Статья дня
Дмитрий Шомин Дмитрий Шомин Мастер Опубликовано 27.06.2008      59     95540     Распечатать

Вращается ли Земля вокруг Солнца?

Конечно же, да, не задумываясь, ответит любой мало-мальски начитанный отличник. И уже лет пятьсот. Однако подобное утверждение равносильно утверждению пешехода, стоящего на перекрестке, о том, что светофор проносится мимо машин. С таким утверждением недалеко и до известного в народе учреждения с персоналом в белых халатах. А пятьсот лет назад психиатрии еще не существовало, поэтому подобные утверждения попахивали жареным, то бишь костром инквизиции.

Как было дело?

Считается, что до Коперника Земля не вращалась вокруг Солнца. Противоречило это всем рассуждениям здравомыслящего человека. Хотя некоторые древние греки уже догадывались о гелиоцентрической системе мира.

По мере развития научных знаний две тысячи лет назад была создана так называемая птолемеева система мира. Это была система, в центре которой находилась Земля. Такая система называлась геоцентрической. Вокруг Земли вращались эфирные сферы. Такие как сферы Луны, Меркурия, звезд и др. Позднее, по мере разрушения научного знания, в средние века была создана упрощенная система мира, основанная на взглядах Аристотеля. Сферы, вращавшиеся вокруг земли, стали хрустальными, так было понятнее.

При этом Земля не считалась планетой, а являлась центром системы мира. Как мы помним, была она плоской и покоилась на разных животных. И только к 15 веку была реализована концепция шарообразной поверхности Земли, доказанная великими мореплавателями. Хотя сферы, вращавшиеся вокруг нашего «дома» могли уже и древних греков натолкнуть на подобные идеи.

Для осуществления расчетов видимого движения планет была разработана теория эпициклов. В окончательном виде она была сформулирована Клавдием Птолемеем. Согласно этой теории, планеты вращались по окружностям, а центры этих окружностей, в свою очередь, вращались по большим окружностям вокруг Земли. Картина получалась довольно сложная, но достаточная для предсказания видимого движения планет.

Когда Коперник развивал свою теорию движения планет вокруг Солнца (гелиоцентрическая система мира), он использовал в своих математических расчетах именно теорию эпициклов. Не было тогда другой. Таким образом, получается, что совершенно различные картины мира используют одинаковый подход в расчетах. Из школьных учебников физики (а астрономия - это в том числе и физика) мы вспомним, что движение всегда относительно. И совершенно не важно, проносятся ли дома и светофоры мимо водителя движущейся машины, или машины мимо стоящего пешехода.

В дальнейшем известный астролог и математик Иоганн Кеплер открыл законы (названные позднее его именем) движения планет по эллипсам, которые, так или иначе, используются и сегодня. До середины двадцатого века теории движения использовались для определения все того же видимого движения планет по небесной сфере. И не более того. И только в середине двадцатого века появилась реальная потребность вычисления движения собственно космических тел, в том числе и искусственных.

А что же сегодня?

Как уже упоминалось, с точки зрения физики движение относительно. Законы движения планет вокруг Солнца упрощают расчеты. Современная гелиоцентрическая система мира является просто математической абстракцией, так как мы не можем физически оказаться на Солнце и увидеть движение планет. Даже если мы и окажемся на Солнце, то быстро перейдем в газообразное состояние. Да и за огненной атмосферой все равно ничего не было бы видно. Такого рода математическая абстракция стала возможной только благодаря развитию науки в современном ее виде.

Однако, несмотря на гелиоцентрическую систему мира, все реальные координаты приводятся с разными центрами отсчета. Основные системы координат - это системы с центром на Солнце и с центром на Земле. Система координат выбирается в зависимости от решаемых задач. Если мы запускаем ракету к Марсу, то это одна система, а если спутник связи, то - другая.

Понятно, что система мира имеет отношение к формированию физических законов движения (используя понятие тяготения), которые позволяют вычислять координаты небесных тел. А собственно движение мы наблюдаем так, как оно есть, в конкретной системе координат. Например, стоя на Земле, мы видим вращение Солнца вокруг Земли, а совсем не наоборот.

Вывод

Если нам не надо запускать корабли бороздить просторы дальнего космоса и не надо рассчитывать точные аспекты планет в гороскопе, то, как и несколько тысяч лет назад, Солнце и небесная сфера все так же вращаются вокруг Земли. И этого вполне достаточно, чтобы обрести свой путь человеку, твердо стоящему обеими ногами на Земле и не обладающему вредными привычками. То есть, трезвый человек всегда найдет дорогу по звездам или Солнцу.

Теги: инквизиция, планета, земля, солнце, наука, история
59 комментариев (посмотреть последние комментарии)
Считается, что до Коперника Земля не вращалась вокруг Солнца...
Считается, что до Коперника Земля не вращалась вокруг Солнца...

Ссылки по теме

Рейтинг статьи Ваша оценка
Подробнее

Поделиться

Читайте статьи в рубрике «Мир вокруг нас»

О чем молчал Путин? Часть 3
О чем молчал Путин? Часть 3

Из предыдущей статьи становится окончательно понятно, что Россия готовилась к украинскому кризису...

Обсуждение статьи:

  • Юрий Сунгурцев Юрий Сунгурцев Мастер 27 июня 2008 в 01:41   # Ответить 0 +1

    "В окончательном виде она была сформулирована Клавдием Птолемеем."

    Возможно Вы имели в виду Клавдия Птоломея?

    • Лаура Ли Лаура Ли Грандмастер 27 июня 2008 в 07:51   # Ответить 0 +1

      Я, честна, ответа на вопрос не получила. Да или нет? Оно, в принципе, мне пофиг. Кто кого обкрутит, не было бы дождя или жары адовой. Вот шли дожди-дожди во все пределы, а сейчас жара стоит, жара-духота. В доме ледник от кондиционера, утром насморк от холода и ветра в доме, а на улице ад. И солнце ли вокруг, или земля вокруг - климатеет хреново вокруг нас. Изживают. Как вы думаете, это здорово, чтобы перепад градусов в 20 по Ф. Кости иногда так заломит. Хорошо Ягуар продумал - у меня 3 позиции холода и на скорости я вообще скидываю, если выхожу на 65Ф. А дома плохо - как выставишь кондишен, так и мерзнешь до утра. И летом, как мудак, всегда с насморком от холода. А программировать его -лень. А Вы говорите: солнце! солнце! Кому оно сдалось! Прикольная статья. Для затравы хороша. И погонялка хорошая у нее.

      • Дмитрий Шомин Дмитрий Шомин Мастер 27 июня 2008 в 10:27   # Ответить 0 +1

        А ответа-то и нет. Вопрос риторический. Как он был идеологическим, так и остался. И физика с лирикой, увы, ни при чем. А вот в климате действительно Солнце виновато. А никак не люди. Вот только верховные правители Солнца от нас это тщательно скрывают, паники боятся и разора по всем направлениям.
        Триста лет назад начался сбор статистики по Солнцу. Так вот тогда пятен практически не было. А в последние десятилетия все индексы зашкаливают. Пара раз промелькнули статьи, что температура Солнца повышается. Что сильно похоже на правду.

      • Виктор Губерниев Виктор Губерниев Мастер 27 июня 2008 в 11:54   # Ответить 0 +1

        > Я, честна, ответа на вопрос не получила. Да или нет?

        С научной точки зрения ответ на этот вопрос таков:

        ни то, ни другое!

        И Земля, и Солце, и все прочие планеты Солнечной системы обращаются вокруг общего центра масс. Этот центр находится внутри Солнца, но не обязательно совпадает с его центром. А солнечная система участвует во вращении вокруг центра масс галактики Млечный Путь. Галактика тоже вокруг чего-то обращается...

      • Евгений Сударкин Евгений Сударкин Читатель 27 июня 2008 в 13:35   # Ответить 0 +1

        Ц° = (Ф° – 32°) • 5 ∕ 9
        Ф° = (Ц° • 9 ∕ 5) + 32°
        К° = Ц° + 273,15° (раньше было "–")

        Оценка статьи: 5

        • Лаура Ли Лаура Ли Грандмастер 27 июня 2008 в 22:00   # Ответить 0 +1

          Как это мне близко! Живем в Фаренгейтах: постоянно, чтобы перейти на Цельсии, арифметику на соображалку включаешь. Сегодня 29 Ц. Почти как на Солнце при духоте и влажности. Женя, свои +Ф я перевожу в Ц так: минус 32 деленное на 2. А при минусе Ф умножу на 9 и разделю на 5. Соображалка упражняется и зимой и летом. Чего никому не пожелаю. Хлопотно все это.

          • Дмитрий Шомин Дмитрий Шомин Мастер 27 июня 2008 в 22:50   # Ответить 0 +1

            А интересно, зачем все время переводить? Американцы вроде так живут без математики. Правда, говорят, многие из них читать-писать не умеют.

            • Лаура Ли Лаура Ли Грандмастер 28 июня 2008 в 05:28   # Ответить 0 +1

              Когда в Россию звоню, для родни-друзей. Это ничего, что читать-писать не умеют - они парами ходят, как менты - один читать умеет, второй - грамоте знает. Так и выкручиваются А вот считать, это - извините. Че умеют, то умеют. Устный счет очень развит у нации. Особенно в зеленых тонах.

              • Евгений Сударкин Евгений Сударкин Читатель 28 июня 2008 в 10:17   # Ответить 0 +1

                Угу, умение считать зелёные спинки – основной навык выживания. Красота.

                Оценка статьи: 5

              • Дмитрий Шомин Дмитрий Шомин Мастер 28 июня 2008 в 18:24   # Ответить 0 +1

                Эх, что за волшебная страна... Даже градусов наших нету. И сплошной устный счет. Никакой романтики.

                • Евгений Сударкин Евгений Сударкин Читатель 29 июня 2008 в 12:15   # Ответить 0 +1

                  // …Никакой романтики //
                  Да, одна Лаура Ли за всех отдувается.
                  Вон они как там стихами бросаются. Прямиком в бессмертную душу.
                  Ты ей:
                  Не бойся девчонка, что я заключённый.
                  Я просто случайно нарушил закон.
                  Я просто на время свободы лишённый.
                  Но чувств человеческих я не лишён.
                  А она тебе:
                  Отплакал, откапал, октябрь-стиходей.
                  Снег падал на падл и на добрых людей.

                  Оценка статьи: 5

                  • Лаура Ли Лаура Ли Грандмастер 30 июня 2008 в 03:47   # Ответить 0 +1

                    Женя, че взъелись-то? Стихи не трогайте - святое, как Маяк сказал: стих нонеча - пролетарский рабочий.А капать - нехорошо. Даже опасно. Стишуек очень даже мне понравился. Веселый такой, особенно последняя строчка:
                    Снег падал на падл и на добрых людей.
                    Обнюхаемся? Идут белые снеги...\на падло и на добрых людей.\ Выслал я бы Россию,\ да не в падлу без ей.\ Если будет Россия - значит буду и я. \В этих же заграницах.\ По русски они - ни черта. Я бы те гонорары.\ В фунтах брал бы и брал\Я в Зиме народился/Я б их в снег закопал. Для любителей обнюхаться щупальцами

                    • Евгений Сударкин Евгений Сударкин Читатель 30 июня 2008 в 17:24   # Ответить 0 +1

                      Ну что тут скажешь?
                      Не рвите, Лаура, душу, тут скажешь.
                      Я устал от XX века, от его окровавленных рек. И не надо мне прав человека. Я давно уже не человек.

                      Оценка статьи: 5

        • Михаил Штокало Михаил Штокало Дебютант 30 июня 2008 в 13:23   # Ответить 0 +1

          К=Ц+273,15

          • Евгений Сударкин Евгений Сударкин Читатель 30 июня 2008 в 17:18   # Ответить 0 +1
            в яблочко!

            // К=Ц+273,15 //
            Ну да.
            Чтоб не позориться (и не будоражить пациентов), с вашего позволенья поправил.

            Оценка статьи: 5

    • Дмитрий Шомин Дмитрий Шомин Мастер 27 июня 2008 в 10:22   # Ответить 0 +1

      У меня в словаре написано, что это одно и то же. ПтолОмей - устаревшее. Нас в школе так учили. А теперь все ПтолОмеи, стали, почему-то ПтолЕмеями.

  • Александр Коновалов Александр Коновалов Читатель 8 сентября 2010 в 21:07   # Ответить 0 +1
    Ерунда

    Повторюсь ещё раз - создание гелиоцентрической системы мироздания - это величайшее достижение человеческой мысли в познании природы вещей. Но так как автору пофиг что центр масс в солнечной системе находится на Солнце и, соответственно, именно планеты вращаются вокруг светила, то почему бы ему тоже не считать, заодно , что Земля плоская и на небезызвестных китах с черепахами покоится. Да и вообще, если оно пофиг, так может она-то на самом деле на моём старом холодильнике крутится - как на подставке!? Вобщем, желаю такому автору превратиться в пар на поверхности Солнца и не парить людям мозги по интернету - по сети, функционирование которой было бы невозможным без гелиоцентрических представлений о солнечной системе, как было бы невозможно и существование всех спутниковых телекоммуникационных систем вместе взятых.

    Оценка статьи: 1

    • Дмитрий Шомин Дмитрий Шомин Мастер 9 сентября 2010 в 00:07   # Ответить 0 +1

      Александр Коновалов,
      Совершенно с вами согласен, Земля плоская, иногда с холмами и горами. А разве может она быть какой-то другой? Насчет черепах,.. не знаю, жила у меня парочка. Но на них ничего не было.
      А попариться рекомендую вам в баньке. Интернет для другого ващет.

      Комментарий отредактирован 9 сентября 2010 в 00:07

  • Валентина Пономарева Валентина Пономарева Грандмастер 9 сентября 2010 в 00:51   # Ответить 0 +1

    Дмитрий, как-то случилось, что я пропустила эту статью раньше. Зато теперь насладилась по полной: и текстом, и комментами

    Оценка статьи: 5

    • Дмитрий Шомин Дмитрий Шомин Мастер 9 сентября 2010 в 12:06   # Ответить 0 +1

      Валентина Пономарева,
      Спасибо!
      И большое спасибо "шальным" пользователям, залезающим вглубь наших статей с комментами.
      Мне вообще нравится тема "очевидное-невероятное". Мы так часто, выучив невероятное, забываем очевидное...

  • Александр Коновалов Александр Коновалов Читатель 10 сентября 2010 в 13:48   # Ответить 0 +1

    Да, я понял, по мнению некоторых интернет был задуман для того, чтобы из пустое в порожнее переливать... В статье, впрочем, есть полезная информация, но вывод просто умопомрачительный... Вобщем в таких делах я больше не участвую - жалко времени. Автору - удачи и как можно более содержательных тем.

    Оценка статьи: 1

    • Дмитрий Шомин Дмитрий Шомин Мастер 10 сентября 2010 в 20:02   # Ответить 0 +1

      Александр Коновалов,
      Да уж, и на том спасибо!
      А интересно, какая информация в такой умопомрачительной статье полезна знатоку небесной механики?

  • Евгений РаМираШ Евгений РаМираШ Читатель 13 ноября 2012 в 16:16   # Ответить 0 +1

    Ответ на вопрос в названии публикации "Вращается ли Земля вокруг Солнца?" - нет, не вращается.

Посмотреть все комментарии (59)

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: