Я отказалась, но предложила после занятия поговорить с каждым желающим индивидуально, — вообще не люблю публичное обсуждение индивидуальных психологических портретов, это мне кажется похожим на раздевание человека. Короче, дело закончилось тем, что муж мой, собиравшийся дождаться окончания этих бесед на улице, заявился в аудиторию в весьма воинственном настроении от того, что уже замёрз, а я никак не могла закончить процесс (формально-то могла, но нельзя же было с одним человеком долго обсуждать, а с другим — в двух словах). Рассказываю не ради похвальбы, а затем, чтобы сообщить: после двадцати без малого персон (слава богу, была связка из двух рисуночных тестов, которая позволяла сопоставлять итоги тестирования) была подобна выжатому лимону.
Не верьте никому, кто скажет по рисунку: это так, а это — этак, и легкой улыбкой отправится по своим делам. Чтобы «читать» проективный текст, нужно много сил, потребляющих знания, умения и ощущения специалиста, предложившего такую методику. Очень часто мой рассказ о рисунке автор его перебивает репликами: «Да, это так!», «А откуда вы это знаете?!»
А в популярных изданиях порой трактовки излагаются с такой категоричной простотой, что становятся похожими на сонники: «если это — то», «если так — то значит…». Не бывает «только этого» и «только так» в проективных методиках! По определению. Использовать их может специалист, а если вы, прочитав — услышав, что значит тот или иной сюжет-мотив-фрагмент-символ, пойдете за «прямым значением», то можете, пусть и посчитав себя сведущим, наломать дров.
Ещё одно важное условие: результаты тестирования отражают состояние человека «здесь и сейчас». Осторожнее с обобщениями! Ребёнок нарисовал поход в зоопарк, и при этом на листе бумаги не нашлось места для одного из родителей? Ну и что! А может, он недавно был там только с одним из них. А может, именно сейчас он сердит на того, кому «отказал в присутствии» в сюжете. Восприятие меняется, так что не стоит абсолютизировать данные, полученные в отдельно взятый момент времени. Тогда уж, по крайней мере, надо смотреть циклы рисунков.
Вот почему после «чтения» картинки я часто говорю её автору (если он взрослый): «Твой рисунок показывает тебя таким, какой ты был до этой минуты. Раз информация стала доступной сознанию, ты уже меняешься и никогда не будешь таким, как раньше». Как правило, это вызывает заметный энтузиазм. И в этом ещё одно преимущество рисуночных тестов: психодиагностика совмещена по времении с коррекцией состояния.
А теперь — о самом важном. Чтобы использовать рисуночные тесты в психологической практике, нужны не только знания и опыт, который, как известно, дело наживное. Превыше всего — любовь к человеку. Лишь с нею можно помочь личности не только решить проблему (если она имеется), но и способствовать развитию. Ведь главная цель психологии как раз в том и заключается, чтобы содействовать гармонизации личности, и рисуночные тесты — прекрасный инструмент для этого. Но как с любым инструментарием, обращаться с ними нужно бережно.
Спасибо за хорошие статьи.
Я пока начинающий "писатель". А вы для меня эталон как красноречия, так и знания психологии.
0 Ответить
замечательная статья! побольше бы таких! очень тонко прорисована, ярко и живо написана с нетерпением буду ждать Ваших статей
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Чувствуется не просто любознательность, а потребность в знании. Бум стараться
Оценка статьи: 5
0 Ответить
спасибо я понимаю что у Вас как и у всех свои проблемы, Вы можете быть заняты...я просто хотела сказать, что Ваши статьи будут ждать
Оценка статьи: 5
0 Ответить
«Твой рисунок показывает тебя таким, какой ты был до этой минуты. Раз информация стала доступной сознанию, ты уже меняешься и никогда не будешь таким, как раньше» Спасибо за эту формулировку Обычно говорю фразу, наполненную тем же смыслом, но в два раза длиннее.
Один из моих студентов после разбора теста Шесть предметов сказал замечательную фразу: "Работа с проективными методиками - это приглашение к разговору, а не его итог".
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Да, именно приглашение к разговору. - Хороший студент И эффективны проективные методики, когда клиент - не объект анализа, а субъект!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
какая-то мудрёная слишком статья. хочется поувлекательнее, не хватает примеров, которые сделали бы статью живее. мне она показалась сухой. извините
0 Ответить
Анна, не за что извиняться. Уважаю Ваше мнение, хоть и не разделяю его. Перечитав сейчас статью, подумала, что не слишком ли эмоционально?
Спасибо за искренний отзыв
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Замеченная очепятка:
"Рассказываю не ради похвальбы, а затем, чтобы сообщить: после двадвати без малого персон..."
Надо: ... чтобы сообщить: после двадЦати без малого персон...
А за содержание 5!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
О, спасибо. Сечас...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Проблема сложная, есть дискуссионные моменты, но изложено очень интересно. По пятерке за обе статьи.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо, Владимир. Можем подискутировать, если хотите
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ой, + 5!
"Ой", потому что однозначные трактовки результатов тестов уже просто смешат и дискредитируют саму идею тестирования.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ага. Но ведь столько любопытствующих в отношении тестов: что значит это, а что - то. Старая ведь шутка, что у нас есть несколько областей, в которых знатоком себя считают все: литература, педагогика и психология
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Вы знаете, я сталкивалась с таким количеством обобщений и притянутых под шаблон отчетов психологов о тестах разного рода, не только проективных, что в какой-то момент стала даже смущаться говорить о своем втором высшем - психологическом (первое-то техническое).
Уверена, что при подготовке психолога наибольшее внимание должно быть уделено его общекультурному развитию и позитивному мировоззрению с достаточно масштабным вИдением.
Ну уж а следом и профессиональные навыки, которые являются инструментом работы. А то ведь даже хороший инструмент в неумных или недобрых руках может бед натворить...
Статья отличная.
0 Ответить
Согласна с Вами, Аксинья Пару лет назад даже обсуждался вопрос, а не ввести ли возрастной ценз для поступающих на психфаки А где-то попадалась статистика МГУ: 75 % абитуриентов идут на психологов, т.к. хотят решить свои собственные проблемы... со всеми вытекающими...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
простите, Валентина, но у кого этих проблем нет? разве остальные 25% не получали никаких травм в своей жизни? тем более что явление "раненого лекаря" ещё никто не отменял. думаю что кто-то осознаёт свои проблемы, а ктото нет. вот и всё. тем более что любой здравомыслящий и хорошо информированный студент будет работать в русле терапии или давать консультации только после личностной проработки.
работать, действительно работать, а не просто иметь диплом, будут очень не многие, ведь это колоссальный труд, кто хоть раз сталкивался с работой психолога в реальности это подтвердит. а что касаемо ошибок.. ошибки совершают все, правда чаще их делают те, кого не научили, кому не объяснили. вот Вы приводили пример статистики касаемо студентов. а кто проводил исследования среди преподавателей вузов? лично от себя могу добавить, что преподаватели чаще всего не уделяют должное внимание чему то кроме программы, редко сообщают что-то новое учебник и ещё раз учебник. неудивительно что потом получаются горе-психологи. как впрочем и горе-врачи, экономисты итд.
а что по поводу отбора... я бы с удовольствием его ввела. но не возраст надо учитывать, а способности, задатки, мотивацию. ведь уж где где, а на кафедре психологии вполне могут организовать такую диагностическую службу.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ну, да, ну, да... Согласна с Вами: студент, как и препод, бывает разный. Бывают студенты, что отбывают часы в ожидании "корки" (диплома), бывают преподаватели, которые отрабатывают часы для за ради зарплаты. Такую правильнее назвать зряплатой. Да и учебник учебнику рознь.
Спасибо за идею, попробую написать для ШЖ о любимых учебниках по психологии (если получится в нужном формате) - вот только чуть-чуть раскручусь с выходом книг в издательстве. Полетела рукопись - начисто - со сценариями тренингов. Это невосстановимо, только по новой писать. Это раз. В вёрстку издатель отдал предварительный вариант другой рукописи - это два. И жёсткий срок по третьей - неделю на завершение, а там - теория... Ой-ёй!
Оценка статьи: 5
0 Ответить