• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Валентина Пономарева Грандмастер

Знаете ли вы, что?.. Сталин писал стихи

Ну, вообще-то он не единственный из правителей, причастных к искусству. Стихи и музыку сочинял Иван Грозный, а в более близкие времена поэзией занимались Мао Цзэдун, Чжоу Эньлай, Ким Ир Сен… Гитлер имел художественные способности. Видимо, тираны и диктаторы нуждаются в лирике.

Справедливости ради отметим, что поэтическим творчеством будущий генсек занимался в пору обучения в духовной семинарии, где обстановка была казематной, светская литература запрещалась, и за чтение романов Виктора Гюго Иосифу Джугашвили неоднократно случалось быть сурово наказанным.

Тем не менее, шесть стихотворений, которые приписываются его руке, были опубликованы. Пять из них — в тифлисской газете «Иверия», издававшейся князем И. Чавчавадзе, во второй половине 1895 года, шестое — в социал-демократической газете «Квали», летом 1896-го. Привести их тексты мы можем, разумеется, только в переводе. Дебютное произведение юного автора называлось «Утро»:

Раскрылся розовый бутон,
Прильнул к фиалке голубой,
И, легким ветром пробужден,
Склонился ландыш над травой.

Пел жаворонок в синеве,
Взлетая выше облаков,
И сладкозвучный соловей
Пел детям песню из кустов:

«Цвети, о Грузия моя!
Пусть мир царит в родном краю!
А вы учебою, друзья,
Прославьте Родину свою!»

Вот такая пасторально-патриотическая картинка. В 1916 г. это стихотворение вошло в грузинский учебник «Родное слово» («Дэда эна»), составленный Я.Гогебашвили. Оно, как и последующие четыре, было подписано И. Дж-швили. Кое-кто, правда, сомневается, что за этой подписью скрывается Иосиф Джугашвили, выдвигая версию о возможном авторстве, например, Ивана Джавахишвили. По злой иронии судьбы через несколько лет революционер-террорист Сталин принял участие в убийстве главного редактора газеты, в которой увидели свет эти стихи.

В «Квали» было опубликовано стихотворение «Старец Ниника», подписанное псевдонимом Сосело (вариант домашнего имени Сталина Сосо):

Постарел наш друг Ниника,
Сломлен злою сединой.
Плечи мощные поникли,
Стал беспомощным герой.

Вот беда! Когда, бывало,
Он с неистовым серпом
Проходил по полю шквалом —
Сноп валился за снопом.

По жнивью шагал он прямо,
Отирая пот с лица,
И тогда веселья пламя
Озаряло молодца.

А теперь не ходят ноги —
Злая старость не щадит…
Все лежит старик убогий,
Внукам сказки говорит.

А когда услышит с нивы
Песню вольного труда,
Сердце, крепкое на диво,
Встрепенется, как всегда.

На костыль свой опираясь,
Приподнимется старик
И, ребятам улыбаясь,
Загорается на миг.

Эти стихи в 1901 г. были помещены М. Келенджеридзе в пособие по теории словесности среди образцов классической литературы рядом с произведениями Ш. Руставели, И. Чавчавадзе, А. Церетели, Г. Орбелиани, Н. Бараташвили, Р. Эристави, А.Казбеги. Через шесть лет он же, издавая «Грузинскую хрестоматию или сборник лучших образцов грузинской словесности», включил стихотворение И. Дж-швили, посвященное Р. Эристави:

Когда крестьянской горькой долей,
Певец, ты тронут был до слез,
С тех пор немало жгучей боли
Тебе увидеть привелось.

Когда ты ликовал, взволнован
Величием своей страны,
Твои звучали песни, словно
Лились с небесной вышины.

Когда, отчизной вдохновленный,
Заветных струн касался ты,
То, словно юноша влюбленный,
Ей посвящал свои мечты.

С тех пор с народом воедино
Ты связан узами любви,
И в сердце каждого грузина
Ты памятник воздвиг себе.

Певца отчизны труд упорный
Награда увенчать должна:
Уже пустило семя корни,
Теперь ты жатву пожинай.

Не зря народ тебя прославил,
Перешагнешь ты грань веков,
И пусть подобных Эристави
Страна моя растит сынов.

Эти стихи были перепечатаны в 1899 г. в юбилейном сборнике Р. Эристави.

В советское время о стихотворчестве «отца народов» вспомнили при подготовке к его 60-летию, и рассказ об этом был опубликован в газете Заря Востока". В 1948 г. в Тбилиси было издано отдельной книжкой стихотворение «Утро» (тираж 10 100 экземпляров, цена 7 рублей).

В 1949-м Л. П. Берия пытался тайно подготовить подарочное издание поэтического наследия товарища Сталина, к переводу привлек лучших специалистов, но Генеральный секретарь узнал об этом и запретил. Виктор Кузнецов, ссылаясь на участника этого проекта Арсения Тарковского, сообщает, что тому были переданы 22 стихотворения, из которых до запрета удалось перевести семь. И что в «Известиях» к 70-летию вождя были опубликованы всё же два сталинских поэтических произведения в переводе А. Тарковского и ещё два — в переводе П.Антокольского.

Наконец, есть ещё один поэтический эпизод из жизни вождя, связанный с переводом поэмы «Рыцарь в тигровой шкуре». Академик Ш. Нуцубидзе, едва начав эту работу, попал в тюрьму как враг народа. Из заключения он писал письма И. В. Сталину с просьбой дать возможность для её продолжения. Ему дали карандаш и бумагу, и ежедневно написанное за день забирали, возвращая наутро. После освобождения академика принял сам Иосиф Виссарионович. Существует версия, что он посоветовал переводчику заменить несколько строф и предложил свои варианты, которые не могли не войти в издание. В качестве примера исследователи называют такую строфу:

Бросив меч, схватил тигрицу
и привлек в свои объятья.
В память той желал лобзаний,
От кого огнем объят я.
Но тигрица прорычала
Мне звериные проклятья,
И убил ее нещадно,
И безумцем стал опять я.

Вот такая история. Как жаль, что энергия жестоких властителей, и в том числе И. В. Сталина, была направлена не в творческое русло!

Статья опубликована в выпуске 19.07.2008
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (22):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Хо Ши Мин ещё писал стихи. Я вообще узнал его прежде как поэта, чем как политика. Андропов и вся кровавая гэбня писали стихи. У дедушки был товарищ генерал Цветков (непосредственный начальник Путина, когда тот служил в ГДР), так при каждом приезде в гости дарил нам сборники своих стихов. Нерон играл на кифаре. Екатерина Великая на токарном станке вытачивала настоящие шедевры из кости. И вообще правители были люди всё образованные.

  • Николай Морозов Читатель 10 октября 2013 в 22:07 отредактирован 27 мая 2018 в 19:06 Сообщить модератору

    После прочтения различных учебников по геополитике, я понял, почему Сталина хают все, кому не лень. Как человек, непонимающий ничего в машиностроении не может судить об технологических аспектах любого крупного проекта, так и мы, обыватели, не можем, не изучая историю, понять великий феномен в русской истории - Сталин. Со стихами познакомился недавно, настоящая поэзия, жаль, что не могу прочитать на языке оригинала.

  • Мне хочется просто поблагодарить Вас. Стихи читала давно, мне они кажутся талантливыми. Свидетельство того, что мы далеко не ВСЕ знаем даже о таком человеке, как И.В. Сожалею, что Сталин не стал поэтом и священником. Каждый выбирает свою дорогу.

    Оценка статьи: 5

    • Спасибо, Татьяна. Кстати, Ваш комментарий напомнил прочитанную где-то историю, будто бы когда Надежда Аллилуева в начале 1920-х гг. по просьбе И.В. написала его матери, чтобы та отправила в Москву сына от первого брака Якова, т.к. без знания русского языка и образования из него ничего не получится, Кеке будто бы ответила, что из Иосифа тоже ничего не получилось, а мог бы стать хорошим священником

      • Да, я думаю это был поворотный пункт в судьбе Сталина. Думаю, нам всем в итоге не повезло. Кстати, Вы не знаете, почему он передумал?

        Оценка статьи: 5

        • У него в семинарии не заладилось. После горийской вольницы суровые порядки... К тому же однажды отец, который тогда работал в Тифлисе (а мать жила в Гори) забрал сына из семинарии, устроил на завод к себе, а мать забрала оттуда. В семье тяжелая была обстановка. Батя в рюмочку глядел, пока вместе жили, избивал домочадцев. И был против того, чтобы Сосо стал священником, считал, что тот должен идти по сапожному делу, т.е. по стопам отца. А мать очень хотела, наоборот, духовного пути единственному сыночку (двое мальчиков, родившихся раньше, умерли в раннем детстве). Екатерина Георгиевна поэтому считала мальчика божьим даром и полагала, что он должен служить Богу. Но семинарию Иосиф не закончил. И зачем-то впоследствии поменял дату рождения, омолодив себя на год и 8 дней.

  • "Вот такая пасторально-патриотическая картинка"

    Увы, пасторалью называют нечто другое!
    Пастораль — (фр. pastorale, пастушеский, сельский) — жанр в литературе, музыке и в театре, поэтизирующий мирную и простую сельскую жизнь. Пасторалью может называться:
    * Пасторальная музыка, к которой могут относиться как большие, так и малые произведения, посвящённая изображению природы или сельской жизни. Для музыкальной пасторали характерны размеры 6/8, 12/8, плавное спокойное движение мелодии, зачастую удваиваемое в терцию. Примеры пасторалей имеются в творчестве А. Вивальди, Д. Скарлатти, Ф. Куперена, И. С. Баха и других композиторов. Известна также «Пасторальная симфония» Бетховена.
    * Опера, пантомима или балет, показывающая идеализированные картины сельской жизни. Пасторальные оперы писали К. В. Глюк, В. А. Моцарт, Ж. Б. Люлли, Ж. Ф. Рамо.
    * Буколическая (от греч. βουκóλος, «пастух») поэзия античности, посвящённая изображению жизни пастухов. Синонимы — эклога и идиллия.
    * Вид европейской литературы, копирующий буколическое мировоззрение.
    http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C

    Пастораль — пастушеская драма (от лат. pastoralis – пастушеский). Термин имеет несколько значений.
    1. Жанр придворного театра, возникший в Италии в 16 в. и получивший распространение в странах Западной Европы. Пастораль представляла собой небольшую пьесу, часто вводившуюся в программу придворных празднеств. В ней изображалась сельская жизнь галантных пастухов и пастушек, наделенных манерами, чувствами и лексикой аристократии.
    2. Небольшая опера, пантомима, балет, написанные на сюжеты из сельской жизни. Первые пасторали, возникшие в 14–15 вв. являются предшественниками классической оперы (например, французское «представление с песнями» Сказание о Робэне и Марион). В музыкальном театре пастораль сохранилась до 18–19 вв. (опера Моцарта Король-пастух, 1775; балет Делиба Сильвия, 1876; и др.).
    3. Симфонический эпизод в музыкально-сценическом произведении, рисующий картины природы (например, пастораль в музыке Ж.Бизе к Арлезианке А.Доде).
    http://www.krugosvet.ru/articles/116/1011661/1011661a1.htm

    Учитывая современную моду пинать усопших львов, от выставления оценки воздерживаюсь, хотя статья мне понравилась.

  • Вам не приходилось читать книгу Михаила Вайскопфа "Писатель Сталин"? Очень любопытная штука
    А вообще-то, зря вы Ивана Грозного тираном и диктатором... он этого не заслужил ничем. И насчет "энергии жестоких властителей", да в "творческое русло"... ну так они ж мед пробовали тот, что Один из-под хвоста уронил Государственным деятелем Сталин был великим. А поэтом - увы...
    Правда, всех Нерон переплюнул. Вот он действительно пытался направить энергию в творческое русло. И чем закончилось? Кошмарно сочетание графомании с самодержавием!
    Так что молиться нужно, чтоб не было властителей, которые свою энергию в творческое русло направят. А то будет еще один пожар в Риме

    Оценка статьи: 5

    • София, спасибо.

      М.Вайскопф - интересный писатель. У него не только про Сталина, а про Пушкина, Гоголя и т.д. есть книги. По сталинской тематике меня особенно поразило насчёт семинаристкой лексики, в частности, обращение "братья и сёстры". Его авторский взгляд любопытен.

      По поводу Ивана Грозного мы расходимся во взглядах, ну так и что ж?
      Правители с творческими способностями во все времена существовали. Так, в золотой век Древней Индии был весьма деятельный царь Чандрагупта (впрочем, не только он), который сначала примкнул к греко-македонцам, потом возглавил борьбу против них (когда Александр ушёл из Индии). Я имела в виду не совмещение правления с "вышиванием", а развитие последнего

  • Кое-кто, правда, сомневается, что за этой подписью скрывается Иосиф Джугашвили, выдвигая версию о возможном авторстве, например, Ивана Джавахишвили.

    В пользу сомневающихся, в частности, говорит тот факт, что некоторые стихи посвящены людям, которых Сталин не знал лично. Согласитесь, несколько странно, посвящать стихи незнакомым людям, которые не являются публичными знаменитостями.

  • Валентина, очень любопытно. 5!!!

    Оценка статьи: 5

  • Интересно, рисковал ли кто-либо когда-либо критиковать эти стихи?
    Спасибо за статью - увлекательно написана! Плюс, тема-то какая!И не подозревала, что Сталин был поэтом...

    Оценка статьи: 5