Во-первых, знать.
Это может показаться лишним или, по крайней мере, необязательным. «Подумаешь, — скажет кто-то, — и без этого люди говорят». Да. И некто Журден в известной мольеровской пьесе очень удивился, узнав, что всю жизнь говорит прозой. А дети, приступая к игре на фортепьяно, непременно заглядывают под крышку, чтобы посмотреть, каким образом возникает звук, и нажимают на педали, проверяя силу и длительность звучания. Но голосовой аппарат — сродни музыкальным инструментам… Улыбнулись? Понятно?
Итак, что же он собой представляет?
Источником звука являются голосовые связки. Это вибраторы. Рождаясь в гортани, звуковая волна попадает в резонаторы, образуемые носоглоткой, полостями носа и рта. Здесь происходит обогащение звука: формируется его высота, определяется сила. Сила голоса — великая вещь: как без неё убеждать, доказывать, утверждать? Следующий этап — оформление звука, которое выполняют артикуляторы: язык, губы, нижняя челюсть, мягкое небо. Ведущая роль, разумеется, принадлежит языку, от его движения зависит характер, четкость, ясность большинства произносимых звуков.
Кроме того, к образованию звуков причастно дыхание. Объем легких,
Во-вторых, тренировать.
Существует специальный комплекс упражнений для совершенствования техники речи. Например, для формирования мощного фонационного дыхания:
Упражнение 1
Короткий быстрый вдох и как можно более медленный, длительный выдох, сопровождаемый звуком «ф» (фффф…) или «с» (ссссс…). Завершается выдох резким выбросом оставшегося в легких воздуха и резким подбором передней стенки живота по направлению внутрь и вверх, как при кашлевом толчке.
Упражнение 2
Такой же, как в предыдущем упражнении, вдох, но выдох очень медленный, экономный. Он может быть холодным (как задувают свечу или дуют на горячий чай) или теплым (как бы согревая птенчика на ладонях). И так до полного выдоха. Можно по ходу поднести руку ко рту и удостовериться в температуре выдыхаемого воздуха.
Для наращивания диапазона голоса тренируется вместе с дыханием вся система резонаторов.
Упражнение 3
Попробуйте имитировать голосом звучание колокола: «Бом…м — м…, бом… м — м…». При этом нужно акцентировать звук «м», растягивая его: не размыкая губ, опустить нижнюю челюсть и ощутить этот звук одновременно и в верхней части груди, и на губах. Повторять упражнение необходимо многократно и внимательно, разрабатывая грудной и головной регистры.
Дикция,
Упражнение 4
Произношение чередующихся гласных, например, А — У, с растягиванием губ в улыбку и собиранием в трубочку.
Упражнение 5
Чередование согласных П — Б. Нужно, сомкнув губы, как препятствие, преодолеть его «взрывом» смычки сильной струей выдыхаемого воздуха или активным выдохом, как бы «выстреливая пробку»: Пп… п!
Упражнение 6
Сочетание согласного с гласным, используя согласные в алфавитном порядке, например, БА-БЕ-БИ-БО-БУ, ВА-ВЕ-ВИ-ВО-ВУ, ГА-ГЕ-ГИ-ГО-ГУ…
Упражнение 7
Это усложнённый вариант предыдущей техники, в котором добавляются согласные: БВА-БВЕ-БВИ-БВО-БВУ, БГА-БГЕ-БГИ-БГО-БГУ
Упражнение 8
Очень эффективными для отработки дикции являются звуки Р и Л, М и Н: в сочетании с любыми согласным и гласными они разрабатывают и язык, и губы. Например: РЛА-РЛЕ-РЛИ-РЛО-РЛУ; МНА-МНЕ-МНИ-МНО-МНУ; ЛРА-ЛРЕ-ЛРИ-ЛРО-ЛРУ
Желаю вам тонкой настройки и виртуозной игры голоса!
Валюша! Забираю в копилку к тренингу по Ораторскому мастерству...
по крышку - поД крышку?
Я тоже когда-то писала об этом... Несколько в другом ключе. Раз словечко, два словечко… Как научиться красиво говорить?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Да, конечно. Я уже заметила и написала в редакцию
0 Ответить
Коллеги, спасибо
0 Ответить
Вот. Вот чему учили в театралке! Точно, Валентина. И ба-бе-би-бо-бу, и гда-гду…, и «как на пишущей машинке три хорошенькие свинки…».
Не знаю, как сейчас. Но раньше – именно так.
Спасибо, что напомнили! Я как раз подумывала о том, чтобы найти эти упражнения и потренироваться
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Мне сейчас это тоже очень интересно! 5!
Тренируюсь по системе тибетских лам.
ОО-оо-мммм!!!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Интересно. 5.
Тем, кто заинтересуется, рекомендую посмотреть учебник "Ораторское искусство".
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Интересно, что при изучении иностранных языков в учебниках рисуют всякие схемы, для объяснения того, как возникает звук, как работает голос. В отношении родного языка такая "аналитика" есть только в вузовских учебниках.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Если следовать этим советам, можно посадить голос от форсированности. Голос, проходящий через пазухи и полости головы -очень вреден как для носоглотки, так и для невной системы. В любом случае, голос получается напряженный. Не советую таким образом работать над голосом.
0 Ответить
Люд, вообще-то это из копилки дикторских школ. Ю.Гончаров, в частности, с успехом использовал - сама видела
0 Ответить
Мо 20-летний опыт тоже даёт результаты. Его опыт, подозреваю опирался на уже поставленные голоса. Впрочем, послушав дикторов за последние 15 лет могу начать ещё больше сомневаться в успешности его опыта.
Голос, получаемый в пазухах черепной коробки-это тот самый с которым мне приходиться много лет иметь дело и бороться в лучшем смысле этого слова.
0 Ответить