тему таких школ и классов. В отличие от школ для одаренных детей, давно есть классы с детьми отсталыми, с которыми учатся дети с нормальным развитием и возможностями.

                • Игорь Ткачев, я помню эту статью Ирины Литновской.
                  Наверное, нам в Сибири повезло, но у нас детей объединяют в классы по способностям и возможностям. Если дети не справляются с программой, их, по решению комиссии, переводят на программу 8-го вида. Если такого класса нет, то это индивидуальное обучение.
                  Я знаю маму, слабослышащая дочь которой училась в обычном классе. Девочка закончила 9 классов и пошла учиться на повара-кондитера. Больше случаев не встречала, хотя наверняка они есть.

  • Я обратила внимание, что глухие очень "разговорчивы". Особенно это заметно на улице или в транспорте.
    Люди с нормальным слухом и речью, обладающие всеми возможностями для полноценного общения, чаще всего разговаривают совсем немного, погружены в себя. А глухие постоянно "на связи" друг с другом. Идет почти непрерывное общение взглядами, мимикой, жестами.
    Это удивительно.

    • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 21 ноября 2018 в 11:10 отредактирован 21 ноября 2018 в 11:32 Сообщить модератору

      Татьяна Пучкова, это потому что они 1) себя как и других, не слышат 2) у них низкая социальная ориентированность - попросту не важно, что они кому-то могут мешать.
      Удивительно то, что не понимаешь.

      • Татьяна Пучкова Модератор 21 ноября 2018 в 11:40 отредактирован 21 ноября 2018 в 11:46 Сообщить модератору

        Игорь Ткачев,
        Разве я сказала, что они кому то мешают?
        Наоборот, их общение мало заметно для посторонних.
        А удивительно мне не общение глухих, а необщительность тех, у кого есть все возможности полноценного общения. Возможности есть, потребности нет.

        • Татьяна Пучкова, мне гораздо более удивительна потребность в постоянном общении. А погрузиться в себя и молчать — это, по-моему, состояние абсолютно естественное)

          • Наталья Осокина, для нас естесственно. Но, возможно, в жизни глухих тишины и молчания более, чем достаточно? Отсюда потребность в общении?
            Для нас выключил телевизор - уже тихо. Но нет абсолютной тишины. Я пишу и слышу окружающий мир: тихий гул газового котла, свист норд-оста в вент. канале. Наверху кто то работает перфоратом... Я не одна, даже если одна

            • Татьяна Пучкова, пошла спросила у ребёнка — почему вы такие болтушки? Она говорит — не знаю, просто нам всегда есть что рассказать, не бывает чтобы не было новостей. Мы, говорит, иногда с подружкой наблюдаем за слышащими как они молчат — вот сидят, смотрят друг на друга и молчат, мы так удивляемся, пробовали сами так делать, но не смогли. ) Но она только с близкими людьми трещит не умолкая, в малознакомой компании, по её словам, тоже больше молчит.

              А на вопрос — не грустно ли и не плохо ли тебе, когда ты одна и вокруг только тишина и молчание — она просто не поняла, о чём это я, почему должно быть грустно.