Переход ребенка к самостоятельной жизни требует больших изменений ряда органов и систем. Некоторые органы после рождения перестраиваются постепенно, другие быстро.
В первой части нами были рассмотрены внешние отличия. В этой части хочется разобрать, какие изменения происходят с внутренними органами и с развитием нервной системы ребенка.
Органы дыхания. Носовые ходы у малыша узкие, а хрящи гортани и трахея тонкие. Дыхательная мускулатура слабая. Осуществляется дыхание благодаря движению диафрагмы. Дышит ребенок поверхностно, часто.
Малыш также дышит и через поры кожи, поэтому и рекомендуются грудным детям ежедневные купания, чтобы кожа была чистой, а поры открытыми.
Сердце новорожденного крупное. Оно составляет 0,9% массы тела. Сердечная мышца развита слабо. Сердцебиение частое 120−140 ударов в минуту. Если малыш беспокоится, то количество сердечных сокращений может увеличиваться до 180−200 ударов в минуту.
Пищеварительная система сформирована не окончательно. Желудок у ребенка расположен практически вертикально, пищевод короткий. По этой причине возникают срыгивания.
Если малыша кормят грудью, то в его кишечнике преобладают бактерии молочнокислого процесса, а при искусственном вскармливании — кишечная палочка. Бактерии молочнокислого процесса более физиологичны для кишечного тракта ребенка. Они обеспечивают более полноценное пищеварение. Это одна из важных причин, по которой рекомендуют кормить ребенка грудью.
Мочеполовые органы. К моменту рождения почки уже развиты хорошо. Наружные половые органы при доношенной беременности на момент рождения уже сформированы. Половые губы у девочек прикрывают малые. У мальчиков яички опущены в мошонку.
В первые дни после рождения можно наблюдать у ребенка увеличение грудных желез. Если надавить на железу, то выделяется светлая жидкость похожая на грудное молоко. Это явление проходит самостоятельно и лечения не требует. Происходит это от того, что небольшое количество гормона, вызывающего прилив молока у матери, попадает через плаценту в кровь ребенка до его рождения.
Защитные функции. Новорожденный не восприимчив к ряду инфекционных заболеваний. Происходит это от того, что ребенок получил от матери иммунитет. Но не стоит пускать все на самотек и не следить за чистотой. Потому что ребенок все же плохо защищен от большинства микробов и от вирусов. Избегайте контактов с посторонними людьми, так как маленький ребенок тяжело переносит болезни.
Нервная система. Головной мозг у новорожденного относительно велик, но не зрел. Но зато у малыша достаточно развит спинной мозг. Он отвечает за состояние рефлексов «спинального автоматизма». Это опорный рефлекс, шаговый, хватательный, рефлекс ползания и другие. Так же спинной мозг отвечает за безусловные рефлексы. Это сосательный рефлекс, глотательный, защитный, мигательный. Именно на развитие всех этих рефлексов обращает внимание педиатр при первом осмотре ребенка.
В настоящее время установлено, что новорожденный ребенок видит, но при этом зрение его в 20 раз хуже, чем у взрослого человека. Малыш хорошо видит очертания предметов как подвижных, так и неподвижных. Но в пределах досягаемости для него лишь те предметы, которые находятся на расстоянии 25−30 см от его глаз. Если включить яркий свет, то ребенок непроизвольно зажмуривает глазки или начинает моргать.
Развивается зрение у ребенка сравнительно быстро. Так, в период между 4−5 неделями он начинает фиксировать свой взгляд на неподвижных предметах и следить за движущимися предметами.
Слышит новорожденный ребенок хорошо. Он различает даже шепот. Поэтому нужно стараться не издавать резких звуков, так как они могут сильно напугать малыша. Но и не стоит соблюдать абсолютную тишину, так как ребенок быстро привыкнет к этому, и вам сложно будет заниматься домашними делами.
Вкусовые, обонятельные и осязательные рецепторы развиты хорошо. Уже в возрасте 10 дней ребенок узнает свою маму по запаху. А вначале второго месяца и по голосу.
Вот такие изменения происходят с нашими малышами после их рождения. Молодой маме просто необходимо правильно ухаживать за своим ребенком. Так как от этого зависит и правильность его развития.
Желаю удачи!
Супер. Мне оч понравилось. узнала новое, картинки клевые. ставлю "5" и добавляю в закладки.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Действительно, я для себя столько нового узнала, хотя уже двое детей!!! Спасибо вам большое!!!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
И вам, Татьяна, большое спасибо за добрый отзыв!
0 Ответить
Всё хорошо, а картинки ещё лучше. 5!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо, Мариш, старалась, подбирала! Еще нашла такую прелесть - из 10 картинок и на каждой малыш и Бог разговор ведут - такой трогательный. Я эту серию картинок поместила в комментарии к статье "Зачем нужны курсы для будущих родителей? " Как увидела их первый раз - аж до слез растрогалась!
0 Ответить
Малыш под полотенцем (подписано - о пользе купания) так похож на мою доченьку! Первый раз встречаю такое сходство! Хотя, возможно, вижу его только я...
0 Ответить
какое милое создание!
0 Ответить
Ой, Танечка, Ваши слова - просто ангельская музыка для материнского уха
0 Ответить
0 Ответить
Хотя моему ребенку уже 9 лет, из этой статьи узнала новое: вот оказывается почему дети срыгивают - пищевод короткий. Кстати у них в таком нежном возрасте еще и повышенное газообразование в животике, поэтому они так часто им маятся. Кстати согласна с автором и по поводу соблюдения-несоблюдения тишины. Я вот приучила ребенка засыпать при любых условиях.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
А я первого ребенка приучила спать в тишине - намаялась жуть. Поэтому когда родился второй сразу же всем "повелела": если спит, то продолжаем жить как живем, и тишину не создаем. Ини каких проблем!!!
0 Ответить