• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Елена Привалко Профессионал

Может ли туризм быть оздоровительным в путешествии по Алтаю?

Санаторно-курортное лечение, даже если терренкур входит в оздоровительную программу и санаторий находится в самом живописном месте, назвать туризмом язык не поворачивается.

Туризм предполагает смену обстановки, впечатлений, физическую активность, изменение способа существования. Пусть на небольшой период времени. Тишина, природа, красота — это лекарство для души. Можно ли в период душевной релаксации свою физическую оболочку тоже подбодрить? И как можно подлечить наше бренное тело, чтоб оздоровительные процедуры органически совпадали с восторженным повизгиванием души в наше время? Как помочь организму вспомнить, что он самодостаточен, сам умеет распознавать своих врагов и успешно с ними бороться?
Вот как раз тут Алтай — незаменимая кладовая здоровья! И своё путешествие по Чуйскому тракту давайте превратим в поход за здоровьем для всей семьи.

Для чистоты эксперимента отказываемся на время путешествия от эрзац-продуктов (чипсов, быстросупов, моментальных каш и пр.), которых и в местных магазинах полно. Питаемся только натуральными местными продуктами (мясо, молоко, овощи), завариваем чай с травками, пьем родниковую воду. Если ваш организм не взбунтуется в первый же день (как после маминых блинов на предложение фаст-фуда), то, скорее всего, скажет спасибо.

Умываемся росой — танцы на росе под пение птиц (заменяющее бодрую музыку вашего магнитофона) — аквааэробика. Кстати, помимо закаливающего эффекта велика также вероятность избавления от кожных проблем стопы.

Загар. По количеству солнечных дней в году некоторые местности Алтая не уступают Черноморскому побережью. Но солнечная радиация здесь более жесткая. То ли ближе к светилу, то ли атмосфера чище. Поэтому для чувствительной кожи защита от ультрафиолета еще более необходима, чем на анапском пляже.

Алтайский мёд — это практически бренд. Хотя знатоками Алтая он очень сильно подразделяется: горный, луговой, таёжный, разнотравье, гречиха, акация, дягиль и пр. И никто, кроме вас самих, не сможет порекомендовать, который лучше — они все целебны, но цвет, вкус, аромат у каждого свой. И лучше сначала все попробовать. Ведь и в магазине вы предпочитаете давно опробованный сорт хлеба или пельменей. С медовухой будьте осторожней — она не так безобидна, как может показаться, хоть и должна содержать такой полезный продукт!

Траволечение
. Знатокам лекарственных трав не надо доказывать, что та или иная травка здесь МОЖЕТ расти. Благодаря перепаду высот на Алтае есть большинство природных климатических зон России, в которых произрастает более 400 видов лекарственных трав. Наиболее известные из них — золотой корень (родиола розовая), маралий корень, бадан и многие другие. А человеку просто трезвомыслящему, проехавшему Алтай, не надо доказывать экологическую чистоту алтайских трав. На этой территории практически нет промышленности и человек еще не успел нанести непоправимый вред природе. Поэтому, если вы знаете, какие травки вам нужны (и на всякий случай можете их идентифицировать, чтоб не купить лопух вместо золотого корня) — смело покупайте у местных травников. И решительно меняйте свою походную аптечку, лечитесь природой!
В этом же ряду траволечения действует модное сейчас направление — паросауны, так называемые «травяные бочки». Они тоже есть на Алтае в достаточном количестве. Но для их применения необходимо проконсультироваться с врачом. При многих заболеваниях тепловые процедуры противопоказаны.

Минеральная вода и грязи
. Карачинская, Касмалинская, Аржан-су, Серебряный ключ — это наиболее популярные местные минеральные воды, отменного вкуса, качества и уникального состава. Но целебные источники вам покажут чуть не у каждой деревни. Соленые озера Кулунды, грязи озера Ярового, голубая глина — на территории Алтая встречаются практически все виды лечебных вод и грязей, не уступающие по качеству именитым заморским здравницам. А курорт Белокуриха — один из известнейших курортов России, где важнейшим бальнеологическим фактором является горячая термальная вода, азотно-кремнистая родоносодержащая, с повышенным содержанием фтора и широким спектром микроэлементов.

Пантогематоген. Пантовые ванны
. Если все предыдущие факторы оздоровления сложно назвать уникально-алтайскими, то пантолечение — именно из разряда достопримечательностей. Слух о чудодейственной силе пантовых ванн, так же как и о их малой доступности для простого смертного, существует уже не одну сотню лет. Издавна местное население использовало кровь маралов для поддержания сил больных и стариков. И только потому, что не знали способа консервирования крови, это применение носило разовый, постохотничий характер. С возникновением интереса к пантам (неокостеневшие рога марала) со стороны Кореи и Китая в республике Алтай начало развиваться мараловодство. В восточной медицине используют панты как мощнейший адаптоген, иммуностимулятор. При этом именно панты АЛТАЙСКОГО марала имеют наивысшую биологическую активность, по сравнению с пантами северного или пятнистого оленя.
В наше время на каждом маральнике (а их более 100) в период резки пантов (май-июнь) возникает мини-лечебница «для своих», с пантовой ванной и кровавым коктейлем. Попадающий туда страдалец «со стороны» чувствует себя счастливчиком, и заряжается здоровьем по полной программе, не обращая внимания на некоторую экзотичность и сомнительную гигиеничность процедуры. И действительно — результаты такие, как в сказке про «Конька-горбунка», где из котла в котел прыгнул — и вышел добрым молодцем. Однако совсем необязательно подвергать себя испытаниям на брезгливость и стараться уложить свой отпуск в указанные сроки. Есть достаточное количество лечебниц, использующих концентрат крови для ванн круглогодично. А именно кровь является действующим веществом в пантах! Да в конце концов, вы эти ванны можете и дома принимать — на Алтае разработана технология сохранения биологической активности высушенной крови. И купить её можно там же, у производителя. Приплюсуйте сюда другие препараты на основе пантогематогена — сертифицированные, сделанные с соблюдением всех технологических и санитарных норм и требований — вы почувствуете себя возродившимся и помолодевшим. Ведь не зря у корейцев, ежедневно принимающих препараты на пантах алтайского марала 16-ти часовой рабочий день с завидной производительностью труда!

Оглянитесь вокруг, путешествуя по Алтаю — такая красота может возникнуть только в результате большой любви. Природа любит нас всех, мы для неё — желанные дети. И она одинаково готова помочь каждому своему творению в трудную минуту. Причем — совершенно бескорыстно! Не бойтесь обратиться к ней за помощью, ведь не даром её называют Природа-матушка! Доброго вам здоровья!

Статья опубликована в выпуске 2.12.2007
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (6):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Ох, Елена, хоть и статья прошлогодняя, да тема душевная. Я занималась долгое время спортивным горным туризмом, протоптала много тропок в горах Средней Азии - Тань Шань, Памиро-Алай, на Кавказе на горных лыжах каталась, а вот до Алтая добраться покуда не сподобилась. А всегда знала, что чудные места. И не то, что планирую приехать - не знаю, как карты лягут, но вот вчера по телеку, который нечасто смотрю, увидела интересный фильм про Алтай, а знакомые моего близкого друга где-то на Алтае чуть ли не свою деревню строят... Фонит тема, фонит. Может, и впрямь удастся когда приехать? Побывать в том раю? Пятерка за статью безусловная, хоть и запоздалая

  • А почему вы говорите лишь об Алтае?

    • Где живу, что знаю - о том и пишу

      Оценка статьи: 5

      • Моя бабаушка по матери, Лактионова Анна Павловна, смоляночка дворянских кровей до революции жила в Питере у графа Туманова, дальнего родственника, на Улице Союза Связи в знаменитом особняке, куда любил наведываться Распутин. Потом она с пути сошла, вышла замуж за актера Мариинского театра, стала бегать слушать Троцкого, Ленина и прочую шушваль, вольнодумствовать начала и даже носила красную косыночку. Не помогло - за бывших взялся ЧК и пришлось бабке с дедом бежать за Камень. И доперло их в Гражданскую аж до самого Бийска. Дед ушел с белыми - подгребли. В Манжурии ли, в Китае удалось оторваться, но вернуться в Россию еще долго боялся. В 21 вернулся и сховался в галхимкомбинате у ненцев - панты скупал,
        ( гребешки они резали, расчески), огненную воду им возил, дробь. Там пристрастился чай пить с оленьим жиром. Миновало как-то лихо.
        Бабка Анна с французского изящного перескочила на бийское - знаш-панимаш-однако. С каблучков в пимы обулась. Устроилась у совдепов кассиром-инкассатором на Чуйско-монгольский тракт - строителям зарплату развозила на кобыле с ружжом. Завела, как в Сибири говорят пашню (огород). Пашня эта была прямо на месте слияния Бии и Катуни. Там сажали картошку и прочую муру. Росло как дурное. перло, можно сказать.
        Мой первый приезд в Бийск совпал с отменой карточек - появились деньги огроменные! А продукты пропали даже на рынке бийском. Голодно было в городе, своим хозяйством только люли и выживали. Отец с матерью получали летные офицерские пайки, а я солдатский, с махоркой же. Махорку меняли на базаре на голубей битых мне для бульона.
        Второй раз я приезжала уже из Германии - мама поехала к бабушке в отпуск, позже подкатил отец с ординарцем, охотник, рыбак заядлый.
        Было святое правило - меня, как талисман, всегда брали на охоты-рыбалки, даже на кабанов брали.
        И вот тогда-то началось мое знакомство с Алтаем. Неземной красоты краски, природа такая, что думаешь - уже умер и раю. Мне на всю жизнь врезались каменистые перекаты чистой как слеза воды, горы Алтая с синими соснами ( вот почему они синими мне казались?). Медом алтайским с белым печным хлебом, клубками змей на прибрежных валунах, жаркой пашней нашей, когда картошку на возу окучивать ехали. Из Бии пили чистую студеную воду, а Бия летом-то мелководна совсем, курица вброд перейдет.
        Запомнились заборы бийские - крытые треушниками, ворота дворов с лазами для собак-кошек. Чердаки в Сибири зовут вышками, погреба подполами - мои заветные места в доме. Слепая курица Пека. Поленицы на 10 зим припасеные. Вот такой мой Алтай во мне остался, с синевой сосен и чистотой рек. Курортов тогда еще не было, но больные со всей России на термальное лечение ехали. Мама моя свой фронтовой ревматизм лечила, я просто купалась как щенок дурной. Природища была там такая, как в сказках иллюстрации. Много корейцев тогда жило в в Бийске, пашней этих у них было тьма - все кверху задом на пашнях своих трудились.
        По возвращении в Карлмарксштадт все показалось скукоченным и вонюченьким. Германия поблекла насовсем. Ругалась я с гарнизонными детьми уже по-бийски - эка ты зараза, однако. Маме говорила - йистить хочу. На нашу киндергартен фрау: эка ты чувяка или пима худая.
        В Чикаго пришла ко мне клиентка с матерью продлить ей визу гостевую. Только мать ее рот открыла, а я ей сразу: Вы из Бийска?
        Говор бийский не с чем не спутаешь, округлый и интересно интонированный. Речь, кстати, у сибиряков неторопливая, трещоток нету - степенно так разговаривают, красиво.
        Удасться ли еще когда Алтай увидеть. АХ, лена, однако. Разбередила душу. Да не 5, а пятью пять. За Алтай и за любовь к Алтаю.

  • Согласна с автором!