Пожалуй, первыми правилами пития человечество обязано древним грекам и римлянам. Именно они подвели пьянство под «научную» основу. Так, например, латинские и греческие поэты научили древних надевать во время попойки на голову венки из цветов, ибо существовало поверье, что цветы уменьшают хмель. Лучшей зеленью в этом случае считалась трава сельдерея.
Пьянство в Древнем Риме, что называется, процветало. Известным пьянчужкой был, например, император Тиберий. За что его солдаты довольно неуважительно переиначили его имя: вместо Тиберий Клавдий Нерон они использовали прозвище Биберий (пьяница) Калдий (разгоряченный вином) Мерон (тот, кто пьет вино, не разбавляя его).
Между прочим, уже в те времена ловкий пьяница мог сделать себе блистательную карьеру. Когда Тиберий узнал, Что в Медиолануме живет некий Новелий Торкват, знаменитый тем, что может выпить любое количество вина одним махом, он пригласил его в Рим. Во время очередного пира император распорядился налить в огромный кубок 3 конга, или почти 10 литров, вина. Не моргнув глазом, герой пира осушил кубок одним махом. Его подвиг был оценен по достоинству: император назначил «талантливого» человека проконсулом. В общественной жизни он был известен под именем Триконгий, то есть «десятилитровый».
Для возбуждения жажды и остроты ощущений некоторые любители вина принимали цикуту, чтобы страх смерти заставлял больше пить. Другие пили толченую пемзу и даже валялись в грязи.
Сии древние эпикурейские обычаи переняли и русские. Устраивая после ужина попойку, они, чтобы возбудить жажду, ходили даже в баню и ели там паюсную икру. Подобно римлянам, венчали свои головы венками и, снимая напудренные парики, умащивали свои головы душистыми мазями. Иногда, по распоряжению хозяина дома, на стол приносилась мертвая голова, при виде которой пирующие не только не робели, но, напротив, слегка задумавшись, еще сильнее, как бы с горя, начинали пить. На таких попойках избирали царя пира: он отличался способностью пить много вина, он и в самом деле пил без устали, и ему беспрекословно повиновались все гости.
Грандиозные попойки нередко заканчивались смертью кого-либо из гостей. Впрочем, вином умудрялись и лечиться. Например, русское традиционное название спиртовых настоек на травах и пряностях без добавления сахара — ерофеич — произошло от имени цирюльника Ерофеича, вылечившего в 1767−68 годах подобными настойками от тяжелого желудочного заболевания графа Алексея Орлова. Тут, правда, нелишне добавить, что вышеупомянутый Ерофеич был не простым цирюльником: ряд лет он находился в составе русской миссии в Пекине и был знаком с тибетской медициной.
В средневековой Европе пили поголовно все. Особенно усердствовали студенты. Об их попойках до сих пор ходят легенды.
На Востоке к спиртному относятся по-разному. Коран запрещает мусульманам употреблять спиртное. Выдерживается этот запрет или нет — вопрос другой. Зато в Китае и Японии к горячительным напиткам относятся вполне благосклонно. В Японии особой популярностью пользуется рисовая водка — сакэ, которую потребляют не только в холодном, но и в подогретом виде (даже чаще).
Как и европейцы, японцы обожают конкурсы на количество выпитого. И придают им столь большое значение, что фиксируют их в хрониках как важные события в своей истории. Из хроник Х века мы узнали о соревновании, устроенном при дворе. Восемь мужей собрались для того, чтобы выявить победителя в питейном деле. В судьи выбрали императора, принявшего к тому времени монашество. Все участники конкурса отвалились после седьмой-восьмой чаши, и только славный гвардеец Фудзивара Ико из охраны дворца продолжал винопитие в полном одиночестве, пока не опрокинул десятую чашу. Тут император не выдержал и сказал, как отрубил: «Хватит». Наградой победителю стал добрый конь. Аналогичный конкурс проходил в XVII веке. В нем принимали участие 31 человек; между прочим, самому младшему было всего 11 лет! Победителю присудили почетное звание «Горный дракон». А дракон, как известно, — символ мужества и геройства!
У японцев тоже существовали правила винопития, не лишенные, надо заметить, интеллектуального налета. Вот, например, средневековый оригинальный способ потребления сакэ, перенятый у китайцев. Происходило это по весне. Один человек садился на камушек у ручья, а другой, расположившийся выше по течению, выкрикивал ему тему, на которую тот должен был сочинить стихотворение, и пускал по воде деревянную чарку с сакэ. За то время, пока она доплывет, нужно было успеть сложить стихотворение на заданную тему. Успел — выпил, не успел — пеняй на себя. Шанс-то был!
А вот еще один, на этот раз современный, японский обычай: выпивать недопитое в прошлый раз. Можно взять в баре виски, выпить немного, а остальное оставить под своей фамилией на полочке у стойки. Хоть через десять лет приходи — будет стоять на том же месте! Особенно предусмотрительные могут располагать уже оплаченными запасами спиртного сразу во многих заведениях. Японцы и в самом деле оставляют. Бывает, что и на год. И дольше.
«Сможет ли прижиться такой обычай в России?» — вопрос риторический…
(Из книги И. Смирновой «1000 + 1 факт для любознательных и очень умных: Комедия цивилизаций»)
Несколько крайняя, даже экзальтированная точка зрения. Даже не хочется спорить, тем более в преддверии праздников, с сентенциями...