Но самое потрясающее зрелище нас ждало впереди. Мы сразу, без предупреждения, с улицы, из европейского городка попали в грандиозный буддийский храм «Гол-Сюме», что в переводе означает «Главный храм». Потрясение и восхищение было таким, что перехватило дыхание от величия и грациозности сооружения.
Обычная улочка провинциального городка. Частный сектор. А за резными воротами — огромная площадь с каскадным фонтаном и возвышающимся красавцем-храмом. Самый большой в Европе хурул «Золотая обитель Будды Шакьямуни». Неудивительно, что Калмыкия признана центром буддизма в Европе. И перед Буддой, и перед гостями нестыдно в такой храм войти.
Величественный 62-метровый храм потрясает. Время останавливается. Все неважно. Все, что осталось за воротами храма. Словно сразу попадаешь в мир мудрого востока. Без предупреждения. Из России — в Тибет.
Все эпитеты только в превосходной степени. Восхищает величина самого храма и скульптуры Будды в центре алтарной. Потрясает великолепие и богатство убранства, отделки храма. Только ради такой красоты стоило проделать неблизкий путь.
Все по порядку. Как только вы проходите ажурные ворота и отделяетесь от мирской суетной жизни, вы попадаете на огромную площадь. Комплекс Гол-Сюме занимает площадь в шесть гектаров. В центре — скульптура Белого Старца, национального божества калмыков. Двухметровая статуя Белого Старца с сидящим у него в ногах маленьким сайгачонком символизирует жителей степной республики. Скажите, что калмыки немного не язычники… Сразу за скульптурой — высокие ступени к храму и каскадный фонтан. По кругу — 17 маленьких золотых ротонд, в которых живут статуи учителей Будды.
До 90-х годов прошлого века в Калмыкии не было ни одного буддийского храма. Хурул был открыт в 2005 году. И сразу же стал центром всех буддистов Европы. В 2004 году Далай-Лама XIV посещал Элисту с пастырским визитом и благословил на строительство крупнейшего храма. Всего чуть больше года понадобилось на строительство первой очереди хурула. Потрясают сроки строительства. Сказано — сделано!
Итак, мы поднимаемся по высокой лестнице, разуваемся и попадаем в молельный зал. Невозможно описать ощущение при виде огромной одиннадцатиметровой золотой статуи Будды в центре зала. Потрясает и уже не отпускает до конца путешествия. 11 метров сверкающего золота. Съемка в храме запрещена…
Запах благовоний и мантрическая музыка настраивают на неспешный лад. Ковры ручной работы. Дорогие украшения храма. Богатство и красота.
Была суббота. То и дело в храм входили-выходили свадебные процессии. Люди молились, приносили подношения и пожертвования. Дети, молодожены, старики то и дело поднимались к ногам Будды. Шептали слова молитвы. И уходили, пятясь задом. К Будде нельзя поворачиваться спиной.
Нас, как представителей другой религии, попросили к алтарю не подходить. Но прочувствовать всю атмосферу пребывания в хуруле мы смогли в полной мере.
Скульптура Будды внутри наполнена свитками с тысячами молитв. Так требуют буддийские каноны. Иначе пустая скульптура превратит божество в идола… А вот молитвенные барабаны в Главном храме уже маленькие. Правильно — молись сам.
Поднялись на следующий этаж. Тут Будда казался выше и старше. Был величественен, но не подавлял. С балкона уже любовались умиротворенной жизнью храма. Здесь кабинеты тибетских медиков, астрологов, мастерские художников. И много стендов с фоторепортажами. Вот Далай-лама XIV освящает место будущего храма. А вот и известные гости-буддисты — Борис Гребенщиков (Борис Гребенщиков
Еще один молельный зал. Зал для медитаций. На пятом этаже — личные апартаменты Далай-Ламы XIV. Покои, кабинет, столовая, зал для встреч, комнаты для секретарей и помощников. В любое время дня и ночи здесь ждут его хозяина.
Выходили их храма другими. Обновленными. Тихими. Счастливыми. Не было уже того восторга, что сопутствовал первому впечатлению. Было приятие и принятие. Всей этой красоты и уважения к чужой культуре, к другой религии.
Напоследок, уже на улице, сделали несколько снимков. Не зря этот храм называют Золотым. В его крышу вмурованы золотые и серебряные украшения, драгоценности, оружие. В одну из ступ замуровали меч Чингисхана. Такие сокровища! Поистине Главный храм.
Уезжали одухотворенными. Довольными путешествием. Дорога домой показалась короче… Прикосновение к вечности, к мудрости, к совершенству… Неизгладимое впечатление от прекрасного путешествия. Это обязательно нужно увидеть!
Роман Солодов, Вспоминая Герцена, грех забывать, что он предсказал крах «нелепого социализма». Но Ленина это совершенно не...