Но мой сегодняшний рассказ именно о Пьере-Андре Латреиле, о котором скупые строчки энциклопедии сообщают, что это «французский зоолог и римско-католический священник. Автор первой детальной классификации ракообразных и насекомых»…
Латреиль потерял обоих родителей еще в подростковом возрасте, когда ему не исполнилось и 16 лет, и ему не оставалось ничего другого, как отправиться в Париж. Здесь судьба свела его с одним из образованнейших людей своего времени — Рене Жюстом Гаюи, которого некоторые историки называют аббатом, но это не совсем так, просто он носил звание почетного каноника церкви Нотр-Дам. Рене был известным минерологом и, почувствовав в юноше родственную душу, вызвался быть его воспитателем и покровителем. Кстати, спустя годы, Гаюи был признан основателем кристаллографии.
Для начала он устроил парня в богословскую школу, чтобы тот, во-первых, получил приличное образование, во-вторых, не испытывал нужды в крыше над головой и пропитании, и, наконец, таким образом он сам отдавал долг Господу за то, что был не самым преданным его слугой.
Пьеру-Андре понравилось, к наукам он был расположен, молитвы читал с большим воодушевлением, братия стала ему второй семьей, и по окончании школы Латреиль не мог себе представить ничего лучше, чем карьера священника. Он продолжил изучение богословия в Парижском университете, а в1786 году он был рукоположен в сан викария.
Сейчас уже невозможно сказать, в каком именно году он познакомился с великим французским зоологом Жаном Баптистом Ламарком, но доподлинно известно, что Латреиль на долгие годы стал ближайшим помощником зоолога и даже помогал тому квалифицировать животных.
Но самому викарию ближе всего были насекомые, и он начал собирать коллекции из бабочек и жуков, и однажды один из редких жуков его коллекции спас естествоиспытателю жизнь. Случилось это во время первой французской революции, когда взбунтовавшаяся чернь решила расправиться со священниками. Под раздачу слонов попал и Латреиль, хотя после избрания ассоциированным членом общества истории и естествознания в Париже, он решил оставить церковную службу и посвятить себя науке.
Большой отряд религиозных деятелей сначала хотели бросить в Бастилию, но потом передумали и отправили в лагерь интернированных под Бордо, намереваясь покончить с ними именно там. Но Латреиль умудрился подарить образец редкого жука Necrobia ruficollis судовому врачу и тот добился того, что естествоиспытателя, по крайней мере, не повесили.
Но не все было так просто. Все равно пришлось три года провести в тюрьме, что не могло не сказаться на его занятии наукой. Но за решеткой у Пьера-Андре и возникла мысль о том, чтобы как-то классифицировать свои наработки, собрать воедино все, что ему удалось узнать. Первая книга, посвященная вопросам энтомологии, была выпущена уже на следующий год после освобождения ученого.
Однако расслабляться было рано. Новый виток революционных настроений привел к тому, что естествоиспытатель снова оказался в тюрьме. Но на этот раз у него нашлось больше влиятельных друзей, которые быстренько вызволили Латреиля. И он получил возможность вернуться к жукам и бабочкам.
В 1798 году Пьер-Андре был назначен заведующим разделом энтомологии созданного Музея естественных наук. В его обязанность входило собирание коллекций. А все свободное время Латреиль посвящал работе над своей главной работой 14-томным трудом по истории естественных наук. Сей труд был напечатан в течение четырех лет: с 1802 по 1805. И даже провозглашение Бонапарта императором Наполеоном I никак не сказалось на интересе к естественным наукам.
В этом труде Латреиль предложил классифицировать насекомых по родам и семьям, и выделил несколько из них. А ракообразными он занялся гораздо позже, уделив этому больше внимания уже после того, как он сменил Ламарка на кафедре зоологии беспозвоночных, когда великий французский зоолог скончался…
К тому времени естествоиспытатель выпустил еще и четырехтомный труд, посвященный энтомологии. А в 1821 году его наградили орденом Почетного легиона. К счастью, ученого уже не дергали власти и он получил возможность работать. За это время он написал ряд работ, в которых внес важные усовершенствования в систему животного царства; так, он правильно выделил паукообразных, разделил на классы суставчатоногих, выделил хрящевых рыб и многое другое…
Пьер-Андре Латреиль до самых последних своих дней служил науке. Он отметил свое 70-летие, но силы уже оставляли. Он скончался в Париже 6 февраля 1833 года через 70 дней после своего юбилея…
в1786 году - пропущен пробел.
Жаном Баптистом Ламарком - может, все-таки Батист?
судовому врачу и тот добился - пропущена запятая.
работе над своей главной работой 14-томным трудом - звучит коряво, и пропущена запятая.
власти и он получи - пропущена запятая, имхо.
Для общей эрудиции самое оно.
0 Ответить
Энтомология известна мало, а ее представители воспринимаются как чудаки, которые гоняются с сачками за бабочками. Интересно написано. 5.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Да,повезло. Архимеду не повезло вот. Ученые - не от мира сего, и свист летящего времени вокруг они не замечают. Даже если этот свист -от пули.
0 Ответить
5! Заголовок очень удачный. и сама статья написана непринужденно. Не имея особого призвания к науке читается очень легко и интересно.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Прочитала с интересом
Оценка статьи: 5
0 Ответить