Кроме того, при работе незрячие активно используют специальные материалы: не просто мольберт, кисть, краски и лист бумаги, а целый набор различных приспособлений, куда входят и фольга, и пластилин, и шёлковая ткань, и цветные мелки, и восковые карандаши, и пенопласт, и целлофан, и тонкая резина.
Главная задача для человека, утратившего зрение, при создании картины или рисунка — обрести так называемую «точку отсчёта». Другими словами, научиться ориентироваться по холсту в процессе работы. Если для обычного человека достаточно одного взгляда, чтобы полностью охватить всё будущее полотно и оценить, какие дополнения необходимо сделать для приобретения им законченного вида, то для незрячего важно иметь ориентиры, позволяющие делать выводы о том, что за штрихи и элементы задуманной композиции уже выполнены, а что ещё нуждается в доработке.
Для этих целей используются всевозможные средства, делающие картины слепых художников рельефными не только за счёт самого изображения, но и благодаря применяемым материалам. Поэтому произведения художников, не имеющих зрения, легко узнать среди всех прочих: они больше похожи на качественные и высокохудожественные аппликации, чем на картины в привычном для нас смысле этого слова.
К примеру, одним из наиболее распространённых и широко известных является способ рисования цветным пластилином на листе картона. Пластилин в данном случае исполняет роль красок, которые наносятся на поверхность плотного картонного листа небольшими мазками, имитирующими мазки, наносимые с помощью кисти. Работы, выполненные таким образом, эффектно выглядят и легко воспринимаются условно здоровыми людьми, часто с опаской и недоверием относящимися к тому, что сделано руками инвалидов. Тем более к сделанному в той области, которая для незрячих, казалось бы, и вовсе должна быть закрыта по причине отсутствия зрения.
Другой метод заключается в нанесении изображения на ткань с помощью цветных карандашей. Тут проблема ориентирования художника по холсту решается несколько иначе: под слой ткани, на котором будет находиться картина, помещается тонкая пластилиновая подкладка. И уже на ней все штрихи карандаша отпечатываются достаточно отчётливо для того, чтобы слепой мастер смог их ощутить с помощью рук и понять, насколько успешно продвигается работа. Разница между первым и вторым методом заключается лишь в одном: в первой ситуации опорные линии рисунка получаются выпуклыми, а во второй, наоборот — вогнутыми. Впрочем, это никак не сказывается на качестве произведений или на их оригинальности.
Помимо этого, существуют и другие техники рисования. На выставках «Группы По» (группа незрячих художников — учеников
Доступность ориентирования по холсту здесь достигается благодаря подкладке из листовой резины или сложенного в несколько раз целлофана, помещённого лицевой стороной вниз. Линии, прочерченные карандашом или шариковой ручкой, фиксируются на подкладке, что и образовывает вспомогательный каркас рисунка, необходимый слепому художнику. Плюс этого способа заключается ещё и в том, что одновременно штрихи, сделанные карандашами или ручкой, закрашиваются в соответствующие цвета, а это, в свою очередь, придаёт изображению дополнительные яркость и живость.
Можно также упомянуть и техники рисования восковыми мелками по меловой бумаге, под которую подкладывается твёрдый и гладкий планшет. Незрячий художник в этом случае ориентируется по выпуклому следу, оставляемому восковым составом карандаша на гладкой поверхности полотна. Заслуживает внимания и метод нанесения изображения на лист плотного белого картона белым же восковым мелком. Затем этот лист опускается в цветные чернила и, естественно, окрашивается. Но только в тех местах, где нет линий, проведённых восковым мелком. Таким образом, на листе проявляется сделанный рисунок. Рисовать незрячие могут и на пластинах пенопласта. Опять-таки ручкой или карандашом, которые оставляют цветной и вместе с тем тактильно ощущаемый след.
Словом, природа не терпит пустоты и не допускает, чтобы кому-то досталось больше, чем всем остальным. Имея страстное желание и горячее стремление, обладая уверенностью в собственных силах и поддержкой окружающих, любой инвалид, даже если он незрячий, вполне способен добиться серьёзных результатов на поприще литературы, науки, искусства, политики, экономики
Статья, конечно, интересная и весьма познавательная. Но Ю. А. Нашивочников не единственный разработчик методики живописи для незрячих.
Есть, к примеру, ещё и такая современная технология, как трафаретная живопись, когда незрячий художник пишет картины не пластелином или мелками, а настоящими красками. И получается очень даже ничего, если верить зрячим критикам.
Кто не верит, может зайти на творческий сайт незрячего мастера Александра Романова - tvorets-ra..
0 Ответить