Этот год стал переломным в судьбе будущего писателя Ивана Ивановича Лажечникова. Потрясенный вступлением французов в Москву, юноша бежал из дома и вопреки воле родителей вступил в действующую армию. Сын богатого купца, получивший прекрасное домашнее образование, владевший двумя иностранными языками, он был произведен в офицеры и в составе Московского гренадерского полка дошел до Парижа.
Гренадеры всегда использовались в русской армии на острие атаки, они сражались под Малоярославцем, Красным, Борисовым, под огнем французов форсировали Рейн, штурмовали Париж. Лажечников вспоминал впоследствии, что в начале 1813 года на упрек Александра I, что у Московских гренадеров недостатки в обмундировании и выправке, Кутузов ответил: «Зато славно дерутся, Ваше величество».
Боевая школа много дала начинающему литератору: свела его с офицерской молодежью, из среды которой впоследствии вышли декабристы, познакомила с выдающимися военачальниками А.П. Ермоловым,
Впечатления переполняют Лажечникова, и он «вверяет свои мысли бумаге». «Походные записки русского офицера», увидевшие свет в 1817 году, сразу же принесли ему литературную известность. Написанные «при свете бивуачных костров, на барабанах и нередко при шуме идущего рядом войска», они образно и ярко передают картины великой военной эпопеи. Лажечников трактует войну 1812 года как «истинно народную», когда «патриотизм воспламенял и старцев и юношей».
Успех «Походных записок» был предопределен и тем, что автор — не сторонний наблюдатель, мельком увидевший войну из окна кареты, а боевой офицер, который наравне с солдатами «месил снежные сугробы литовские, спотыкаясь о замерзшие трупы, при жестоких морозах, захватывавших дыхание, в походной шинели, сквозь которую ветер дул, как сквозь сетку решета».
В 1819 году, когда Лажечников, будучи адъютантом генерала А.И. Остерман-Толстого, хлопотал в Петербурге об издании «Походных записок» отдельной книгой, ему довелось при необычных обстоятельствах познакомиться с
В 1820 году Лажечников, несогласный с аракчеевскими порядками в армии, вышел в отставку и по протекции Остерман-Толстого получил должность директора Пензенской гимназии и народных училищ. Служба его «по Министерству народного просвещения» продолжалась с перерывами до 1837 года. Именно в этот период им были задуманы и написаны произведения, которые снискали ему славу «первого исторического романиста России».
С 1831 года начинает частями печататься роман «Последний новик», восторженно встреченный читателями и критикой. Белинский отозвался о нем в «Литературных мечтаниях»: «Новик есть произведение необыкновенное, ознаменованное печатью высокого таланта». В романе в романтическом свете показано завоевание Лифляндии в начале XVIII века, преобразования Петра I, стремящегося «прорубить окно в Европу». Сам автор считал, что главное «чувство, господствующее в его романе — есть любовь к отчизне».
Лучшим произведением писателя стал роман «Ледяной дом», опубликованный в 1835 году. Успех романа был огромен, им зачитывалась вся Россия. Пушкин, прочитав «Ледяной дом», написал автору: «…многие страницы вашего романа будут жить доколе не забудется pyccкий язык».
В центре романа борьба благородного кабинет-министра императрицы Волынского с жестоким и коварным «теневым правителем России» Бироном в годы царствования Анны Иоанновны. Автор представляет главного героя человеком острого ума и сильных страстей, пламенным патриотом отчизны, готовым пожертвовать жизнь ради ее избавления oт засилья иноземных временщиков. Написанный живым, образным языком, проникнутый глубоким патриотическим чувством, роман захватывает читателей острой, в чем-то авантюрной политической интригой, в которую вплетается канва трагической любви Волынского и Мариорицы.
В произведении наряду с вымышленными персонажами действуют реальные исторические личности. В их изображении Лажечников не всегда придерживается исторической правды. Он явно идеализирует Волынского, смягчает одиозный образ императрицы Анны Иоанновны, но в гротескном виде представляет Тредьяковского.
Задуманный через несколько лет после поражения восстания декабристов, роман отражает гражданскую позицию автора: борьба с деспотизмом несмотря на все муки и потери не бывает напрасной. В его изображении казнь героев оборачивается обретением ими в глазах потомков ореола «невинных страдальцев за отечество».
Для своего третьего романа «Басурман», вышедшего в 1838 году, Лажечников избрал эпоху Ивана III, когда было «замышлено и заложено будущее могущество Руси». Жесткой рукой, a, где надо, и хитростью объединяет Великий князь Московский русские земли в единое государство. Образ Ивана III — несомненная удача автора. Белинский писал о нем: «Душа отдыхает и оживает, когда выходит на сцену этот могучий человек с его гениальной мыслью, его железным характером, непреклонною волею».
Впоследствии Лажечников написал еще два романа, несколько драм и комедий. Они были встречены читателями с интересом, но стали лишь подтверждением того, что творческий подъем их автором уже пройден. Наиболее интересными из последних произведений являются его мемуары. Автор вспоминает о дружбе с Белинским, встречах с Пушкиным, совместной службе с Ермоловым, Раевским, Остерман-Толстым, о педагогической деятельности под руководством
В наши дни лучшие романы Ивана Ивановича Лажечникова переживают новый подъем популярности. Завоевавшие любовь и признательность многих поколений читателей, они и сегодня привлекают живым изображением картин далекого прошлого, острыми увлекательными сюжетами, высокими нравственными идеалами, во имя которых живут и погибают их герои.
И вовсе ни к чему порочить моего предка. Пушкин сам был инициатором и зачинщиком дуэли из-за своего неуемного характера. Читайте свидетельство самого Лажечникова: http://database.library.by/library/cd_004/11/Lazhechnikov,I._I/text_0050.html
0 Ответить
Спасибо за внимание к моим статьям.
Воспоминания Лажечникова "Знакомство мое с Пушкиным" полностью соответствуют тому, что я изложил. Естественно, что там все дано намного подробнее. Кто был инициатором дуэли, я не писал, так как дуэль - дело очень тонкое (виновником ссоры был Пушкин, а вызов формально исходил от Денисевича). А то, как дуэль была предотвращена, изложил почти дословно.
По большому счету, Денисевич остался в истории только благодаря этой несостоявшейся дуэли. Ваш предок оказался человеком мудрым и повел себя достойно.
0 Ответить
у Московских гренадер - разве это существительное несклоняемое?
Лажечникова и он - пропущена запятая.
Написано хорошо, но создается ощущение, что писали разные люди. Стилистика отдельных частей разнится.
0 Ответить
Стыдно признаться, но не одолела даже "Ледяной дом". Не могу читать исторические романы. Статьи легче читаются.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Владимир, прекрасный материал. И написано с большим знанием дела. Ольга К.(Алексеева)
0 Ответить
Спасибо, Ольга.
0 Ответить