Примой в этом детском театре был Андрей. Он был очень одаренный ребенок, в трехлетнем возрасте уже играл несложные пьесы на фортепиано, но еще больше ему нравилось выступать в домашнем театре, где к пяти годам он играл все главные роли. А так как их дом часто посещали режиссеры и актеры московских театров, они быстро оценили талант юного актера.
А в 1925 году в их домашнюю студию привели девочку, пятилетнюю Верочку Жуковскую. Семилетнему Андрюше она очень понравилась, причем симпатия оказалось взаимной, и дети поклялись, как только они вырастут, то обязательно поженятся…
Столько таких клятв дают наши дети? По нескольку раз в год. И мы понимаем, что сегодня семилетний сын влюблен в Веру, завтра в Катю, а женится, в конце концов, на той, которая встретилась ему две недели назад…
Но Андрей был упрямым. Настолько, что, когда пообещал Верочке переплыть Оку, а она не поверила, он бросился в воду. Плавать он толком не умел, и казалось, все закончится трагедией, так как взрослых в это время на берегу реки не было. Дважды он уходил под воду, Верочка визжала, но опять его голова показывалась над речной волной. Конечно, Андрею очень влетело за этот «подвиг» от родителей, но он доказал, что ради своей любви готов на любые жертвы…
А еще Гончаров-младший был очень целеустремлен. И даже тогда, когда его не приняли в ГИТИС в 1936 году (для поступления требовался двухлетний стаж работы в театре), он не опустил руки. Сумел «глянуться» одному из ведущих членов жюри, который добился того, что Гончарова приняли. И хотя он был моложе своих сокурсников на четыре-пять лет, и его всерьез многие не воспринимали, Андрей не испытывал чувства неловкости. Они шли своим путем, он — своим…
Тем более, что, отучившись год на актерском факультете, Гончаров неожиданно подал документы на режиссерский. И не прогадал, ибо его наставник — Николай Михайлович Горчаков — был учеником Станиславского и Немировича-Данченко. И старался развивать у своих студентов широту взглядов, отсутствие всякой зависимости от чьего-либо мнения при выборе пьесы. Словом, дипломным спектаклем Гончаров выбрал водевиль по пьесе Корнейчука «В степях Украины». Не успел он начать работу с актерами, как в театр в Иванове (где осуществлялась постановка) прибыли люди в синей форме с малинными петлицами. И попытались вразумить начинающего режиссера, мол, маршалу Буденному не место в водевиле! Но Гончаров проявил характер, и не «вырезал» маршала. Спектакль прошел на ура!
А дальше началась война. Одним из первых Гончаров записался в Коммунистический батальон Красной Пресни. И встретил фашистских захватчиков лицом к лицу. О том, какие были бои, свидетельствует тот факт, что за три дня от личного состава батальона из тысячи человек осталось не более ста. А спустя несколько дней Гончаров в одном из боев был дважды ранен. Дальше госпиталь и возвращение в родную Москву. Как-то он признался, что только любовь Веры Жуковской спасла его от гибели…
Когда в столице решили создать фронтовой театр, для поездок к местам боев, выбор почему-то пал на 24-летнего режиссера. И он не стушевался, подготовив в самое короткое время пять спектаклей, которые поднимали настроение бойцам и командирам на фронте. Несколько раз приходилось бывать и под бомбежками, и под обстрелами. Но Андрей практически не обращал на эти «мелочи» внимание.
А их любовь с Верой Жуковской пройдя через такие испытания только окрепла. И ее плодом стал сын Алексей…
Работали они с Верой в разных театрах. Она на Малой Бронной, он — 33 года был бессменным руководителем театра им. Маяковского. Но дома у них всегда царил мир, взаимное уважение и гармония. И это служило хорошим подспорьем для творчества. Титанический труд Гончарова не остался незамеченным. Ему дважды присуждалась Государственная премия СССР (в 1977 году — за спектакль «Венсеремос!» и в 1984 году — за спектакли «Молва» и «Леди Макбет Мценского уезда»), а также Государственная премия РСФСР имени Станиславского (в 1972 году — за спектакль «Мария»). А в 1987 году Андрею Александровичу присвоено звание Герой Социалистического труда, в канун 70-летия.
Его муза — Верочка Жуковская — ушла из жизни в 1992 году. Супруг пережил ее на 9 лет и скончался 7 сентября 2001 года после тяжелой продолжительной болезни. Его прах упокоился на Новодевичьем кладбище…
Прекрасная статья. А вам знакома работа Кона Сатоси "Актриса тысячелетия"?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
К сожалению, Денис, эту книгу я не читал. Перечитать все абсолютно невозможно. Но попробую поискать в электронных библиотеках...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Это не книга. Это аниме типа. Не слыхали про Кона Сатоси? "Токийских крёстных" тоже он сделал.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Коротко, но написано на одном дыхании, и, несмотря на реферативность (даже аннотационность) изложения - впечатляет. Я немного знал об Андрее Гончарове - режиссёре, но впервые узнал о его необыкновенно красивой личной жизни. Хотел только бы добавить, что перед приходом в Театр имени Владимира Маяковского Андрей Александлрович восемь лет был главным режиссёром Московского драматического театра (который после переезда со Спартаковской улицы на Малую Бронную стал называться, как и сейчас, Театром на Малой Бронной).
Спасибо.
Оценка статьи: 5
0 Ответить