Императрица показала пример всей стране, удивила Европу, вновь заставила восхвалять и возносить себя. 26 октября 1768 года царице сделали прививку, через неделю оспу привили ее 14-летнему сыну, наследнику Павлу. Чуть позже были привиты внуки императрицы Александр и Константин.
В ноябре депутаты Уложенной Комиссии, духовенство и высшие сановники собрались в Казанском соборе, где был издан Указ Сената о всеобщих молениях по случаю выздоровления государыни.
Щедро вознагражден был производивший прививку английский врач Димсдэль, ставший лейб-медиком, действительным статским советником, бароном.
Доктор Димсдэль, прибывший из Англии в 1768 году, чтобы привить Екатерине II оспу, через два года преподнес ей пару английских левреток. Императрица так полюбила этих маленьких комнатных собачек, что укладывала их в корзине на розовой атласной подушке рядом со своей кроватью.
Любимец — сэр Том Андерсон — всегда сопровождал хозяйку и долгие годы забавлял ее. Семейство быстро разрослось в громадное потомство. Царица, как особый дар раздавала щенят в самые аристократические дома своих друзей.
Героическим поступком Екатерины Великой восторгался Вольтер. На поздравления императрица отвечала, что она только исполнила свой долг, так как правитель должен радеть о своём народе.
Семилетний мальчик Макаров, которому предварительно привили оспу, чтобы затем произвести прививку Екатерине, получил дворянство и название Оспенного.
Мать ребенка из простой крестьянской семьи сначала воспротивилась отдать сына врачу, но вмешался отец, который с большой искренностью сказал, что раз надо для пользы государства, то мальчику будет сделана прививка.
Больной мальчик лежал в душном, зараженном воздухе и в жарко натопленной комнате: родители не открывали окно, думая, что этим убьют сына. Врачу пришлось прибегнуть к безотказному средству: он дал им рубль, и окно тут же было распахнуто настежь.
Макаров так понравился царице, что она оставила мальчика при себе и занималась его воспитанием. В дальнейшем род Макаровых стал занимать видное положение в России.
Роман Солодов, Вспоминая Герцена, грех забывать, что он предсказал крах «нелепого социализма». Но Ленина это совершенно не...