Большинство детей, переступающих школьный порог, уже усвоили азы урегулирования конфликтов и все чаще обращаются к словесным аргументам. В школе нет предмета конфликтология, но есть учителя, чей авторитет очень высок, а поведение — стандарт для учеников.
То, как школьные педагоги реагируют на конфликты, можно рассматривать как модель, которой будут следовать сегодняшние школьники в зрелом возрасте. Исследования показывают, что реакцию педагогов на конфликты можно разделить на шесть основных типов.
- «Репрессивные меры» — их приверженцы заранее готовы отвергнуть без особых разбирательств все упреки и обвинения со стороны учеников и принять жесткие меры для того, чтобы наказать провинившихся.
- «Игнорирование конфликта» — приверженцы такого типа поведения упорно «не замечают», что в «датском королевстве» что-то не так, все сомнения отметаются по причине того, что «этого не может быть».
- «Ролевое воздействие» — стремление разрешить конфликт, но при этом «не уронить лица», подтвердить свой авторитет.
- «Выяснение мотивов» — педагог пытается понять мотивы конфликта, прежде чем принимать какое-то решение.
- «Стимул к собственному изменению» — конфликт воспринимается как сигнал, что в собственном поведении необходимо что-то изменить.
- «Рефлексия» — необходимость поделиться переживаниями, размышлениями, оценками конфликта.
Как оказалось, более половины учителей, чьи профессиональные успехи, мягко говоря, сомнительны, приверженцы репрессивных мер. Шестая часть «неуспешных» педагогов стремится к замалчиванию конфликта и менее трех процентов пытаются выяснять причины.
Умом-то мы все понимаем, что разрешить конфликт лучше всего можно взаимными уступками, пойдя на компромисс. Но в начальной школе так ведут себя менее 15% учителей. Зато более 85% используют тактику диктата или опеки.
При возникновении конфликтных ситуаций между педагогами и учениками в двух случаях из трех учитель прибегает к внешнему пресечению и использованию наказаний. В половине ситуаций «провинившемуся» устраивают выволочку, мягко именуемую воспитательной беседой. А в каждом десятом случае никакой реакции не наступает, педагог просто не знает, как ему поступить, и делает вид, что ничего не произошло.
Как видим, для школьных учителей главное — «держать марку». На это направлена их собственная оценка успешности труда. Если ученики беспрекословно подчиняются, значит, учитель ведет себя правильно. А плохой ученик — это, прежде всего, трудно управляемый.
Арбитражная модель разрешения конфликтов, преимущественно используемая в школе, предполагает мудрость и правильность решений учителя и… полнейшую неспособность детей самостоятельно решать свои проблемы.
К сожалению, существующая в школьной жизни практика часто ориентирует детей на неконструктивные формы разрешения конфликтов, их игнорирование и подавление, поиск правых и виноватых, на стремление защитить себя и обвинить другого. Учитывайте это, дорогие родители. Даже если вы тоже учились в школе. Удачи!
Очень верно - насчет "держать марку". Получается, что для учительского цеха главное - защита вот этих своих клановых интересов, кастовых. И все ж, слава богу, дети научаются разрешать конфликты. Их проницательность - в оценке, например, действий и личности того или иного учителя - просто удивительна.
Оценка статьи: 5
0 Ответить