Аркадий Суворов родился 4 августа 1784 года, когда его отец усиленно добивался развода, обвиняя, и не без основания, жену Варвару в супружеской измене. Полководец, вчистую «проигравший» битву на семейном фронте, считал, что родившийся мальчик не его сын, а плод бурного любовного романа жены с секунд-майором
Велика вероятность, что полководец ошибался, стоит только посмотреть на портрет Аркадия и почитать воспоминания современников о его характере и поступках. Чересчур уж большое сходство, что впоследствии признал и Александр Васильевич, приблизив к себе сына и сделав его официальным наследником.
Мальчик недолго воспитывался у матери, по настоянию отца он был определен в семью своей сестры Натальи, вышедшей замуж за Николая Зубова, брата фаворита императрицы Екатерины II. Его детство было обычным для детей дворян того времени, которые зачастую росли не при отце и матери, а в семьях братьев, сестер, тетушек и дядюшек. Сестра искренне заботилась об Аркадии, потакала его увлечениям и прощала шалости. А вот хорошего образования, особенно военного, он не получил. С ним занимались гувернеры и домашние учителя, для жизни в свете он был вполне подготовлен. Наставники из числа офицеров в невысоких чинах, которых приставлял к нему отец, по-настоящему подготовить его к офицерской службе не смогли, ему пришлось постигать военную науку уже надев эполеты.
Отсутствие отцовского влияния на воспитание сына сказывалось постоянно. Аркадий, имея похожий на отцовский взрывной характер, сильную волю и физическую крепость, не обладал отцовской принципиальностью и целеустремленностью, любил кутежи и картежную игру. За ним постоянно тянулись карточные долги, что чрезвычайно огорчало отца, не раз твердившего сыну: «Не подло бедно жить, а подло должну быть».
Первое длительное свидание с сыном произошло у Суворова только летом 1797 года, когда графиня Наталья Зубова добилась от императора Павла I разрешения на поездку к опальному отцу в Кончанское. С ней прибыла целая свита. Кроме своего сына, названного в честь деда Александром, и брата, с ней приехала родственница Евпраксия Раевская, которую Суворов собирался выдать замуж за знакомого офицера, а также воспитатель Аркадия — майор Сион с женой.
Основные сведения о жизни Суворова в Кончанском содержатся в еженедельных донесениях об опальном фельдмаршале, которые направлялись местными властями генерал-прокурору Куракину. В них об Аркадии и его общении с отцом практически не упоминается, так как ребенок соглядатаев явно не интересовал.
Видимо, в эту встречу произошло значительное сближение отца и сына, так как Александр Васильевич стал больше интересоваться обучением и воспитанием Аркадия, стал давать ему наставления, составляемые в истинно суворовском духе: «Аркадию — благочестие, благонравие, доблесть; отвращение к экивоку, энигму, фразе; умеренность, терпеливость, постоянство». Суворов поменял воспитателя сына, назначив вместо Сиона, оказавшегося нечистым на руку, Ивана Дементьевича Канищева, который раньше служил под его начальством. Переписал завещание, в котором сыну оставлял все свои родовые и пожалованные за службу имения, дом в Москве и жалованные драгоценности. Для дочери же предназначались имения и драгоценности, которые были Суворовым в разное время куплены. Любопытно, что Суворов добился утверждения завещания императором, возможно, это было связано с тем, что фельдмаршал обошел в документе супругу, с которой жил раздельно, но в разводе не состоял.
Стоит отметить, что опала Суворова не сказалась на отношении Павла I к его родным. Еще при Екатерине II Аркадий был зачислен в гвардию и назначен камер-юнкером к великому князю Константину Павловичу. При новом императоре юноша в 14 лет был пожалован в камергеры.
Следующая длительная встреча полководца с сыном произошла во время Итальянской кампании, когда Суворов командовал объединенными силами союзников в войне с Францией. Пятнадцатилетний Аркадий прибыл на театр военных действий в свите великого князя Константина. Конечно, тогда полки в атаку Аркадий не водил, но пороха понюхать ему пришлось. Именно после этого для него началась настоящая военная карьера.
Несомненно, сказывался авторитет отцовского имени, но и сам молодой Суворов оказался небесталанным. К 27 годам он уже был генерал-лейтенантом, командовал дивизией, пользовался большим авторитетом и любовью в армии. Аркадия отличало следование заветам отца и искренняя забота о солдатах. Ему прочили блестящую военную карьеру, но судьба распорядилась иначе, оборвав его жизнь в бурной реке, куда он бросился спасать тонущего солдата, бывшего у него кучером. Согласитесь, что для генерала начала ХIХ века такой поступок не характерен. К этому времени он уже был женат на Елизавете Александровне Нарышкиной и имел двух сынов, которые впоследствии тоже избрали военную карьеру.
Старший сын Аркадия Суворова, по традиции в честь деда названный Александром, родился 1 июня 1804 года. Мальчик получил прекрасное образование, знал несколько европейских языков, посещал занятия в Сорбонне и в Геттингенском университете. С 1824 года начал службу юнкером в лейб-гвардии Конном полку. Вся его последующая жизнь была посвящена военной службе. Александр Аркадьевич стал генерал-адъютантом, генералом от инфантерии, генерал-инспектором пехоты российской армии, членом Государственного Совета и военным генерал-губернатором Санкт-Петербурга. Александр Аркадьевич имел сына Аркадия, который умер в 1893 году. С его смертью княжеский род Суворовых пресекся в мужском поколении.
Константин Аркадьевич Суворов, родившийся 10 ноября 1809 года, первоначально избрал военную карьеру. Он стал полковником и получил придворное звание гофмейстера. Но впоследствии предпочел военной службе спокойную жизнь. Детей не имел.
Внуки свято хранили память о великом деде. Ими было собрано значительное количество подлинных материалов, отражающих жизнь и боевую деятельность Александра Васильевича Суворова. Часть этих материалов Александр Аркадьевич в конце своей жизни опубликовал в «Русской Старине».
Спасибо, Валентина.
В России пресекалось много известных родов. Существовала даже практика по решению императора передавать наиболее знаменитые фамилии и титулы родственникам: мужу дочери, племянникам, внукам. Так, герой войны 1812 г. генерал Остерман-Толстой получил от своих дядей графов И.А. и Ф.А. Остерманов громадное наследство, титул и добавочную фамилию Остерман. Но на нем род снова пресекся.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Стало быть, судьба?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Все статьи о Суворовых просто замечательные.5!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
5. А всё ж таки жаль, что род прервался по мужеской линии...
Оценка статьи: 5
0 Ответить