• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Алексей Норкин Грандмастер

Полезны ли для детей современные мультики? Часть I.

Многие родители считают, что самый простой способ «отвязаться» от ребенка — включить ему телевизор с мультиками. Комментарии к моей статье — лишнее тому подтверждение. Слов нет. Большинство малышей как приклеенные сидят возле «ящика», включенного на какой-либо «Jetix» или «Nickelodeon». Их интерес к бесконечной череде красочных «живых картинок» западного происхождения неподделен. Казалось бы, эффект достигнут, можно успеть и супчик сварить и еще что-либо полезное сделать. Но берегитесь, эффект может оказаться сиюминутным и повлечь за собой проблемы более серьезные, чем нестиранные носки.

Поступая подобным образом, родители, говоря языком менеджмента, «делегируют полномочия». Кто читал детям книжки полвека или век назад, рассказывал сказки, по ходу отвечал на вопросы? Правильно, родители, бабушки и дедушки, другие родственники. Они передавали подрастающему поколению часть себя, свое мировоззрение, свою культуру. Растили себе подобных, действиями своими подтверждая пословицу: «Яблоко от яблони недалеко падает».

Мультик — та же сказка или книжка, только картинки в ней двигаются и разговаривают. И сказку эту вашему малышу «рассказывает» не бабушка и не дедушка, а неизвестный «дядя» с неизвестным вам характером и мировоззрением. Кому родители доверяют самое драгоценное, чем обладают — собственных детей? Попробуйте «убить» какое-то время на «бесцельный» просмотр детских мультяшек. Разберитесь, о чем «рассказывает» «дядя» и какая польза вашему ребенку от такого рассказа.

Сказка формирует в детском сознании фундамент, на котором он будет строить свое понимание мира и взаимоотношений. Образы добра и зла, друзей и врагов, женщины-матери формируются на основе поведения сказочных героев.

Проанализируйте женские образы современных мультфильмов. Даже в красивых и внешне мягких диснеевских лентах образ женщины лишается романтического ореола. Мультяшные героини формируют в сознании девочки стереотип этакого эмансипированного, резкого и жестокого поведения. Девальвируются и высмеиваются традиционные женские качества — застенчивость, бескорыстие, скромность. И даже материнство перестает быть важным, показывается как неизбежный физиологический процесс. Мальчики получают первый урок того, какой должна быть женщина. К этому образу, как к идеалу они будут стремиться всю свою жизнь.

Можно предположить, что мультик просто отражает то, что происходит в нашей жизни. Возможно. Но авторы активно применяют специальные приемы, направленные не просто на отражение на экране реальности, а воздействующие на неокрепшую психику. Причем, реальность отходит на второй план, в головы мальчишек и девчонок вбивается нужная кому-то поведенческая модель.

Дети реагируют на яркие краски. Именно ими раскрашены «положительные» герои. От начала фильма и до самого конца детский взгляд прикован именно к главным героям, цвет не дает возможности отвлечься. Все, что делает главный герой, фиксируется, отмечается как положительное и запоминается.

Но к несомненно положительным поступкам образца для подражания «незаметно» подмешиваются некоторые «особенности». Например, выражение ярости на лице и агрессивный оскал зубов у цыганки из «Горбуна из Нотр-Дама», драки Жасмин из «Аладдина» и принцессы-тролльши из «Шрека».

Подобные «мелочи» готовят ребенка к демонстрации садизма и издевательств в чистом виде. Плакали ли ваши дети, просматривая «Шрека», когда дуэт принцессы и птички заканчивается гибелью последней, «случайным» взрывом? Уверен, что нет. Не для этого старались авторы мультфильма. Эпизод показан очень весело, но по сути это красочно прорисованное убийство.

Может быть, кого-то взволновала судьба птичьих яиц из осиротевшего гнезда? Впрочем, что тут мелочиться, птички-то все равно уж нет. Можно «проявить учтивость» и приготовить своим спутникам легкий завтрак — аппетитно шипящую глазунью. На фоне таких событий надувание воздушных шариков из лягушек кажется уже совсем невинным развлечением.

В сказке о царевне-лягушке невзрачное земноводное превращается в добродетельную красавицу. «Шрек» демонстрирует метаморфозу прямо противоположную, но замаскированную весельем и красками от поверхностного взгляда.

О других «незаметных особенностях» современных западных мультфильмов поговорим в следующей части статьи.

Статья опубликована в выпуске 20.06.2008
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (16):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • В комментарии Любы Мельник так и чувствуется редакторская привычка обращать внимание на мелкие неточности и противоречия. Ну что же поделать, профессия такая.

    А по поводу Волка - может он и плохой, может его и надо наказать. Но ведь давно уже на площадях плетьми никого не наказывают, а вору не рубят руку. Есть цивилизованные рамки, наказать хулигана его же методами значит стать таким же как и он сам. Если ребенку не жалко нарисованного Волка, есть большая вероятность того, что он не станет сожалеть о повешенной кошке, потешно дрыгающей лапками в предсмертных конвульсиях...

  • Уолт Дисней по сравнению с Котеночкиным - ангел небесный, тот пошел в своем людоедстве дальше. Почему мои дети ( принимаю поздравления - сегодня двоЯШКАМ по 33 на рыло!) никогда не имели права (вплоть до выворачивания предохранителей) смотреть нупогодишки. Как же этот пидорковый заяс п...т бедного волка! И под каток, и крюком крана под ребро, и бряк со стены, и мордой в пламя! А как ребятня борзела-смехуялась под это варворство? Как только живодер с кошачьей фамилией начал эти ужастики выпускать, я тут же извернулась - ежики в тумане пришли уже позже. А Аленшку и братца-Иванушку не хотите, шпана? Нет - и телек долой. У нас сейчас через мульти-пульти насаждается образ черного героя. Дети стесняются быть белыми и тощими. Бэтмэны пошли в совсем черном варианте. Моя Сонька уже Синдереллу (наша спертая сказка про аленький) совсем в черном варианте смотрит, а чудище там - белокожее! А у меня березка карельская белокурая, льняная, с голубыми питерскими глазками подрастает. Я уж своим устала говорить: Аленушку и братца-Иванушку поставьте ей, блин. Простоквашино какое-ли. Доброе. Без хитрожопого Зайяса. А прикиньте-ка - поколение выросло на котеночкиных живодерствах. Да пиарчик. Только на Новый год можно было все серии просмотреть под утро. Тошнехонько.

    • Эх, Лаура! Статьи-то вы хорошие пишете, что же в комментариях так над русским языком издеваетесь?

      А волк-то по заслугам всё время получает. Вообще, "Ну, погоди!" - это грёзы интеллигентных мальчиков и девочек, в жизни страдающих от хулиганов-сверстников, очень точно изображённых в образе волка. Такой вот "наш ответ Чемберлену".

      • Не над языком. Над импортной кровожадностью. Специально достаньте Сказки Народов Севера и сравните с русскими народными. Я когда-то для себя это открытие уже сделала, насколько гуманистичней русские сказни. А живоглот Котеночкин северых начитался и Уолта превзошел. Не убедите, Виктор. Заяс - паскуда. Волк - нормальный пацанчик. Диссидент. Наш человек. Коллеге Норкину спасибо за понимание. Именно жестокость расправ одного животного над другим животным и отталкивает и пугает. Детям этого нельзя смотреть. Точка. ру. А Люба просто прикалывается над моей Сонькой Она ей уже в печенках - вся редакция знает, что эта цапля на цыпочках ходит и плохо жрет. Это я наныдала и прикол правильный. Я его покупаю

        • Неадаптированные для детей русские сказки - не менее "жизненны", чем сказки прочих народов. Об этом где-то уже говорилось.

          Очень все так народно, народом-страдальцем так задумано и исполнено, классиками записано и сохранено.

          Взять эпопею про Курочку Рябу. Где все кончается тем, что внучка от переживаний - "пошла в амбар и повесилась". То же - и об этом я тоже где-то поминала - с обязательной в школьной программе по музыке песенкой про во поле березка стояла:

          читать дальше →



          И сказали мы: вот наслушаются детки такого - и не уступают старикам место в автобусе! Потому - усечем песенку до крайности, уберем сюжет, оставим лишь придурка, обрывающего с березки пруточки.

          Впрочем, как раз такое-то они и не слышали, для них все на гудочках и балалайке, если помните, заканчивалось. Цель изготовления муз. инструментов оказывалась скрытой. Однако это не мешало деткам вырастать хамами, гнобить стариков, бить детей, совершать преступления. Девушкам, распевавшим в школе эти люли-люли, ничто при необходимости не мешало поступать так же, как поступала героиня этой народной песенки.

          Человек - не бревно, чтоб его в станок с нужной программой сунуть - и на выходе получить нужный Творцу стол. Или табуретку. Это мы с вами, такие взрослые и мудрые, рассуждаем ханжески: ах, сказка жестокая, ах, в мультике птичка лопнула - не надо такое деткам показывать. Пусть они видят только доброе, розовое и светлое. Все прочее, что колером не вышло под наши запросы, мы по шкафам рассуем. Вырастут детки - покажем, какова она на самом деле, жизнь-то. Или, с реалиями встречаясь и столбенея, они сами увидят. И поймут, что их воспитатели - ханжи и лицемеры.

          Вы, Лаура, видите в Зайце паскуду. Почему не можете допустить, что внучка в нем то же увидит? У нее ведь оценки созревают на основе той морали, в которой она воспитана. Кто воспитатель? Если у вас реакция правильная, если Волку вы сопереживаете - почему внучке отказываете в способности так же реагировать?

          Диснеевские истории про мыша и кота - вам кого жалко? Мне - кота, над которым тот же зайцемыш измывается. У меня искры сыплются из глаз, когда коту по башке достается. Зверюги исполняют роли, предписанные им биологией и обществом - и как же тошно им обоим от этого. И Волк, и Кот, проходя этот страстной путь свой, в страданиях облагораживаются, зритель им сострадает, они оказываются более человечными персонажами, нежели те, на кого им природа велит охотиться.

          • Знаете, а Волк - он как бы добрый, и гоняется-то ведь за Зайцем явно не ради употребления оного на прокорм - звери в этом мультике изображают людей, поведение и цели у них человеческие. Но вот почему взрослый Волк с Зайцем, явно ребёнком и при этом неопределённого пола (как знаменитый хентайно-яойно-сётаконовский персонаж Пико) начинают то и дело то танцевать вместе, то фигурным катанием заниматься? И зачем Волку труселя в цветочек такого подозрительного розового оттенка? Какой-то нехороший подтекст в этом, видимо, кроется... Вот был фильм "Ползком от гангстеров", там, правда, были просто киднэпперы, но они тоже рассматривали малыша как жертву, с которой справятся без труда. Им там потом досталось не хуже, чем Волку. И поделом. Всем бы нехорошим дядям так влетало =)

          • Люба, убедили. Это натура моя бабья - ребятишек подальше от гадостей жизни держать. Правда, на похороны и отпевания мы ее специально водим, чтоб знала чем оно все закончится. А вот со сказками и порнухой как-то руки сами тянутся закрыть ее подолом. Это трудно переступить. Я ей поставила "Отец солдата", думала что просто посмотрит, а она нет - рыдала над сценой в Рейхстаге. (Правда потом заявила, что хочет в армии служить. В нашей, естесственно. Дуреха). А за песню спасибо. Не знала никогда полного текста. Просто откровение. Вот это да.

    • А у меня березка карельская белокурая, льняная, с голубыми питерскими глазками подрастает.

      "В систематическом отношении карельская береза (Betula pendula Roth., f.carelica) относится к особой форме березы бородавчатой. Встречается в основном в южных районах республики, растет одиночно или небольшими группами. Это невысокое дерево до 5-7 метров высотой, изредка кустовидной формы. Ствол имеет неровности в виде бугорков или шарообразных вздутий. Древесина на стволе отличается оригинальным рисунком. По этой причине используется при изготовлении мебели, сувениров".

      Хи-хи-хи.

      • Нет, Люба. Это питерский фольклор сугубо, питеряне поняли. Когда у нас видели худышечку бледненькую, да еще и ножки тоненьки, коленочки уголочками, сразу окрещивали карельской березкой. А то еще и кривоногеньких так величали. Моя заморыш тощая и бледная, коленочки уголочками. Когда еще в лебедя белого обернется. А сейчас не хихи, а полная карельская березка. Волосья белые как лен, а глаза - Карелия, но все краски бледненькие такие, скромные на цвет. Нет, карельская она, точно. Хотя за скандинавку берут, в основном.
        ЗЫ. Так, Люба. Дерево Вы уже посажали. Детей вырастили. Что там еще по Уставу нужно сотворить?

  • Вообще не всё так страшно, за исключением того, что маленькие дети всё воспринимают буквально. Я в детстве подражал героям наших мультиков, взрослые это тоже воспринимали как откровенно дикие выходки Просто надо самим объяснять детям мораль и ценности, а мультикам оставить роль развлечения. И, кстати, сказки детям рассказывать тоже надо. Именно в классической манере, а не как в мультиках про кота Гарфилда или в анекдоте:
    "Чем сказки белых людей отличаются от сказок чёрных людей? Сказки белых людей всегда начинаются так: "Давным-давно в некотором царстве, в некотором государстве жили-были..." А сказки чёрных людей начинаются так: "Йоу, маленький ублюдок, никогда не поверишь в то дерьмо, которое я тебе сейчас расскажу!"
    Вот где-то в личном архиве у мня лежат сказки, которые я рассказываю своим девачкам на ночь. Вообще я рассказываю их и другим детям. Но девачки у мня уже большие и понимают, что это шутка, да и вообще нынешние дети юмор воспринимают достаточно адекватно, ну а совсем малышам я рассказываю обо всём, излагая мысли весьма деликатно - опять же сболтнёшь какое-то словечко, а ребёнок воспримет буквально...
    Удручает то, что у нас тоже стали делать мультики на тот же манер, что вы описали - тот же "Алёша Попович", а мультфильмов, несущих художественную ценность, поэзию и мораль, очень мало - ну, был несколько лет назад "Карлик Нос", потом "Князь Владимир", но это не сравнить с советскими временами, да и сняты они не так удачно, а между прочим наша "Снежная Королева" сделала многих известных японских режиссёров как художников и аниматоров, вообще в их современной анимации ещё просматривается влияние той, из нашего детства. Мне "Гора самоцветов" нравится - хорошие, добрые сказки, в самый раз для детей, мои девачки тоже любят, хотя большие уже ^_^ Но надо этого куда больше,я так считаю.

  • Плакали ли ваши дети, просматривая «Шрека», когда тролльша «случайно» разорвала на куски подпевавшую ей птичку?

    Во-первых, это была не тролльша, а принцесса.
    Во-вторых, птичка лопнула сама. В-третьих, мультик прелестный, и учит главному - быть самим собой. И зубы, кстати, чистить.
    В-третьих, наконец, про птичку плачут в одном советском фильме, и очень душевно плачут. Вот так вот надо?

    Вообще, в который уже раз на подобные рассуждения натыкаюсь. Воспитание - процесс отнюдь не прямолинейный, не так вовсе все однозначно в нем все строится. Следуя той же логике, все мировую литературу под корень извести надо.

    • 1. Фильм, в котором плачут по поводу птички он для взрослых, а не для детей. Он калька жизненных ситуаций. Мультик для детей - это сказка. По моему - не совсем корректное сравнение.
      2. Если вспоминать о "мировой" литературе, которая предназначена для детей и пичкает их разной дрянью и несуразицами, то возможно Ваш вывод правильный. Если соберусь, то статью по этому поводу подготовлю. Единственное "но" - это не вся мировая литература, а только отдельные, худшие, но тиражируемые случаи.

  • "Нормальные" родители воспитывают "нормальных" детей ... и делают все возможное для этого ... родители-"потребители" желают, чтобы им всегда ДАВАЛИ ... и в том числе хорошие мультфильмы ... как бывший преподаватель изобразительного искусства в школе, я советую родителям воспользоваться этой ситуацией и формировать у своих детей действительно правильное представление о хорошем и плохом НА СРАВНЕНИЯХ ... вот тут и пригодятся "нехорошие", на Ваш взгляд, "западные" мультфильмы ... только не "перегибайте палку" ... помните, что труды Л.С. Выготского по дефектологии в России (в свое время) были объявлены "лженаукой". США первыми по достоинству оценили дефектологию, как науку и забота о "проблемных" детях у них на должном уровне ...