Со временем род обеднел и уже в конце XVIII века не значился в числе высшего дворянства Кавказа.
Детство будущего генерала прошло в Тифлисе, где семья имела собственный каменный дом и жила не безбедно. Русские воспитатели пестовали живого, способного, любознательного мальчика, рано проявившего тягу к знаниям, особенно к языкам. Михаил к 11 годам чисто говорил по-русски, хорошо знал армянский, грузинский, азербайджанский языки, освоил немецкую и французскую речь.
После тифлисского училища юноша продолжил образование в Москве, поступив в Лазаревский институт восточных языков. За два года Михаил изучил персидский и турецкий языки, готовился к карьере дипломата, но неожиданный случай все перевернул в его судьбе.
Как-то преподаватель естествознания поведал слушателям о своем открытии: он изобрел новый рецепт клея. Сообщение заинтересовало любопытного студента. Приготовив дома этот состав, Михаил решил испробовать его на практике и перед уроком латинского языка щедро смазал стул, на который должен был сесть нелюбимый преподаватель. Тот намертво прилип к сиденью, клей сработал на славу. Разразился невероятный скандал, Лорис-Меликов был отчислен из института.
Пришлось переехать в Петербург и определиться в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Так, вместо дипломатического поприща, началась военная карьера.
В Питере Михаил быстро приобрел много новых знакомых, он отличался радушием, щедростью, не скупился на деньги. 16-летний юнкер подружился с 20-летним поэтом Николаем Некрасовым, стихи которого уже пользовались успехом. Друзья вместе посещали салоны, бывали на литературных и светских вечерах.
В зимнюю стужу после очередной вечеринки-маскарада друзьям не хватило денег выкупить свои костюмы, заложенные за маскарадные одеяния. Им пришлось в легких одеждах испанца и венецианца отправиться в свою холодную нетопленую комнату, которую они совместно снимали, и ждать, когда один из приятелей смог выручить их из беды.
Прапорщик Михаил Лорис-Меликов участвовал в борьбе с горцами Кавказа и в Крымской войне, за службу получал все новые чины и награды, а в 1856 году был произведен в генерал-майоры. Он был одним из руководителей военных действий на Кавказе в 1877—1878 годах. В 1880−81 годах занимал пост министра внутренних дел. Являлся автором неосуществленного проекта переустройства системы государственного управления («Конституция» Лорис-Меликова). В апреле 1881 года подал в отставку в знак протеста против отказа правительства Александра III от курса реформ. Это требовало огромного мужества.
То есть даже клей не смог повлиять на карьеру Михаила Лорис-Меликова.
Подробнее о жизненном пути нашего героя рассказывается в статье «У кого были лисий хвост и волчья пасть?».
Иван, добрый день.
Посмотрите, как мне кажется, небольшая и легкоустранимая неточность. До 1859 года, когда было упразднено воинское звание подпрапорщика, будущее Николаевское кавалерийское училище называлось Школой гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Поскольку Лорис-Меликов выпускался корнетом в Лейб-гвардии Гродненский гусарский полк в 1843 г., он заканчивал именно эту Школу.
С уважением, Константин
0 Ответить
Константин, спасибо, поправили.
Видите, имя автора написано сереньким - он удалил свой аккаунт и уведомления не получает.
0 Ответить
Да, Марианна, вижу. Теперь буду знать, чем выделение серым отличается от зелёного. Спасибо.
0 Ответить
Интересные факты, уникальный человек. Только впечатление такое, что статья еще будет дописываться. Заключительная фраза, это самое "то есть" - очень слабо. Лучше б дописать о его карьере. Курьез с клеем и влияние на судьбу для завершения - очень неплохо, но лучше б обыгрывать это как противостояние устремлений личности и действия случайностей.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Продолжение в статье о волчьем хвосте и лисьей пасти
0 Ответить
Точно. я уже нашла. Хорошо бы и там, и здесь, сделать взаимные ссылки.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Может пометить - часть 1, часть 2?
0 Ответить
Есть часть1-2, так надо будет хотя бы часть заголовка общей делать. А так заголовки вполне приличные, на мой взгляд. Лучше в тексте статьи сделать ссылку на другую статью. Например, в этой написать что-то вроде: о генеральском этапе в жизни нашего героя рассказывается в статье... - и сделать эту ссылку "живой". Таким образом и герой окажется представлен полностью, и читателю будет удобнее. и спрос на каждую статью повысится.
Оценка статьи: 5
0 Ответить