• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Работа, карьера, бизнес
Грандмастер

Бизнес по-еврейски. Где можно учиться?

Предание гласит, что мудрый Соломон в начале своего царствования был вовсе не так уж и мудр. Но он старался соблюдать законы и следил за справедливостью. И грустно становилось ему от того, что сложно иногда отличить правду от лжи и узнать, чье свидетельство ложно, а чье — правдиво. Соломон постоянно был задумчив и мрачен — от страха ошибиться, признать правым лжеца, обвинить невиновного.

И однажды явился к нему Господь во сне, «и сказал Бог: проси, что дать тебе. И сказал Соломон: … Господи Боже мой… я отрок малый, не знаю ни моего выхода, ни входа; и раб Твой — среди народа Твоего… даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить народ Твой и различать, что добро и что зло…» (Кн. 3 Цар., 3:5−10). За то, что Соломон попросил именно разума, даровано ему было, кроме мудрости, и все остальное: и богатство, и слава, и долголетие, и победа над врагами.

Мудрости требует не только управление царством, но и организация бизнеса и управление им. Человек мудрый способен отделить ложь от правды — что необходимо в бизнесе. Любая бизнес-аналитика, маркетологическое исследование, оценка рисков и так далее — требуют мудрости.

Но мудрость для еврея это не просто то, что даровано свыше, это и получение образования, упорное учение, которое позволяет пастуху овец стать знаменитым ученым и возвыситься. Получить образование почетно, и человек образованный стоит гораздо выше человека богатого, но необразованного. Ведь знания могут принести и богатство, если их приложить в соответствующей области, но отсутствие знаний приводит к банкротству даже самых состоятельных.

Недаром сказано: «Приобретай мудрость, приобретай разум: не забывай этого и не уклоняйся от слов уст моих. Не оставляй ее, и она будет охранять тебя; люби ее, и она будет оберегать тебя. Главное — мудрость: приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум. Высоко цени ее, и она возвысит тебя; она прославит тебя, если ты прилепишься к ней; возложит на голову твою прекрасный венок, доставит тебе великолепный венец» (Притч. 4:5−9).

Однако, учеба — это не только сиденье за школьной или университетской партой. Понятие обучения трактуется довольно широко. Уроки можно (и нужно!) извлекать практически изо всего и учиться у всех. Именно это и является источником мудрости и успеха. Вот как учили хасиды в конце XIX века:

Вопрос: в трактате Авот (4:1) мы читаем: «Кто мудр? Тот, кто учится у всех людей, как сказано: «Я приобретал ум ото всех, учивших меня» (Теhилим, 119:99). Почему не сказано: «Тот, кто учится у всех наставников»?

Ответ: мудрец, высказавший эту мысль, стремится помочь нам осознать, что мы можем учиться не только у тех, для кого преподавание — профессия, но у всех людей. Даже от невежды или грешника мы можем приобрести понимание того, чем нам следует руководствоваться в жизни. («Десять ступеней. Хасидские притчи, собранные и изданные Мартином Бубером. Пер. с англ. М.Гринберга. «Гешарим», Иерусалим, 5759 г., Москва, 1998 г.)

И действительно, учиться можно практически у любого человека. К примеру, ребенок может научить бизнесмена правилам торговли товарами для детей: предпочтения в цветовых решениях оформления товаров, оформления витрин магазина, обращение с покупателями подобных товаров, ассортиментный перечень и так далее. Естественно, для получения информации не следует задавать ребенку вопрос: «Какова должна быть выкладка товара в магазине детской одежды, чтобы привлечь внимание покупателей?». Но наблюдение за детьми и родителями может дать ответы на множество вопросов, причем данные ответы будут гораздо более точны и эффективны в применении, чем советы даже самого высококлассного маркетолога или мерчендайзера.

Более того, маркетологическое исследование, которое предваряет организацию нового бизнеса или расширение имеющегося, завоевание бизнес-ниши и так далее, само по себе является частным случаем обучения «у кого-то» и основой мудрого руководства предприятием.

Например, оценка планируемой выручки вновь организуемого бизнеса в сфере розничной торговли требует предварительного сбора данных об уровне конкуренции, о месте расположения торговой точки, среднем уровне цен на аналогичные товары, покупательском спросе и покупательской активности.

Первичный источник любой маркетинговой информации — это информация, собранная впервые для данного конкретного исследования. Получается такая информация обычно путем наблюдения, опросов, экспериментальных исследований. Например, для оценки уровня покупательской активности и уровня конкуренции в выбранном для торговой точки месте, проводится мониторинг торговой точки конкурентов. При этом фиксируются данные о количестве обслуженных покупателей, размере среднего чека и времени обслуживания одного покупателя. В результате, усредняя данные, можно рассчитать количество покупателей, которые делают покупки в магазине конкурентов и размер усредненной дневной выручки данной торговой точки. Подобный мониторинг дает данные и для оценки места расположения собственной торговой точки.

Для того же, чтобы определить, чем руководствуются покупатели при выборе той или иной торговой точки, того или иного товара, проводятся социологические опросы (еще один вариант обучения «у кого-то»). В этих опросах принимают участие совершенно разные люди, имеющие различный социальный статус, доходы, образование и т. д. В результате составляется усредненный портрет потенциального покупателя, на которого должна быть ориентирована данная торговая точка (исходя из места расположения, группы товаров, ценовой категории).

Подобных примеров «обучения у любого человека» можно привести множество, но все они сводятся к одному — накопление и анализ информации являются фундаментом для любого бизнеса. В противном случае будет построено здание на песке, весьма нестойкое и подверженное внешнему воздействию.

Основная цель учебы для бизнесмена — формирование такого мировоззрения, которое позволяет в первую очередь оценить свои плюсы и минусы, сильные и слабые стороны. Кроме того, необходимы как минимум общие знания в той области бизнеса, в которой предполагается или ведется работа. Таким образом формируется реалистичная модель поведения как бизнесмена, так и предприятия.

Следует также заметить, что руководитель предприятия, бизнесмен совершенно не обязан сам уметь делать все. Он может быть, а может и не быть маркетологом, бухгалтером, юристом. Главное, что должна дать ему учеба — ту мудрость, которая позволит верно понять ситуацию, пригласить необходимого специалиста и грамотно сформулировать ему задачу. Директор швейной фабрики не обязан уметь шить, не должен быть модельером. Но он обязан уметь управлять и именно этому учится, если мудр. В противном же случае он будет обучаться работе на швейной машинке, искусству изготовления выкроек, технологии раскроя тканей, что никоим образом не поможет успешной работе предприятия.

В том случае, если бизнесмен считает, что достаточно иметь цель и деньги для ее воплощения и придерживается принципа, что «каждая кухарка может управлять государством» (то есть, не подкрепляет свою цель соответствующей базой знаний), он обречен на неудачу.

Учение с точки зрения еврея — это получение и накопление информации с последующей ее интерпретацией («Каждый еврей может искать Бога в сердце своем и толковать слова Божии так, как ему подсказывает разум»). Тем же, кто отказывается учиться, пренебрегают. Уважения заслуживает тот, кто обладает знанием и мудростью: «Венец мудрых — богатство их, а глупость невежд глупость и есть» (Притч. 14:24).

Статья опубликована в выпуске 9.09.2008
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: