Наполеона принято считать военным гением. Однако империя, которую он создал с помощью солдат и пушек, быстро распалась, сам же военачальник был лишен всех званий, сослан и умер в заключении.
Судя по всему, Наполеон-бизнесмен повторил бы судьбу Наполеона-императора. Он создал бы мощную финансовую империю практически из ничего. В глазах сотрудников замещал бы фигуру Отца и таким образом добился бы беспрекословного повиновения и необычайной преданности работников как к нему лично, так и к корпорации. Другие бизнесмены боялись бы его, но и уважали, старательно избегали конфликта интересов — чтобы не проиграть борьбу с успешным, гениальным бизнесменом.
Но бизнес-империя Наполеона была бы колоссом на глиняных ногах, и первое же столкновение с серьезным конкурентом привело бы сначала к ослаблению компании, а затем и к ее банкротству. Наполеон же до конца жизни рассчитывался бы с долгами, делал бы попытки вернуть себе прежнее положение. Но ничего бы не вышло. Еще один раз Наполеон смог бы открыть новый проект, пообещав инвесторам все блага, плюс птичье молоко и комариное сало. Но и этот проект бы обанкротился, и Наполеону оставалось бы лишь утешаться известными строками: «Да, были люди в наше время. Не то, что нынешнее племя…».
Что важнее для победы: гений руководителя или квалифицированная команда?
У Наполеона не было генерального штаба — собственно, в то время ни у кого не было такого штаба. Все войны выигрывались или проигрывались исключительно за счет вооружения, талантов полководцев и количества солдат, которым соглашался пожертвовать военачальник. Война была преимущественно тактической, стратегия по большей части оказывалась лишь словом на странице учебника истории.
Однако после Наполеоновских войн везде, практически одновременно, появились генеральные штабы и возникло понятие мозгового штурма. Война стала делом стратегов, которые стали использовать методы стратегического планирования. Военные быстро учатся, особенно на чужих ошибках.
Наполеон продемонстрировал, не упустив ни одного доказательства, что воевать по старинке невозможно, и без стратегии армия обречена. Великого полководца, военного гения подвело отсутствие маркетингового комплекса, который является основой стратегического планирования.
Бизнес — это та же война
Идя по пути Наполеона, руководствуясь лишь зовом своего бизнес-гения, руководитель может создать успешную компанию. Вот только успех ее будет недолговечен. Для постоянного успеха бизнес требует такого же тщательного стратегического планирования, как и военные действия. Необходимо постоянное исследование потенциальных возможностей рынка, оценка покупательского спроса, изучение уровня конкуренции и каждого из конкурентов в отдельности. Не обойтись без рекламной кампании и прогнозирования реакции потребителей на товар.
В 1912 году в России за счет пожертвований строились крейсеры — война, к которой готовилось государство, была популярной. Рекламная кампания всячески подогревала эту популярность. Через пять лет солдаты бросали оружие и массово дезертировали — в это время рекламная кампания была уже иной, и война перестала «пользоваться спросом».
Аксиома как войны, так и бизнеса: нет рекламы — нет спроса на товар (или на войну). Первое, что оценивает военачальник — разведданные, которые позволяют ему выстроить план сражения. Наполеон не смог опрокинуть знаменитые Багратионовы флеши по чистому недоразумению, ведь у русских солдат практически не осталось боеприпасов.
Но Наполеон, не зная об этом (недостаток разведданных), отвел войска. А ведь у него был резерв — личная гвардия, которая могла бы повернуть ход сражения. Это — классический пример неверной оценки конкурента. Если предприятие вынуждено работать в условиях жесткой конкуренции, то подобная «наполеоновская» оценка чревата весьма неприятными последствиями — тоже «наполеоновскими».
В случае борьбы за рынок сбыта, когда конкуренты начинают понижать цены, чтобы вытеснить предприятие за пределы рыночного сегмента, главное — продержаться дольше, дождаться, когда силы (и средства) конкурентов иссякнут. Действуя так, как Наполеон под Бородино, можно отступить в тот момент, когда победа уже, можно сказать, в кармане. Достаточно в нужный момент рискнуть еще некоторой суммой, заинтересовать инвестора, взять кредит в банке — и отступать придется уже конкурентам. Основное тут — не промахнуться в оценке «вражеской армии».
Комплексная маркетинговая программа поможет верно оценить способности и качества конкурентов, а такая оценка — 90% выигранного сражения. Такая программа включает в себя товарную, ценовую и сбытовую политику, а также сервисное обслуживание. То есть все, что требуется для стратегического планирования.
Кто знает, возможно, окажись рядом с Наполеоном хороший маркетолог, и мы все бы сейчас говорили по-французски.
Если бы Наполеон жил сегодня. то бизнес построил бы огромный и устойчивый. Ведь сегодня доступно экономическое образование, которого он не мог иметь в свое время. А экономику Франции, "подпорченную" революцией, поднял он настолько, что промышленники чуть ли не боготворили Наполеона, да и народ обожал его. Наполеон показал себя великим военачальником (несколько битв были выиграны не числом, а чистым военным гением), политиком (уничтожить постреволюционную демократию, да так, чтобы тебя назвали спасителем революционных идеалов - это гениально), дипломатом (одно его умение договариваться и находить компромиссы принесло бы ему сегодня миллионное состояние), экономистом, законодателем (часть придуманных им законов действуют во Франции до сих пор).
А наибольшей ошибкой Наполеона была попытка континентальной блокады Англии. Вот что подорвало силы его империи. Англия же в то время производила в своих колониях такие товары, аналогов которым не было в Европе, и даже французская промышленность использовала английское сырье.
Не владел Наполеон в то время современными экономическими знаниями. Англия же в его времена уже изобрела метод "непрямого контроля". Англичане раньше всех поняли разницу между политическим господством и экономическим. При политическом ты остаешься завоевателем для местного населения. При экономическом, когда в твоих руках право поставлять или нет "сырье" для местных экономик (сегодня это энергоносители) - правят местные цари, а деньги идут в твой карман.
Да, Наполеон всех этих тонкостей не понял.
Но можно ли из этого делать вывод, что его бизнес империя сегодня стояла бы на глиняных ногах?
Мне кажеться, что нет.
Просто так устроен мир, что всегда есть кто-то, кто раньше меня понял то, что мне еще непонятно.
0 Ответить
Любопытно. Но история не знает сослагательгного наклонения.
Жозефина Богарне упомянута не к месту. Наполеон с ней развелся задолго до войны с Россией, на государственные дела она никак не влияла. О том, что "Наполеона предала Жозефина Богарне" не встречал ни разу, хотя о Наполеоне прочитал много и публицистики, и научных исследований.
Штаб у Наполеона был и очень хороший. Назывался он "Главный штаб", возглавлял его с 1807 г. по 1814 г. Луи Александр Бертье.
По отзыву Наполеона, Бертье "обладал всеми качествами хорошего начальника штаба". Наполеон доверял Бертье, осыпал его наградами - миллионное состояние, жезл маршала, титулы герцога Валанженского, князя Невшательского, князя Ваграмского. Согласитесь, что плохому штабисту всего этого он бы не дал, так как награждал всегда только за действительные заслуги.
Багратионовы флеши были Наполеоном взяты. Состав и возможности армии Багратиона, защищавшей флеши, Наполеон знал хорошо, поэтому и наносил по ней основной удар. Фактически, армия Багратиона была разгромлена. Генерал Ермолов, вспоминая об этом моменте сражения, написал в воспоминаниях: «В мгновение пронесся слух о его (Багратиона) смерти, и войск невозможно удержать от замешательства. Около полудня 2-я армия была в таком состоянии, что некоторые части ее не иначе, как отдаля на выстрел, возможно было привести в порядок».
0 Ответить
Кстати об истории...
Во времена ВКПЛ была дама, которая дралась на дуэли... причем - в Турции. Купчиха. Как нарочно, из головы сейчас вылетело, как ее звали.
Да, так я к чему... у вас никаких сведений о ней не завалилось где-нибудь? Поделитесь, если есть, а?
0 Ответить
История сослагательного наклонения не знает. Это факт. Так то история. А мы о бизнесе, между прочим. История тут так... боком прилегла.
Кстати, что касается истории... о штабе... Штаб-то был. У Александра Македонского тоже был. Но "не в формате" современных генеральных штабов. Существенная разница, знаете ли.
Армия Багратиона была разгромлена. А кто ж спорит? Вот только не добили... а можно было раскатать на американский флаг. Но - не раскатали окончательно. Последнего штришка не хватило. Об этом речь. А не о слухах о смерти Багратиона.
И два слова о Жозефине Богарнэ... между прочим, русским по белому написала, что она не имеет ни малейшего касательства ко всем неудачам Наполеона. А, между прочим, собак на нее вешали всяческих. Если вы не встречали упоминания об этих собаках - что ж, значит, мы читали разную литературу.
Но опять же... вы все об истории... а я - о совсем, совсем другом.
0 Ответить
Открыла статью, потому что заинтриговало название.
А дальше пошли сплошь разочарования, уж простите великодушно.
Владимир меня опередил - хотела поинтересоваться, в частности, источниками, где Вы почерпнули сведения о том, что Наполеона предала Жозефина и именно из-за этого он был сослан. Но...
Но опять же... вы все об истории... а я - о совсем, совсем другом.
Совершенно напрасно Вы так реагируете - коли обращаетесь к истории, будьте добры не ставить читателя в тупик, выдавая "навешенных собак" за "любимое заблуждение".
Русским по белому написала, что она не имеет ни малейшего касательства ко всем неудачам Наполеона.
Вообще-то, снова неправда ваша. Но не об этом я хотела сказать, а о том, что если Жозефина, по-Вашему, не имела к неудачам Наполеона отношения, то стоило ли на целую главу - 4 абзаца - уклоняться от ключевой идеи статьи на события и людей, не имеющих к сути дела "ни малейшего касательства"?
И понятие мозгового штурма не тогда появилось... И, предполагаю, снова Вы скажете, что не о том статья.
Интересная тема, интересные идеи Вы излагаете, а вот такие мелочи портят впечатление. Жалко.
(По старинке - пишется без дефиса.)
Оценка статьи: 5
0 Ответить