Одним из таких городов, рекомендуемых к посещению, является город Лиски, центр одноимённого района. Расположены Лиски почти в центре Воронежской области, примерно в 100 км от областного центра. А несомненным преимуществом Лисок является то, что сюда раз шесть в день ходят электрички из Воронежа. И не только из него. Так что попасть в описываемый районный центр очень и очень просто.
Кроме того, сравнительно близко от Лисок проходит реконструированная не так давно важная автомобильная магистраль Москва—Ростов-на-Дону. Примерно полтора часа езды по ней на автомобиле — и вот вы уже сворачиваете направо, а на указателе написано: «Лиски — 25 км».
Вообще, местность в районе современных Лисок была заселена давно. Ну, не так плотно, чтобы утверждать, что тут располагалось много городов и сёл, но городища и курганные группы имеются. Поэтому в районе случаются археологические изыскания.
В Средние века земли Лискинского района (и не только они) причислялись к так называемому «Дикому полю». Тут регулярно появлялись татары и турки, так что о спокойной жизни редким поселенцам в этих краях приходилось только мечтать.
С усилением Русского государства границы его постепенно сдвигались на юг. Так, Воронеж и Ливны были основаны в 1586 году как крепости на южнорусских оборонительных рубежах.
Но ещё до основания Воронежа на территории современной Воронежской области стали всё чаще и чаще появляться русские люди. Они здесь охотились, ловили рыбу, собирали мёд и возделывали землю, до сих пор славящуюся своими чернозёмами. Вот такие первопроходцы добрались и до того места, где ныне находятся Лиски, и обнаружили тут довольно большое озеро. Из-за обилия в нём рыбы этот водоём стали именовать Богатым Затоном. И случилось это событие лет за 30 до основания крепости Воронеж.
Зная об этом примечательном месте, власти дали команду с 1576 года выставлять здесь русские дозоры для заблаговременного обнаружения приближающихся татар или турок. Дозоры эти несли свою службу чуть более 10 лет, а затем, после основания Воронежа, их перенесли южнее.
Но селиться в этих краях всё равно люди не спешили. Татарские набеги продолжались до середины ХVII столетия, и случались они достаточно регулярно.
Известно, что в 1685 году по указу из Москвы старооскольский воевода провёл своеобразную инвентаризацию жилых селений на Дону и Хворостани, в том числе в пределах нынешнего Лискинского района. Он доложил, что недалеко от озера Богатый Затон есть деревня Старопокровское.
Позднее, уже в ХVIII столетии, выходцы из Старопокровского основали Новопокровское (Новая Покровка). Сейчас этого селения нет — в том смысле, что оно находится на территории города Лиски.
Однако на старых картах никакого города Лиски нет. Есть Старопокровское, есть Новопокровское и есть напротив современного города Лиски довольно большое село с таким же названием. То есть желания основать рядом с тремя селениями ещё и город не было. Но историей города судьба распорядилась иначе.
Во второй половине ХIХ столетия было принято важное решение — соорудить железную дорогу из Москвы до Ростова-на-Дону. Согласно первоначальному замыслу, станция Лиски должна была появиться близ старинного села Лиски на правом (высоком) берегу Дона, среди меловых холмов.
Однако по объективным причинам технического характера станцию перенесли на низкий, более пологий, левый берег. И получилось немного странно: почти в селе Новопокровское образовалась станция Лиски.
В общем, в 1871 году от станции Раздельная (ныне — Отрожка) до станции Лиски началось регулярное железнодорожное сообщение. Собственно говоря, с этого момента и берёт отсчёт город Лиски.
Сначала здесь располагались небольшие мастерские, пара домов для персонала и деревянное здание вокзала. А железнодорожное сообщение было довольно слабенькое.
Ситуация сильно изменилась в 1894—1895 годах, когда через станцию Лиски пролегла ещё одна важная ветка: Харьков—Балашов. Теперь станция стала узловой, и её развитие иной раз даже превосходило развитие губернской станции, то есть Воронежа…
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...