• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Юлия Молёнова Мастер

Как русский матрос Сергей Преминин спас Америку?

Как часто в нашем представлении слово «герой» ассоциируется с каким-то особенным, до предела идеализированным образом. И не только в комиксах и фильмах о «супергероях»… Вспомните, например, русские сказания о былинных богатырях, чьи рост и сила просто потрясали воображение читателя.

Но реальные события нашей жизни говорят нам о том, что историю великих подвигов чаще всего пишут обычные люди, ничем «сверхнормальным» до своего героического поступка не выделяющиеся. То есть, жил-был обычный парень рядом с нами. И вдруг — Подвиг. Не верите, что так бывает? Зря…

Вот, например, жители деревни Скорняково Великоустюгского района Вологодской области подтвердят вам, что их героический земляк был до совершения Подвига тем самым обычным парнем, таким, какого можно увидеть в любом дворе. Подтвердят. И начнут с большой гордостью рассказывать о своём земляке Сергее Преминине, который ценой своей жизни спас и Америку, и весь мир.

Обычный парень из северной глубинки, Сергей Преминин, родился 18 октября 1965 года. Ходил пешком в школу в ближайший город Красавино (3 км каждый день). Обычная семья. Отец — электрик в совхозе, мать — отбельщица тканей на льнокомбинате. После окончания восьми классов Сергей поступил в СПТУ Речного Флота в Великом Устюге, а в 1984 году был призван на службу в ВМФ СССР.

А теперь представьте себе 20-летнего матроса родом из маленькой северной деревни. Как можно его выделить из сослуживцев? В какой момент человек становится героем? Наверное, это в какой-то степени дело случая. Такой случай и произошёл 3 октября 1986 года (накануне встречи Горбачёва и Рейгана и почти через полгода после Чернобыля), когда в ракетном отсеке подводной лодки «К-219», на которой служил Сергей Преминин, взорвалась торпеда.

Есть разные версии произошедшего, особенно, что касается причин аварии. По одной из самых распространённых, это было столкновение со следившей за «К-219» американской подлодкой. Вследствие столкновения — повреждение обшивки, и в одну из ракетных шахт стала поступать вода. Находящуюся в шахте боевую ракету сдавило мощным давлением забортной воды, треснул бак с окислителем. Ядовитая жидкость заполнила шахту, одновременно превращаясь в смертельно токсичный для людей газ. А подлодка в эти минуты продолжала стремительно погружаться.

Действие происходило у берегов Америки — в Саргассовом море, примерно в тысяче километрах от Бермудских островов. С помощью быстрой реакции и чётких действий командирам и экипажу удалось остановить погружение лодки и даже всплыть (это действие было подтверждением отчаянного положения, ведь подлодка всплыла у вражеских берегов, обнаружив себя и провалив всё своё боевое дежурство).

Однако корабль лишился электроснабжения по одному борту. Сработала аварийная защита ядерного реактора. И хотя сброшенные стержни аварийной защиты временно прекратили цепную реакцию, для надежного глушения реактора было необходимо опустить компенсирующие решетки на нижние упоры. Над кораблем нависла новая опасность. Через некоторое время реактор должен был пойти в разгон, самопроизвольно и бесконтрольно увеличивая тепловую мощность.

Как следует из официальной информации того времени: «В целях обеспечения ядерной безопасности реактора для ручного опускания его компенсирующих решёток в 7-й отсек трижды вводились специалисты электромеханической боевой части». Одним из этих специалистов был старший лейтенант Николай Беликов, другим, его подчинённый — матрос Сергей Преминин. Беликов с Премининым работали по очереди. Они опустили три решетки из четырёх. Вручную опускать решётки — это как крутить мясорубку на одном колене при температуре около 70 градусов нестерпимой жары, медленно-медленно опуская решётки. Беликов потерял сознание, и последнюю решётку Сергей опускал один. Температура в аварийном отсеке росла наперегонки с давлением.

Сергей успел заглушить реактор, но выйти из отсека ему не удалось: возросшим давлением поджало переборку. Заклиненную дверь пытались открыть снаружи, но безрезультатно. Утром 6 октября было принято решение эвакуировать личный состав на подошедшие советские суда. 6 октября 1986 года в 11 часов 03 минуты «К-219» затонула на глубине более 5000 метров, унося в своем чреве матроса Сергея Преминина, навечно оставшегося на боевом посту в реакторном отсеке…

Нужно ли говорить, что в те годы взорвавшаяся атомная подводная лодка рядом с берегом — территорией потенциального противника — почти на сто процентов означала начало третьей мировой войны? Надо помнить, что эта ситуация чрезвычайно усугублялась недавней катастрофой на Чернобыльской АЭС, оставившей свой ядовитый след в истории планеты Земля. Таким образом, матрос Сергей Преминин, простой «парень из соседнего двора», ценой своей жизни спас не только Америку, но и, практически, весь мир.

В 1987 г. Сергей Преминин был награжден орденом Красной Звезды (посмертно), в 1997 г. ему присвоено звание Героя России (посмертно). Бывшим военно-морским атташе США в Москве Питером Хухтхаузеном совместно с бывшим старпомом «К-219» капитаном 1 ранга в запасе Игорем Курдиным была написана книга «Враждебные воды». А кинокомпания АВО NYC совместно с ВВС и Word Production Limited по мотивам книги сняла одноименную кинокартину (1996, в главной роли — Роб Кэмпбелл).

Как часто в нашем представлении слово «герой» ассоциируется с каким-то особенным, выдающимся, до предела идеализированным образом. И не только в комиксах и фильмах о «супергероях»… Пожалуй, надо чаще оглядываться вокруг и помнить, что любой человек, даже самый обыкновенный парень из соседнего двора, которого мы видим каждый день, может оказаться способным на самый мужественный поступок. Подвиг…

Статья опубликована в выпуске 9.06.2008
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (13):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: