Во-первых флэшмоб появился достаточно недавно. На сайтах флэшмоберов можно прочитать о том, что житель Нью-Йорка Билл, используя sms и e-mail, собрал около полутора сот незнакомых друг с другом человек, которые 17 июня 2003 года одновременно вошли в мебельный отдел магазина «Macy's» и попросили «любовный ковер» для «пригородной коммуны» ценой в $ 10 000. Телевидение в свое время достаточно подробно осветило эту акцию и именно ее принято считать первым флэшмобом.
Во-вторых, далеко не все считают флэшмоб новым явлением. Задолго до флэшмоба были очень схожие с ним явления, обозначаемые не менее экзотическими для русского уха словами «хэппенинг» и «перформанс». Между явлениями действительно много общего.
Хэппенинг — разновидность акционизма 1960-х, 1970-х годов. Акция хэппенинга представляет собой бесфабульное театрализованное действие:
— развивающееся без заранее запрограммированного сценария; и
— рассчитанное на спонтанные акции исполнителей и на активное соучастие зрительской аудитории. (англ. happening — происходящее) (Словарь по общественным наукам.)
Перфоманс (англ. performance — букв. — представление) — вид художественного творчества, объединяющий возможности изо-искусства и театра. Ему предшествовали «живые картины», но окончательно он сложился в акциях представителей дадаизма и в особенности концептуального искусства. В отличие от хэппенинга, рассчитанного на активное зрительское соучастие, в перформансе всецело доминирует сам художник или специальные статисты, представляющие публике живые композиции с символическими атрибутами, жестами и позами. (БЭС)
Дословно с английского (flashmob), флэшмоб переводится как «вспышка толпы» или «мгновенная толпа». Интересным кажется тот факт, что английское «mob» (сборище, толпа) с немецкого переводится как: чернь, сброд, подонки. У меня в подсознании это вызывает словосочетание «сборище подонков», что объясняется скорее всего тем, что что меня явление флэшмоба всерьез заинтересовало после ошеломляющей популярности известного коллажа «Превед!». (Как раз тот случай, когда так называемая «падонкофская» лексика, которая долгое время оставалась вещью в себе, выплеснулась вдруг не только за рамки своего круга, но и за рамки сети Интернет.)
Сегодня формат флэшмоба вовсю пытаются использовать специалисты в области маркетинга, рекламы, всевозможных пиар- и полит-технологий, и вполне вероятно, спецслужб. И это, кстати, третья причина, по которой информации о таком интересном явлении, как флэшмоб, не так много. Дело в том, что все перечисленные категории специалистов, интересующихся этим явлением, по понятным причинам не афишируют свой интерес и уж тем более свои изыскания в этой области.
Рекламные акции с использованием элементов флэшмоба стали сегодня обычным явлением. Правда, участниками таких акций, часто являются не добровольцы, а промо-персонал и не часто подобные действа становятся действительно массовыми. Это говорит о том, что явление на сегодняшний день изучено еще не достаточно хорошо.
Конечно же, подобные спланированные акции не могут считаться флэшмобом в чистом виде, так как нарушают основные принципы флэшмоба:
1) спонтанность;
2) отсутствие централизованного руководства;
3) отсутствие каких либо политических, финансовых или рекламных целей;
4) деперсонификация; участники флэшмоба (в идеале это абсолютно незнакомые люди) во время акции не должны никак показывать, что их что-то связывает;
5) отказ от освещения флэшмоба в СМИ.
Судя по акциям, которые наши доморощенные специалисты по организации массовых акций позиционируют как флэшмоб, создается впечатление, что образцом флэшмоба для этих специалистов является советский субботник. В конечном итоге, любая уличная акция в скором времени будет называться флэшмобом лишь потому, что эта форма активности не присутствует в законодательстве.
Конечно же, это далеко не вся информация о флэшмобе. В следующей статье я расскажу о видах флэшмоба и попытаюсь ответить на вопрос: «Можно ли некоторые электронные аналоги „писем счастья“ считать флэшмобом?» (Подробно о письмах счастья можно прочитать в моей статье «Что делать с „Письмом счастья“?»)
Дмитрий Солнцев, а вот вам пример флэш моба
http://llerrah.com/hallelujahfoodcourt.htm
0 Ответить
Марина Бородина Стайн, шикарно сделано, но все же это не флеш-моб, потому что пиар-акция сайта.
0 Ответить
Марианна Власова, а я такая доверчивая! Написано сверху - флэш моб, я и поверила...
0 Ответить
Оценка статьи: 5
0 Ответить
статья тянет на троечку. Читал статьи намного лучше...
Оценка статьи: 3
0 Ответить
Флэш - это самый глупый способ убить время. Есть способы и получше.
0 Ответить
Не знаю... Это хороший способ оторваться от закостенелых принципов, получить дозу хорошего настроения, обрести новых друзей... А также преломить порог коммуникабельности и отбросить старые комплексы... )))
0 Ответить
Также это неплохой способ «сделать бархатную революцию», увеличить свой рейтинг, увеличить тираж журнала в десятки раз.
Еще много интересных применений можно привести.
0 Ответить
Дмитрий Солнцев, тоже флашмоб или мобфлаш?
0 Ответить
Можно было бы поместить больше примеров этого интересного явления, а также о том, как такой флэшмоб провести с максимальной отдачей и минимальными усилиями... Их в наше время довольно мало...
0 Ответить