Гнала меня и клеветала,
Детей и славу отняла.
А я не разлюбила — знала:
Ты — дикая, ты не со зла.
Люблю и верю неизменно,
Угрюмей стала и сильней.
Не знай, как велика надменность
Любви недрогнувшей моей.
… В 1920 году 33-летний профессор МГУ Николай Макаров — видный специалист по проблемам крестьянства, отправился в США по заданию Наркомата земледелия изучать организацию сельского хозяйства.
Когда пароход причалил к американскому берегу, Макаров не смог сойти на него, т.к. для этого полагалось иметь при себе минимум 300 долларов, коих не оказалось. Выручил встречавший друга Николай Вавилов, который внес необходимую сумму. Вскоре в Нью-Йорке состоялась еще одна встреча — с Николаем Рерихом, тоже близким другом, который познакомил прибывшего из России тезку с ученицей, изучавшей искусствоведение в Колумбийском университете. Через год они поженились. Так широко известная в ту пору «дружба трех Николаев» привела к выбору сердца Николая Павловича. В Россию он вернулся с женой Аллой.
Семейное счастье не продлилось и десяти лет. В 1929 г. Н. Макаров был арестован по «аграрному делу». В Ярославском политизоляторе читал подаренную Н. Рерихом книгу «Листы сада Мории» и отчеркивал карандашом строчки, помогавшие выстоять в неволе.
Даже если бы не этот судебный процесс, он все равно был обречен: публикации и выступления до ареста просто не могли не привести на скамью для «врагов народа». Судите сами: о контрольных цифрах Госплана СССР на I пятилетку он, ответственный работник Наркомзема, высказался как о «суммированных пожеланиях и директивах, не доказанных в отношении своей реальной осуществимости», резко выступая против составления их на основе заявок ведомств.
Но, тем не менее, осужденному
Но это тогда… а теперь он стал агрономом, потом «вырос» до плановика совхоза. Надежда на встречу с женой и детьми не оставляла, да и они тоже жили ею, этой надеждой. В 1940 г. в СССР был издан роман Майн Рида «Всадник без головы» в переводе Аллы Макаровой — до сих пор единственном. Не символично ли, что его героиня, Луиза Пойндекстер, так верила в невиновность возлюбленного, оболганного и обвиненного в убийстве мустангера?
А потом — война. Семью вновь «выручил» Н. Рерих, находившийся за тысячи миль от Москвы. Меняя его картины на муку, масло и сахар, семья Макаровых смогла выжить в голодную пору. Сам глава семьи во время оккупации был подпольщиком, затем — вновь вернулся к работе плановика.
И оба они, Николай Павлович и Алла Юльевна, продолжали писать письма в инстанции, объясняли, доказывали… В 1948 г. ему позволили преподавать в Ворошиловграде. Как раз в это время Алла Макарова занялась переводом рассказов Серой Совы. «Рассказы опустевшей хижины» — еще один символ, зашифрованный крик души?! Наконец, в 1955-м 68-летнему профессору разрешили вернуться к семье, в разлуке с которой провел четверть века. А на следующий год он защитил вторую докторскую диссертацию, по которой был издан один из лучших советских учебников для сельхозвузов.
… Реабилитация пришла через семь лет после смерти
Энциклопедии и справочники скупы на слова — такой жанр. Но знать об изломанных судьбах людей и об их стойкости необходимо. Без памяти сердца черствеет душа и холодеет взгляд — так будем помнить!
Родовое дерево Вавиловых-Макаровых
0 Ответить
Замечательная, интересная статья!!! 5+!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо, Катерина, за отзыв и оценку
Оценка статьи: 5
0 Ответить
спасибо. интересно. Вопрос у меня такой: вы процитировали Берггольц, и из-за этого стиха у меня сложилось впечатление, что у Макарова и Берггольц был роман. В общем, стихи наводят на ненужные мысли и вносят путаницу. Может быть, дать пояснение какое-то, к чему это стихотворение?
0 Ответить
Ирина, спасибо за комментарий. Но Ваши предположения для меня неожиданны. Романа там не было. А стихи как раз ассоциативны, и как пояснять их, я не знаю. По-моему, говорят сами за себя. Впрочем, возможно ошибаюсь. Тогда может спросить у редакции?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Интересная статья. 5.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Большое спасибо за информацию. Вы молодчина!
P.S. Я живу рядом с институтом, в котором он закончил свою деятельность.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо До 1973 г. Николай Павлович работал во Всесоюзном сельскохозяйственном институте заочного образования
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Во-во!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Но ведь имели душевные силы идти сквозь все испытания.
Если есть,что хранить в сердце.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Представляете, сколько чего бы было сотворено, если бы все эти силы - не через испытания, а во благо... В одной организационно-производственной, т.е. чаяновской школе были еще А.Минин (бесподобный генератор идей), А.Челинцев. Про патриарха росскийской аграрной школы Дояренко я уж и не говорю: несгибаемая личность. Он после тюрем и ссылок, будучи в очень преклонном возрасте, в письмах пытался образумить Лысенко, объясняя бредовость идей этого деятеля
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Сколько таких судеб. Кабы давали людям жить и работать и не вынуждали отдавать все силы на выживание, какая бы сейчас страна сильная была. Но, что было, то было...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
да, столько нереализованных идей, разлученных семей... 25 лет - это ж срок серебряной свадьбы!
Оценка статьи: 5
0 Ответить