Накануне этой знаменательной даты я встретилась с Заслуженным работником культуры РФ, заведующей отделом меморации и музеефикации Государственного мемориального и природного заповедника «Музей-усадьба
— Ясная Поляна для Толстого стала всем миром.
Для писателя культ предков — не пустая фраза. Здесь жил его дед, Николай Сергеевич Волконский. Легенды и предания помогли Толстому вывести его в образе старика Болконского в эпопее «Война и мир».
Жил здесь и отец писателя, граф Николай Ильич Толстой, в прошлом участник Отечественной войны 1812 года. После раздела отцом Льва Николаевича имущества ему досталась Ясная Поляна, а не усадьбы в Никольско-Вяземском или Пирогово, которые отошли его братьям. Ясная — она созвучна ясному гению Толстого.
Здесь у него был свой мир, родина… Неслучайно старший сын писателя Сергей Львович называл это место «колыбелью Толстого». Как начинался день писателя? Он вставал, пока все спали. Захватив с собой записную книжку, отправлялся на прогулку. Затем ранний завтрак. Далее приступал к работе. Выходил в гостиную только в 15 часов. Потом отправлялся из дома на несколько часов, беседовал со странниками, в деревне с охотой и косил, пахал, боронил, и просто бродил по любимой Ясной Поляне. В 6 часов вечера его ожидали к обеду. После обеда продолжал работать…
— Вы уже начали говорить о предках писателя.
По линии матери Толстой принадлежал к роду князей Волконских. Николай Волконский, дед Толстого, выйдя в отставку, из Петербурга переехал в Ясную Поляну. Здесь он устроил и дом, и сад, и пруд. Женился на Екатерине Трубецкой, которая родила ему дочь Марию, будущую мать писателя. Князья Волконские был в родстве и с Голицыными, Одоевскими. По линии матери Толстой был в родстве с
Свою фамилию они получили от князя Василия Темного. Он дал прозвище предку писателя, Андрею Васильевичу — Толстой (за его полноту). Известен был в их роду Петр Андреевич Толстой. Он служил при Петре I, был блестящим дипломатом. После смерти царя был в опале, ему грозила казнь, но его сослали в Соловецкий монастырь, где Петр Андреевич умер. Здесь же умер и его сын, Иван.
Прадед Л. Толстого, Андрей Иванович, был замечательным человеком. Участвовал в военных походах, был воеводой, депутатом в Суздальском дворянстве. Когда потомству Петра Андреевича было все возвращено, вплоть до графства, его уже не было в живых. Но дед писателя, Илья Андреевич, по безалаберности промотал почти все состояние. Служил в Казани, где женился на дочери военного министра Н. Горчакова, Пелагее.
Любопытно, что в их семье жила родственница жены — Татьяна Александровна Ергольская. Она сыграла большую роль в воспитании детей Николая Ильича, отца писателя. После смерти Ильи Андреевича семья жила бедно. Николай Толстой искал богатую невесту. Так произошло его знакомство с княжной Марией Волконской. Молодые супруги сразу же уехали в имение жены, Ясную Поляну.
— Мать Толстого была удивительной женщиной?
У Марии Николаевны было хорошее образование, она знала несколько языков. Кто-то очень мудро заметил, что все гениальные люди похожи на своих матерей. Там было на кого походить. Она была мастерица рассказывать сказки, сочиняя их по мере рассказа. Она писала стихи, делала литературные переводы. Много занималась музыкой. Сохранились ее дневники. Можно по ним судить о ее литературном таланте.
Потом это все «расцвело» в ее сыне, Льве. Она любила гулять по березово-ореховой аллее, и Лев Николаевич всегда помнил ее как аллею матушки. Даже в преклонном возрасте, когда было скверно у него на душе, он ходил там и «искал след ее ноги». Это слова писателя.
За годы совместной жизни Марии Николаевны с отцом Льва Николаевича в семье родилось пятеро детей: Николай, Сергей, Дмитрий, Лев и Мария. После рождения дочери у Марии Николаевны началась «родовая горячка» и ее вскоре не стало. Маленькому Льву не было и двух лет, как он ее потерял. Через семь лет умер отец. Заменила детям мать тетушка — Татьяна Александровна Ергольская.
Толстой писал, что тетушка научила его «духовному наслаждению любви». Впоследствии Лев Николаевич скажет: «Я видел, как хорошо ей было любить нас». Жизнь детей Толстых стала и ее жизнью. И Лев Николаевич любил ее так же преданно. Кстати, в старости она не осталась жить ни с кем из детей, кроме Льва.
— Как меняется Лев Николаевич в пору начала взросления?
Кто-то из учителей братьев Толстых сказал, что один из них учит и может учиться. Второй хочет, но не может. Третий может, но не хочет. А младший Лев — и не хочет, и не может. Ведь все братья окончили Казанский университет, кроме того, кто не хочет и не может. Не смог, потому что не хотел преодолеть в себе лень. Лев Николаевич в своих дневниках ругал себя за это, не обижался на брата Сергея, который называл его «самым пустячным малым».
Свои дневники он вел всю жизнь. Всего Толстым оставлено 13 томов. Уже на первых страницах он делает запись: «Все это время я вел себя не так, как желал себя вести». Толстой задает себе вопросы: «Какая цель жизни человека?» и «Какая будет цель моей жизни?» Он сам «ставил» свой слог, стремился, по его же словам, разгадать «феномен сороконожки»,
Он ежедневно ставил себе оценки за прожитый день, как рентгеном просвечивал себя. Образ жизни писателя в эти годы часто менялся. Он то в Москве, то в Петербурге, где сдавал экзамены в университет. Его увлекает музыка. Порой Лев Толстой едет к цыганам, играет в карты… Но и в это время Толстой продолжает заниматься самоанализом.
И только впоследствии в своих дневниках Софья Андреевна, жена Льва Николаевича приоткроет завесу кажущейся легкости его жизни. Он страдал страшными головными болями, ему все очень трудно давалось.
— У Толстого был «кавказский» период в жизни.
Да, его уговорил поехать на Кавказ брат Николай, офицер действующей армии. Толстой участвовал в военных действиях, служил. Кавказ дал ему много как начинающему литератору. Впечатления легли в основу произведений «Казаки», «Хаджи-Мурат», рассказов. Здесь Лев Николаевич написал «Детство», отправил в журнал «Современник». Затем были созданы «Отрочество» и «Юность». Скоро он оказывается в Крымской армии, где получает новые впечатления.
Толстой со многими известными людьми познакомился через писателя И. Тургенева. В кружке «Современника» Льва Николаевича встречали как «надежду русской литературы». Он спорил с писателями, вступал в конфликты, но чувствовал себя в этой обстановке чужим. Выйдя в отставку, он едет во Францию, Италию, Германию… Потом возвращается в Ясную Поляну.
Здесь Толстой с энтузиазмом открывает для крестьянских детей школы, издает журнал для педагогов. Чтобы изучить основы обучения детей, он едет в Европу, учится там. Отсюда его идея — это «свобода учащегося» в обучении и никакого насилия со стороны педагогов.
Продолжение интервью в следующей части
титан! на пенсии, а продолжаю его читать
мне с ним комфортно
Вам спасибо
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Экая статья древняя. Еще и манера общения в комментах культурная, интеллигентная-)
Что до Толстого, то Толстой мне нравится(-).
И его стремление к простоте, и к не-насилию - как при обучении, так и в жизни, и к тому, что подвергал своему анализу и критике авторитетов (вроде Шекспира), а не полагался на готовое мнение.
И его борьба с церковью также заслуживает внимания и уважения.
Что же до хранителей его музеев и памяти о нем, то все-то у них гладко, все "по-гениальному", о признанных гениях. Работа такая.
А как почитаешь воспоминания того же Тургенева или, не дай боже, взглянешь глазами той же несчастной Софьи Андреевны, так понимаешь, что перед тобой живой человек с множеством недостатков и даже заблуждений.
0 Ответить
Игорь Ткачев, нудный морализатор ваш Толстой. С чего-то решил, что знает, как надо, и пошёл указывать человечеству, как ему жить, и ведь без тени сомнения в своей правоте.
0 Ответить
Наталья Осокина, "свинцовая задница русской души", как выразился один современный (не)почитатель-)
Тень сомнения убрали уже потомки (хотя и при жизни Толстого захвалили).
"Нудный" из уст женщины звучит как приговор. (Или, может у нее просто "волос долог"?-)
Даже Толстому-)
0 Ответить
Игорь Ткачев, пытаетесь меня обидеть?)
Не угадали: за приговор у меня идёт "морализатор". А перенудить я и сама кого хочешь могу.
0 Ответить
Что хорошо, то хорошо.
Завспоминалось и посещение Ясной Поляны, и дивный музей-усадьба в Москве, в Хамовниках... Подпиленные ножки у кресла за письменным столом в крохотном кабинете, жетские комнатки-скворешники... Медведь с подносом для визиток... Воспоминания Рахманинова: как рвался на гостевую встречу и как опешил от сварливого говора хозяина на званом вечере. Кстати, оттуда взяла формулу-выручалочку на всю жизнь по поводу недоброжелательного обхождения любого встречного: "У него, наверно, живот болит..."
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Валюша, спасибо.Удачи тебе и еще раз удачи!!!
0 Ответить
Мне не нравится такое оформление интервью. Интервью - это беседа. Состоит из реплик собеседников. И оформляться, таким образом, должно как диалог:
- ******?
- ******...
Вопросы журналиста желательно - не курсивом, а полужирным, так яснее. Курсивный текст хуже читается.
0 Ответить
Спасибо,коллеги, что прочли статьи. И за советы.
0 Ответить
Очень интересное интервью. Пятерки за весь цикл.
Оценка статьи: 5
0 Ответить