Формирование России как Империи началось после Полтавской битвы.
В начале 18 века Шведское королевство обладало сильнейшей в Европе армией, а король Карл XII оказался талантливым полководцем. К 1707 году им были разгромлены Дания, Саксония, Речь Посполитая. Единственной страной, продолжавшей борьбу со Швецией, оставалась значительно более слабая (по общеевропейскому мнению) Россия.
Карл XII решил разделаться с ней с помощью сильного удара на московском направлении. Однако примененная царём Петром тактика «выжженной земли» и предательство украинского гетмана Мазепы, переметнувшегося к шведам, заставили Карла XII повернуть свои войска на юг. 3 июня 1709 года началась осада стратегически важной крепости Полтава. Ради её освобождения Петр I решился на генеральное сражение.
Для битвы была выбрана пересеченная местность, удобная для действий русской пехоты и в то же время исключающая широкий маневр вражеской конницы. Кроме того, на этой позиции хорошо просматривался единственно возможный путь наступления шведов, укрепленный по приказу российского монарха десятью редутами. (Это «ноу-хау» Петра Великого, впервые примененное в Полтавской битве, использовалось российской армией вплоть до 1852 года.)
27 июня 1709 года в 3 часа ночи шведы начала наступление на русские позиции. Однако были встречены сильным поперечным огнём русской пехоты и артиллерии с редутов. Наступательный порыв шведов ослаб. Попытка шведского генерала Росса обойти фланг русских провалилась: командующий российской кавалерией
Второй этап сражения продолжался с 9 до 11 часов утра. Первыми в атаку двинулись шведские войска. Однако россияне обладали рядом преимуществ: они занимали более удобную и хорошо укрепленную позицию, имели незначительный численный перевес и огромное преимущество в артиллерии. Вскоре натиск врага ослаб. А когда Меньшиков вернулся из Яковецкого леса и атаковал правый фланг шведов, создав им угрозу окружения, враг дрогнул. Заметив это, Петр I скомандовал общее наступление. Армия шведов была обращена в паническое бегство.
В течение 6 часов сильнейшая в мире армия, наводившая ужас на всю Европу, перестала существовать. Вольтер: «После Полтавской битвы Швеция сходит с подмостков Европы и занимает места в зрительном зале». Россия же, напротив, становится крупной европейской державой: лидером блока государств с сильнейшей в мире армией.
Другим крупным сражением Северной войны стал морской бой у полуострова Гангут. В 1714 году Петр I решил перенести войну на территорию Швеции. Одним из этапов выполнения этой задачи было уничтожение шведского флота и обеспечение молодому российскому флоту решающего преимущества на море.
Однако и шведский флот готовился не допустить прорыва русских в Балтийское море. Командующий им контр-адмирал Ватранг в апреле 1714 года прибыл к Гангутскуму полуострову и блокировал российские суда в Финском заливе. Следует отметить, что шведский флот обладал огромным преимуществом в артиллерии.
Для прорыва сквозь неприятельский флот Петр Великий пошёл на военную хитрость: он приказал построить «переволоку». Для того чтобы перетащить часть легких судов в тыл противника, внести замешательство в их ряды и облегчить прорыв российского флота на основном направлении. Узнав об этом, Ватранг отправил значительный отряд под командованием адмирала Эреншельда к месту предполагаемого спуска русских судов. Воспользовавшись разделением шведского флота и наступившим штилем (шведские парусники фактически лишились возможности двигаться), русский гребной флот начал прорыв. «Переволокой» россияне так и не воспользовались.
Заключительным этапом Гангутского сражения стал бой с отрядом Эреншельда. В течение трех часов абордажного боя отряд был разгромлен, а командующий контр-адмирал был пленен. Гангутская битва обеспечила преимущественное положение российского флота в Балтийском море и позволила перенести войну на территорию Швеции. Однако еще более важным результатом этой битвы является то, что европейские державы стали говорить о России как о сильной морской державе.
Во время правления Анны Иоанновны Российская империя участвовала в войне за Польское наследство и в русско-турецкой войне 1735−1739 годов, однако крупными битвами те войны не запомнились.
Следующей славной страницей в истории Российской империи была Семилетняя война (1756−1763 год). В течение двух лет прусский король-полководец Фридрих II Великий успешно сражался на два фронта против войск Австрии и Франции. Однако все победы пруссаков были сведены на нет, когда в войну вступила Российская империя.
Наиболее яркой победой российских войск в той войне является сражение при Кунерсдорфе в 1759 году. Командующий союзными русско-австрийскими войсками Петр Семенович Салтыков, внимательно изучивший все предшествующие победы Фридриха Великого, выяснил ход его «косых» атак и в соответствии с этим составил план битвы. Он верно предположил, что Фридрих II начнет атаку на левый фланг, и поэтому сильно укрепил его, чтобы измотать здесь прусские войска, а когда наступательный порыв противника ослабнет, перейти в наступление силами центра и правого фланга.
1 августа 1759 года около 12 часов дня войска прусского короля превосходящими силами атаковали (как и предполагал Салтыков) левый фланг русских. Завязался упорный бой, в результате которого русские войска оставили занимаемую высоту, но и прусские были сильно потрепаны. После занятия левого фланга русских Фридрих II направил основной удар на центр. Он бросал в атаку все новые и новые силы, но русские войска отбивали их.
Несколько раз прусаки, пытаясь переломить ситуацию, атаковали правый фланг союзников, но и там не добились успеха. Вскоре военные резервы прусского короля были исчерпаны, сил для новых атак не было. Заметив это, Салтыков скомандовал общее наступление: прусская армия обратилась в бегство. В строю у Фридриха II осталось 3 тысячи человек (из 48 тысяч перед битвой).
В результате этой победы русским войскам удалось взять Берлин. Пруссия была на грани военного поражения. Лишь смерть императрицы Елизаветы Петровны и изменение политической обстановке в Санкт-Петербурге спасло Фридриха Великого.
Эта битва вошла во все учебники тактики и военной истории, как образец оборонительного боя.
Продолжение статьи здесь
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Статья, которая вызывает много вопросов
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Статья напоминает параграфы школьного учебника за 7 класс.
И возникают вопросы.
В начале 18 века Шведское королевство обладало сильнейшей в Европе армией, а король Карл XII оказался талантливым полководцем. К 1707 году им были разгромлены Дания, Саксония, Речь Посполитая.
король Карл XII не оказался, а действительно БЫЛ талантливейшим полководцем "суворовской" (будущей, конечно) школы, побеждавшим не числом, а уменьем.
Единственной страной, продолжавшей борьбу со Швецией, оставалась значительно более слабая (по общеевропейскому мнению) Россия.
Население Швеции - ок. 3 млн. чел.
Население России - ок. 17 млн. чел.
Карл XII решил разделаться с ней с помощью сильного удара на московском направлении. Однако примененная царём Петром тактика «выжженной земли» и предательство украинского гетмана Мазепы, переметнувшегося к шведам, заставили Карла XII повернуть свои войска на юг.
3 июня 1709 года началась осада стратегически важной крепости Полтава. Ради её освобождения Петр I решился на генеральное сражение.
-----------------------------------------------------------------------------
Карл отлично понимал, и знал опыт польско-литовского вторжения (кроме того, в войнах начала 17 века участвовали и шведы, причём и на стороне русского правительства Шуйского), что прямым походом на Москву сломить РОссию не удастся.
Мазепа выражал чаяния большинства украинской шляхты, желавшей поддержать традиции свободы, царившей в Речи Посполитой и не желавшей подпадать в крепостную зависимость от Московитов, что и произошло в конце 18 века.
Но вот загадка - почему Карл пошел на Полтаву, а не на Киев?
Что-то тянуло его в юго-восточном направлении. Но Что? Думаю, что Карл знал, что древняя прародина шведов - Гардарика - была на берегах Азовского моря, откуда вышел и Один. Кроме того на берегах Азова он рассчитывал соединиться с сильнейшей в мире тогда турецкой армией, которая успешно разгромила Петра в Прутском походе 1715 года. Вот это=то соединение и разрушал Пётр.
================================
Для битвы была выбрана пересеченная местность, удобная для действий русской пехоты и в то же время исключающая широкий маневр вражеской конницы. -
---------------------------------------------------------
Кроме того сильная русская армия втрое превосходила шведо-украинское войско, а с тыла грозил гарнизон Полтавы.
Почему же гениальный полководец Карл не уклонился от невыгодной для него позиции? Да просто у него не было другого выхода и он пошёл ва-банк.
=====================================
Кроме того, на этой позиции хорошо просматривался единственно возможный путь наступления шведов, укрепленный по приказу российского монарха десятью редутами. (Это «ноу-хау» Петра Великого, впервые примененное в Полтавской битве, использовалось российской армией вплоть до 1852 года.)
------------------------------------------------------------------
А вот гениальные западные полководцы почему-то этого ноу-хау и не заметили? Взять хотя бы штурм Наполеоном Багратионовых флешей - тех же редутов. Да у Наполеона тоже не было альтернативы. Кроме того Карл не смог привести достаточное количество артиллерии, которая только и могла справится с редутами.
======================================
27 июня 1709 года в 3 часа ночи шведы начала наступление на русские позиции. Однако были встречены сильным поперечным огнём русской пехоты и артиллерии с редутов. Наступательный порыв шведов ослаб. Попытка шведского генерала Росса обойти фланг русских провалилась: командующий российской кавалерией А.Д. Меньшиков разгадал этот маневр и двинул свои войска навстречу противнику (отряды Шлиппенбаха и Росса были загнаны им в Яковецкий лес и фактически полностью уничтожены).
---------------------------------------------------------------------------------
Загнаны? Нет, не загнаны, а вынуждены были отступать под превосходящими силами русских, превосходивших шведов в три раза. Героизм шведов признал и Пётр, после сражени я вернувший им шпаги и пивший за их здоровье.
Кроме того, Пётр всегда уважал Карла, называя его "мой брат Карлус".
======================================
К 6 часам утра первый этап сражения закончился.
Второй этап сражения продолжался с 9 до 11 часов утра. Первыми в атаку двинулись шведские войска. Однако россияне обладали рядом преимуществ: они занимали более удобную и хорошо укрепленную позицию, имели незначительный численный перевес и огромное преимущество в артиллерии. Вскоре натиск врага ослаб.
----------------------------------------------------------------------------------
Просто героические шведские фаланги пали под смертельным огнём артиллерии. Шведы пали, но не сдались!
=======================================
А когда Меньшиков вернулся из Яковецкого леса и атаковал правый фланг шведов, создав им угрозу окружения, враг дрогнул. Заметив это, Петр I скомандовал общее наступление. Армия шведов была обращена в паническое бегство.
-----------------------------------------------------------------------------------
Это опять преувеличение. Шведское войско никогда не отступало В ПАНИКЕ, а то, что показано в фильме "Петр первый" - сталинская мистификация.
=====================================
В течение 6 часов сильнейшая в мире армия, наводившая ужас на всю Европу, перестала существовать.
-----------------------------------------------------------------------
Почему же тогда Россия ещё 12 лет вела долгую и упорную борьбу со Швецией, даже несмотря на героическую гибель Карла 12 от норвежской пули в 1718 году?
Вывод: наши исторические труды страдают отсутствием объективности. Однако непредвзятый читатель, вооружённый ФАКТАМИ, может придти к совершенно другим выводам.
Что касается исторического обзора важнейших битв, то военный историк затронул бы только те сражения, где русские войска побеждали бы при численном превосходстве противника. И таких битв не так много - нужно помнить Суворова, Румянцева, Кутузова, Ушакова, Нахимова, Белого генерала Скобелева и другого белого генерала Корнилова.
Из полководцев ВОВ Я бы выделил генерала Горбатова, маршала Рокоссовского. А из современных - никого! К сожалению, российская армия так и воюет - большой кровью русского солдата. Россия ещё не научилась воевать с сильным хорошо вооружённым противником малой кровью, на чужой территории, как призывали в 1939 году. А выходило то всегда - наоборот! Должны ли мы гордиться военной историей России так, как "гордятся"сегодня? Нет, господа-товарищи, это - шапкозакидательство. Помните не только Гросс-Егерсдорф, не только Туртукай, не только Измаил, но и Мукден и Цусиму 1904-1905 гг., уничтоженные армии ген. Самсонова в августе 1914, позорные бои под Псковом 23 февраля 1918 года, объявленные победой, Минск и Киев 1941 и Севастополь, Керчь и Харьков 1942. А сражение под Прохоровкой, где на 1 немецкий танк приходится 4 советских.
Такие же шапкозакидательские отношения царили и в арабских армиях - учениках советских генштабов в 1967 и 1973 годах, наголову разбитых в пять раз меньшой израильской армией.
А всё почему? Потому что нужно было рапортовать наверх о победах. А на русского солдата всегда, как и на русского человека, было наплевать - а, бабы новых нарожают!
Вот так и живём - на авось да небось.
И когда ж это кончится, братцы?
Оценка статьи: 4
0 Ответить