Иероним родился около 1460 г. в большой семье потомственных художников. Живописью занимались дед Босха Ян ван Акен и его брат, двое дядей, отец — Антонис ван Акен и брат Гооссен, который в 1478 г. унаследовал отцовскую мастерскую. Mать происходила из семьи резчика по дереву. Иероним был с детства окружен художественной средой, приобщился к семейным художественно-ремесленным традициям.
Затем последовало обучение в нидерландских городах Харлеме и Делфте, где молодой художник познакомился с искусством Рогира ван дер Вейдена, Дирка Боутса, Гертгена тот Синт Янса, влияние которых ощущалось потом в разные периоды его творчества. В 1480 г. Босх вернулся в Хертогенбос уже свободным мастером-живописцем.
Ни одна из дошедших работ Босха не датирована им самим. Поэтому, предположительно, первые известные его картины, носившие сатирический характер, относятся к середине 1470-х гг. Созданные в 1475—1480 гг. картины «Семь смертных грехов», «Брак в Кане», «Фокусник» и «Удаление камней глупости» («Операция глупости») носят ярко выраженный нравоучительный характер с элементами иронии и сатиры.
Еще острее Босх высмеял церковников в картине «Корабль дураков» (1490−1500гг.), где подвыпившие монашка и монах горланят песню в компании простолюдинов на утлом суденышке, управляемом шутом.
Резко осуждавший развращенность духовенства, Босх все же вряд ли являлся еретиком, как утверждал современный немецкий искусствовед В. Френглер. Хотя свой путь к постижению Бога он искал вне официальной церкви.
В 1486—1487 гг. художник вступил в Братство Богоматери в Хертогенбосе, основанное группой светских и духовных лиц. Это религиозное братство было создано в 1318 году, на основе культа Девы Марии; его члены много занимались благотворительной и просветительской деятельностью. Босх состоял почетным членом Братства и выполнил ряд работ по его заказу: цветной витраж для капеллы в церкви Святого Иоанна, роспись и позолоту алтаря, картину с сюжетом «Распятия» и др.
Как член Братства Богоматери Босх был, несомненно, знаком с богословской литературой, знал жития Святых, описания их видений. Кроме того, он был осведомлен о достижениях современных ему наук, интересовался алхимией, астрологией, народной медициной, имел понятия об инженерном и строительном деле. Но самое главное — он был знатоком народной мудрости: пословиц, загадок, притч.
Одним словом, Иероним Босх был образованным человеком своего времени. Для нас особенно важно, как он претворял свои познания в мир фантастических образов.
Одним из примеров претворения этих знаний в художественные образы является трехстворчатый алтарь, названный Босхом «Воз сена». Сюжет его, видимо, основывался на старой нидерландской пословице: «Мир — стог сена, и каждый старается ухватить с него сколько может». Это было первое крупное произведение мастера зрелого периода, в котором он выступает великолепным рассказчиком, объединяющим основной темой множество занимательных эпизодов и символов.
Внешние створки алтаря (закрытого) изображали будничную, хорошо знакомую зрителю сцену: по дороге — символу земной жизни — бредет усталый, оборванный путник. Вокруг он видит множество примет торжествующего зла: грабежи, насилие, казни, злобно рычащую на него собачонку, кружащееся над падалью воронье. Впоследствии этот образ найдет свое развитие в картине «Бродяга», или «Блудный сын», 1510 г.
Трудно судить о том, насколько художник был понят своими современниками. Известно лишь, что при жизни Босха его произведения пользовались широкой популярностью.
Наибольший интерес к творчеству художника проявился в Испании и Португалии. Там сложились самые большие коллекции его полотен. Фантастические, страшные сцены картин Босха были близки и интересны преисполненному религиозных чувств испанскому зрителю.
Серьезное изучение творчества Босха началось на рубеже XIX и ХХ веков. К этому времени он был практически забыт, его имя почти не упоминалось ни в энциклопедиях, ни в учебниках. Cобратья-художники как бы не замечали его, и в истории искусства фигуру этого мастера долгое время обходили молчанием или снабжали противоречивым комментарием.
Но, независимо от всех этих мнений и оценок, сегодня Босх признан непревзойденным изобретателем образов, замечательным колористом и рисовальщиком, большой и самобытной личностью, размышлявшей о мире и его противоречивой сложности, о человеке и его незащищенности перед лицом духовной и физической опасности.
Уникальный художник, несомненно.
0 Ответить
Помнится в 2000 году отмечали 550 лет со дня рождения, значит, он как минимум 1450 года рождения. И жил он 66 лет, значит годы жизни 1450-1516 или я что-то не понимаю?
Оценка статьи: 3
0 Ответить
А в этом тоже есть разночтения. К тому времени, как его творчеством заинтересовались искусствоведы, уже никто не помнил точно, когда он родился... В энциклопедиях самые разные даты...
0 Ответить
Картины действительно особенные, раз увидев, думаю не забудешь. И согласна, что в них притягательное есть. Вижу оценили статью вашу не высоко, зря, честное слово.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Картины Босха настолько противоречивы, что не могут вызывать равнодушия, только недовольство или любовь. Как говорил Тимоти Лири "не ешьте корень Мандрагоры в лесу в одиночестве, иначе на практике переживете все миры из картин Иеронима Босха".
0 Ответить
Спасибо! Давно мечтаю перенести элементы творчества Босха в некоторые профессиональные выкладки...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Когда-то я собирала паззл с картиной Босха (как раз той, что на картинке к статье). И как-то мне тогда не понравилось обилие каких-то ужасных не то людей, не то демонов. А в художке нам про него рассказывали, но не особо.
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Увлекательная и интересная работа, мне понравилась, узнал некоторые подробности о художнике...
Оценка статьи: 3
0 Ответить
интересно! всегда любил читать о художниках особенно когда материал подан просто и в то же время качественно!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Все-таки живописью народ мало интересуется, замечу я прискорбно. Вот яркий пример: хорошая статья, итнтересный художник, все толково, претензий нет. 109 просмотров, 4 комментария, голосов - 2 (два). Сто человек открыли, и... что? Читать не стали?
Абыдно, да.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Может, пошли картины посмотреть и не вернулись?..
0 Ответить
Может пропустил, но нигде не нашел что есть 1 автопортрет знаменитого художника. Кроме того он подписывал свои работы, опираясь на книгу изданную нашими издателями про этого художника, точно читал что минимум 1 работа есть. Иначе как они смогли точно определить имя?
Он не мог быть еритиком: сжигали их. А с учетом того, что у него были заказы для росписей церквей(отдельные места, зачастую створки) нелогично предполагать еретичество. Хотя для своего времени он был безумно смелым.
0 Ответить
Есть несколько автопортретов Босха, но у исследователей вызывает сомнение его авторство.
Босх не всегда подписывал картины и никогда не ставил дат.
Еретик - это не тот, кого обвинили в ереси, это тот, кто мыслит "неправильно", верит "не в то".
0 Ответить
Естественно. Но тем не менее автопортреты есть, пусть и оспариваемые.
Не всегда. Но по тем что подписывал можно сравнивать другие. Дат увы нет, согласен с этим.
Тех, кто верит не в то, сжигали либо предавали жесткой анафеме. Что в те времена равносильно смерти.
0 Ответить
Мне понравилось, интересно. Раньше я видел и слышал, но как то об авторе не думал.
0 Ответить
Люблю Босха. Иллюстрация из его "Сада земных наслаждений" долгие годы висела над моей кроватью. Странно и удивительно, как шизофренические видения обладают какой-то гипнотической властью.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Интересно было прочитать...
0 Ответить