Вот и поговорили…
Не стоит сердиться и удивляться. Каков вопрос, таков и ответ, а вопросы из серии «как дела?» и «что делал?» давно уже стали символом поверхностного общения. Конечно, иногда нам только того и надо — проявить формальный интерес, для приличия, а долгие рассказы о том, что происходит в действительности, вовсе не нужны.
Но если это не ваш случай, если вы искренне хотите быть в курсе жизни подруги, супруга или ребенка, понимать, что происходит в его внутреннем мире, каким же образом это узнать? Конечно, задавая вопросы, но не простые, а открытые.
Во-первых, учтем особенности темперамента человека. Если вы помните, люди делятся на интравертов и экстравертов, или по-русски — эмоционально открытых и замкнутых. Конечно, в чистом виде они встречаются нечасто, но преобладающие тенденции заметны невооруженным взглядом.
Закрытый человек не спешит рассказывать, что у него было в школе или на работе. Его внутренняя жизнь и так активна, у него нет особой потребности делиться своими переживаниями. Плюс к этому он, чаще всего, не очень хороший рассказчик и боится, что его неправильно поймут или, вдобавок ко всему, посмеются. Но впоследствии оказывается, что мы очень мало знаем о внутренней жизни этого человека, и доверительные отношения не складываются.
Экстраверт, вроде бы, ярко и эмоционально будет вам рассказывать о внешних событиях, но вы практически ничего не узнаете о его внутреннем восприятии ситуации. В результате эти прекрасные рассказчики также остаются скрытыми за границей поверхностных представлений о них.
Именно поэтому важно не попадаться на удочку показного активного разговора и научиться задавать открытые вопросы. В практике их формулирования есть такие правила:
на них нельзя ответить односложно — только «да» или «нет»;
вопросы должны быть конкретными: если не хотите получать общих ответов — не задавайте общих вопросов;
не надо превращать беседу в допрос или анкетирование, именно ваша заинтересованность и ненавязчивость открывают человека.
Примерно так можно построить беседу с ребенком, пришедшим из школы:
1. Что для тебя было сегодня самым приятным? Почему?
2. Какие уроки для тебя были самыми интересными? А почему? Что ты узнал на этом уроке?
3. Какой урок был самым трудным? Что было сложно понять, сделать? Чем я могу тебе помочь?
4. С кем ты сегодня больше всех общался? Чем он тебе интересен? Что вы делали вместе?
5. Что еще важного для тебя случилось сегодня? И т.д.
Таким образом, из каждого такого вопроса может получиться целая беседа, и вы всегда будете в курсе происходящего с ребенком. Более того, не учитель или воспитатель будут рассказывать вам на собраниях о том, что происходит в классе, а вы сами, причем изнутри, будете знать о событиях и сможете при необходимости защитить свое чадо. Часто это бывает необходимо.
Подобным образом вы можете составить список вопросов для своего супруга или любого другого собеседника, в зависимости от того, чем он занимается, увлекается, интересуется. Как и всякий навык, умение задавать вопросы нарабатывается, поэтому очень полезно заранее поразмышлять, какие вопросы можно задавать, а не судорожно думать об этом во время беседы. Обратите внимание, именно так поступают журналисты, которые приходят на интервью к незнакомому человеку с заготовками вопросов.
Ну и, естественно, рассказывайте о себе, о своих чувствах и восприятии событий дня — тогда ваши отношения будут глубокими, доверительными и искренними.
Мне Ваша статья очень понравилась. Хотела отметить, что встречала "глубоких интровертов". Из них практически ничего нельзя выудить. Смотрит такое чудо на твои старания и...молчит!
Пять!
0 Ответить
Видимо, это были очень зажатые люди. Не обязательно интроверты.
"Иногда экстравертами считают людей общительных, а интровертами - людей малообщительных. Это неверно. Интроверт может быть совершенно открытым, компанейским, веселым... - но только в хорошо знакомой обстановке, где все отношения он уже прояснил благоприятным для себя образом. Тогда он с удовольствием "вылезает" из своей раковины, не опасаясь неожиданных для себя неприятных воздействий." Е.С. Филатова "Соционика для всех", Санкт-Петербург, 1999
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Меня в детстве родители свегда "раскалывали", когда со школы домой возвращался после прогула урока или еще чего-то, непрямыми вопросами.
0 Ответить
Интересный подход. 5.
В середине статьи получился длинющий абзац.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо за замечание, поправила.
Оценка статьи: 5
0 Ответить