Сару Бернар такое положение устраивало, не зря же она говорила: «Я и сама о себе всего не знаю». В период её сценической славы, а была она чрезвычайно долгой, на спектаклях с участием Сары Бернар всегда были аншлаги. И добилась этого она не только благодаря несомненному таланту, но и громадной работоспособности.
Родилась Сара Бернар 22 октября 1844 года в Париже, нарекли её Генриеттой. Её матерью была голландская еврейка Юдит Харт. В воспоминаниях Сара называет её учительницей музыки, это не совсем соответствует действительности. Мать Сары на самом деле была музыкально одаренной, но музыкой услаждала слух очередных любовников, так как, по сути, была элитной содержанкой. Отцом Сары считается Эдуард Бернар, но достоверных свидетельств этому нет.
Девочка сначала воспитывалась в семье кормилицы, а затем в монастыре. С детства её отличали артистизм, музыкальность и буйный нрав. Даже монахини не смогли приучить своенравного и вспыльчивого ребенка к порядку, хотя в какой-то момент жизни она и хотела посвятить себя Богу. Но это был только кратковременный порыв.
Очередной друг матери, герцог де Морни, увидев однажды бурный всплеск эмоций девочки, воскликнул: «Мой бог, да эта девчонка — прирожденная актриса! Ее место на сцене». По протекции герцога девочку определили учиться в Национальную академию музыки и декламации. Он же впоследствии помог ей устроиться в Комеди Франсез.
1 сентября 1862 года Сара Бернар (под таким именем она значилась в афише) дебютировала в трагедии Расина «Ифигения в Авлиде». Театральным событием её дебют не стал, критики отнеслись к нему прохладно, спасибо, хоть особо не ругали. Неудача только раззадорила Сару, но с Комеди Франсез вскоре пришлось проститься. Говорят, что поводом к этому послужила увесистая оплеуха, которую дебютантка отвесила за кулисами одной из ведущих актрис театра.
В течение нескольких лет Сара играла в театрах «Жимназ», «Порт-Сен-Мартен», «Одеон». Мастерство молодой актрисы стремительно росло, критика стала к ней благосклонна. Стройная, порывистая, с прекрасным голосом, Сара легко вживалась в образы молодых героинь, а переиграть их ей пришлось немало: это и Жанна д’Арк, и Дездемона, и Андромаха, и Клеопатра.
Считается, что одной из её лучших ролей стала Маргарита Готье из «Дамы с камелиями» Александра Дюма-сына. Этот образ она сыграла более 3 тысяч раз — удивительная цифра!
Теперь уже она сама могла выбирать театры, в которых хотела играть, и образы, которые хотела воплотить на сцене.
Её известность быстро выплеснулась за границы Франции. Гастроли Сары Бернар становились событием для любой страны. Три сезона Сара Бернар отыграла в России, где выступала в 1881, 1898 и 1908 годах.
Рассказывают, что еще в первый её приезд в Россию, после блестящего выступления в Зимнем дворце Сару принял император. Войдя к императору, она сделала реверанс, но Александр III запротестовал: «Нет, мадам, это я должен склониться перед вами».
Стоит ли удивляться, что и российская публика была восхищена её игрой, газеты пестрели восторженными рецензиями. Только стареющий Тургенев в письме к Полонской в декабре 1881 года пробурчал:
«Не могу сказать, как меня сердят все совершаемые безумства по поводу Сары Бернар, этой наглой и исковерканной пуфистки, этой бездарности, у которой только и есть, что прелестный голос. Неужели же ей никто в печати не скажет правды?»
В тот приезд в Петербурге Бернар задержалась не только из-за театральных гастролей. В северной столице у неё начался бурный роман с дипломатом Жаком Дамала, закончившийся браком. Выбор Сары оказался крайне неудачным, её избранник был пьяницей, наркоманом, картежником и отпетым повесой. Все её попытки наставить его на путь истинный результатов не принесли. Ей еще повезло, что брак оказался недолгим: Дамала скончался от злоупотребления наркотиками.
В личной жизни Саре всегда не везло, хотя романов у неё было немало. Еще на заре своей карьеры в Испании она познакомилась с бельгийским принцем Анри де Линем. Принц был без ума от Сары и хотел жениться, но при условии, что она бросит сцену. Понятно, что «сбежались тут соседи короли…», скандал замяли, а у Бернар 22 декабря 1864 года родился сын. Впоследствии принц хотел официально усыновить мальчика, но Сара этому воспротивилась. Был ли принц настоящим отцом ребенка, так и осталось неизвестным.
Чем она не угодила маститому литератору — трудно сказать, но факт остается фактом.
Поговаривали, что Сара соблазнила всех монархов Европы. Это, конечно, преувеличение, но среди её поклонников побывали наследник английского престола, будущий король Эдуард VII, император Австрии Франц Иосиф I, король Испании Альфонсо, король Италии Умберто, король Дании Кристиан IX. Внушительный список, не правда ли? Их она одаривала своей благосклонностью и позволяла им дарить себе драгоценности, которые редко у неё надолго задерживались. Кстати, все свои драгоценности она возила с собой и даже приобрела для самозащиты небольшой револьвер, из которого научилась стрелять.
Саре нравилась Россия, где её всегда восторженно принимали. Стоит отметить, что Сара Бернар оказала определенное влияние и на развитие российского сценического искусства. Ей подражали, у неё учились. Даже Станиславский считал её примером технического совершенства: художественный вкус, пластичность, красивый голос, отточенная дикция.
Показательно, что в 1904 году вместе с Энрико Карузо она дала ряд благотворительных концертов, сборы от которых направила на помощь раненым русским солдатам, пострадавшим в боях с японцами. Это был не первый пример её широкой благотворительности. Еще в период Франко-прусской войны, когда она оказалась в осажденном Париже, Сара оборудовала в театре «Одеон» госпиталь, которым успешно руководила, временами выполняя обязанности простой медсестры.
Возможности меценатствовать у Сары были. Ее гонорары за театральные выступления были в тот период, пожалуй, одними из самых больших. Но и счет деньгам она не знала, ведя богемный образ жизни. При этом она поражала всех высокой работоспособностью. Сара могла ночь веселиться на светском приеме, а с утра серьезно репетировать, не давая ни себе, ни партнерам даже малейшего послабления.
Любопытно, что Сара, как никто из известных актрис, играла много мужских ролей. В её репертуаре был даже Гамлет. Говорят, что её исполнением роли датского принца восхищался Станиславский. В марте 1900 года, когда она на 56-м году жизни играла 20-летнего сына Наполеона, Сару 30 раз вызывали на бис.
При жизни актрисы в моду вошел кинематограф. Сара Бернар одной из первых среди выдающихся актрис поняла его роль и перспективность. В 1911 г. она нашла время для съемок в фильмах «Королева Елизавета» и «Дама с камелиями».
В 1905 году, во время гастролей в Рио-де-Жанейро, Сара неудачно упала и серьезно травмировала ногу. Через десять лет ногу пришлось ампутировать. Став инвалидом, Бернар не оставила театр, история актрисы продолжалась. В ее репертуар вошли короткие одноактные пьесы и отдельные сцены, в которых она могла играть, находясь на одном месте, или же в которых её выносили на сцену на специальных носилках, как в роли царицы Аталии.
В период Первой мировой войны Сара Бернар умудрялась выступать даже на фронте. А последний раз на сцену знаменитая актриса вышла в 1922 году, меньше чем за год до своей смерти.
Великая актриса Сара Бернар умерла 26 марта 1923 года. На её похороны пришло столько народа, что на близлежащих улицах Парижа остановилось движение. Её последний путь к кладбищу Пер-Лашез был усыпан камелиями, которые Сара всегда так любила.
Воистину великая актриса!
Прекрасно изложенный и подобранный материал. Восхищена!!!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
никогда о ней не слышала, а после вашей статьи как будто знала всю жизнь
Оценка статьи: 5
0 Ответить
С удовольствием прочитала! Очень понравилось, 5!
Люблю читать про знаменитостей, особенно о людях искусства!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо за статью, Владимир
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Отличная статья.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо.
0 Ответить