Что может принести мечу буржуазная революция? Ничего? Так было бы в любой стране, кроме Японии.
Период, начавшийся с Реставрации Мэйдзи — возвращения всей полноты государственной власти императору после многовекового господства сёгуната и последовавший за этим промышленный рывок — вывели страну из феодальной отсталости в группу мощнейших империалистических держав мира.
А какое главное занятие у мощных империалистических держав? Вспоминаем классиков… Правильно. Передел глобальных рынков. С помощью войны, конечно!
И вот меч поднят из руин, как символ боевого духа японской нации, её богоизбранности и права вершить судьбы других стран.
Япония провозгласила себя «защитником желтых народов от тирании белых рас». И тут же начала дипломатию навязывания кабальных договоров на континенте — сначала Корее (1876 г.), затем Китаю (апрель 1885 г.), далее, с 1895 г. — везде. Это потребовало новых налогов, перестройки экономики на военный лад и массовой мобилизации. А кто захочет идти на смерть за просто так?
«А причем же здесь меч?» — спросите Вы. А именно меч вручался каждому командиру, начиная с сержанта! Именно вынув меч, присягали императору. Представьте себе сержанта, вышедшего из крестьянского сословия, которому вручают меч, как потомственному самураю! Теперь и умереть за императора не страшно!
Именно тогда возродились старые школы и даже были найдены новые приёмы ковки длинных клинков. Именно длинных так, как потребовало большое количество высококачественных парадных мечей. Именно тогда (1850−1880 гг.) творил признанный кудесник молота и наковальни, а по совместительству и исследователь технологии ковки старинных клинков Суйсинси Масахидэ. А для военных действий промышленность начала штамповать военные уставные мечи гун-то сотнями тысяч.
Так было до 1945 г. После капитуляции Японии огромное количество мечей (по некоторым источникам примерно 300 000) было вывезено в США, а оккупационные власти всеми силами пытались вытравить «дух Ямато» из душ послевоенных японцев. Сколько денег и сил было потрачено, но… Всё впустую.
C середины шестидесятых японский меч начал победоносное шествие по миру, чему немало способствовал голливудский кинематограф.
Кобудо, кендо, иай-до — для миллионов людей во всём мире это не просто слова, а образ жизни, состояние сознания. Когда в руках боевой меч (пусть даже его бамбуковый или деревянный аналог), бренность бытия отходит на второй план, и в тебе просыпается Воин. Не охотник, не спортсмен, а именно Воин, с большой буквы. Именно спрос породил предложение, и сегодня рынок товаров и услуг, связанных с японским мечом, исчисляется цифрой в несколько миллиардов долларов.
Современный японский меч, если конечно это не сувенирная игрушка, изготавливается не менее трёх месяцев, по старинным технологиям. Стоимость традиционного, с соблюдением всех правил выкованного клинка начинается с 5000 долларов, а изделия таких признанных мастеров, как Миягути Цунэтоси — с 50 000 долларов. При национальном музее в Токио существует самая крупная ассоциация живущих и творящих поныне оружейников, а общества и ассоциации поменьше распространены по всей Японии. Именно они и сберегают тот опыт, что бережно передали им предки. Вот бы и нам так!
Все японские мечи, откованные за более чем тысячу лет, делятся всего на несколько больших групп, главным элементом в которых является год выпуска:
Ко-то (Koto) — «старые» мечи, выпущенные до 1596 г.
Сан-то (Santo) — «новые» мечи 1596−1790 гг.
Син-сан-то (Sinsanto) — «новейшие мечи» 1790−1876гг.
Гэндайто (Gendaito) — собирательный термин всех мечей, выпущенных с 1876 г. до наших дней. Сюда же входят уставные мечи японской императорской армии, изготовленные промышленным способом и называемые гун-то.
Скажите, много ли Вы знаете предметов, прошедших столь долгий исторический путь и не потерявших свою культурную и практическую ценность и в наши дни?
Лично я знаю только три — колесо, деньги и японский меч!
Несколько крайняя, даже экзальтированная точка зрения. Даже не хочется спорить, тем более в преддверии праздников, с сентенциями...