Хочется сразу предупредить любителей старины, что в Нововоронеже вы не встретите вычурных зданий с колоннами, сводчатых потолков с лепниной, старинных деревянных домов с затейливыми резными наличниками. Если вас это не смущает, то экскурсия в упомянутый город вам понравится.
Собственно говоря, Нововоронеж появился в довольно пустынном месте на левом берегу Дона, примерно в 40 километрах от областного центра. Это стало возможным благодаря решению выстроить в этих местах атомную станцию, причём на тот момент — самую крупную в Европе.
Строительство станции и, собственно, история города, начались 27 марта 1957 года. Поначалу в городе возводили двухэтажные дома для строителей и будущих атомщиков, но затем добавлялись и другие необходимые для жизни объекты. Так, к 1959 году в Нововоронеже появились баня, детский сад, школа, кинотеатр, хлебозавод и комбинат бытового обслуживания.
С началом строительства (по причине особой важности объекта) союзное руководство приняло решение организовать Нововоронежский район. Он существовал недолго — до 1963 года.
Строительство станции продолжалось (кстати, его курировал легендарный Курчатов) до 1964 года. Пуск первого блока АЭС состоялся 30 сентября 1964 года. Станция, как известно, работает и ныне, являясь одной из старейших в России.
Вслед за первым блоком ввели ещё пять. Пятый блок запустили в 1980 году, а шестой — недавно, в 2016 году. На данный момент он является самым крупным блоком в Российской Федерации.
Атомная станция Нововоронежа отлично видна практически из любой точки города.
Сам город весьма условно можно разделить на две части: старую и новую.
Старая — это двухэтажные и трёхэтажные дома несколько ближе к станции, выстроенные в 50-х и 60-х годах ХХ столетия; кинотеатр «Уран»; несколько промышленных зданий; железнодорожная станция.
Новая часть Нововоронежа — это девяти- и шестнадцатиэтажные дома; небольшая набережная на берегу огромного пруда-охладителя; коттеджи на северной стороне описываемого города.
Известно, что на данный момент атомная станция обеспечивает Воронежскую область энергией от 80 до 90%. Кроме того, в результате грамотных инженерных решений удалось добиться того, что город атомщиков эта же атомная станция снабжает теплом примерно на 50%.
Однако Нововоронеж — это не только атомная станция. Тут успешно работают мясокомбинат; предприятие «Атомэнергозапчасть»; цех по производству утеплителя (изолона); завод по производству одноразовых медицинских изделий и завод железобетонных изделий.
В советское время Нововоронеж был режимным городом, въезд в который осуществлялся по пропускам. Ещё долгое время после отмены этого положения на въезде в город атомщиков со стороны Воронежа находилась будка, где когда-то располагалась охрана.
К настоящему моменту в Нововоронеже проживает примерно 40000 человек. Это меньше, чем в Лисках или Борисоглебске, но тоже достаточно прилично.
Транспортная (и инвестиционная) привлекательность Нововоронежа улучшились после строительства замечательного стационарного моста через Дон. До этого переезжать через реку приходилось по понтонному мосту, что создавало неудобства, особенно для больших автомобилей.
Теперь грузовики (и не только) могут, допустим, из Саратова попасть на трассу М-4, немного проехать по ней и затем свернуть в сторону Нововоронежа. Оттуда по новому мосту есть возможность двигаться в сторону Острогожска, Алексеевки, Нового Оскола либо Валуек. И не делать, как раньше, крюк, чтобы через Воронеж (или Лиски) двигаться в нужном направлении.
К мосту организовали ещё и неплохую окружную дорогу, которой ранее не было. Конечно, она уже не совсем окружная и немного проходит через город, но двигаться по ней удобно и просто.
В общем, посетите Нововоронеж, хотя бы из простого любопытства. И десяток-другой интересных фотоснимков вместе с хорошим настроением вам будут обеспечены…
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...