Упоминание об игре встречается в индийских Ведах, в Библии, сочинениях древних философов (Платона, Аристотеля). Интересно взглянуть на корни слова «игра» в древних языках.
У греков им назывались действия, свойственные детям (т.е. то, что называется «предаваться ребячеству»). У римлян смысл слова происходил от понятий радости, веселья, у евреев — от шутки, смеха. И санскрит обозначал игру как радость. А у древних германцев она связывалась с легким, плавным движением наподобие качания маятника, доставляющим удовольствие.
В XIX веке начала складываться теория игр. Первым ученым, занявшимся этим, был итальянец Д. Колонца, но честью первооткрывателя науки в этой области история удостоила не его, а немецкого исследователя К. Гросса. Опираясь на достижения упомянутого Д. Колонцы и Г. Спенсера, он создал теорию предупражнений.
Название говорит само за себя: игра рассматривается здесь как тренировка практических умений. Гросс считал: «Если развитие приспособлений для дальнейших жизненных задач составляет главную цель нашего детства, то выдающееся место в этой целесообразной связи явлений принадлежит игре, так что мы вполне можем сказать, употребляя несколько парадоксальную форму, что мы играем не потому, что мы бываем детьми, но нам именно для того и дано детство, чтобы мы могли играть».
З. Фрейд, которому принадлежит объяснение смысла игры через удовольствие-наслаждение, не стал классиком в разработке теории игр. А вот венский ученый К. Бюлер был удостоен этого титула, введя понятие функционального удовольствия.
Казалось бы, близкие подходы, ан нет. К. Бюлер упрекал З. Фрейда за то, что он не связывает это самое удовольствие-наслаждение с результатом («Всякая деятельность сама по себе приносит удовольствие, независимо от ее результата») и утверждал: «Функциональное удовольствие связано не с повторением как таковым, а с прогрессирующим в каждом повторении формированием и усовершенствованием движения».
Еще дальше пошел Ф. Бойтендайк (1933). Воспользовавшись психоанализом все того же З. Фрейда, он отделил упражнение от игры (когда ребенок учится ходить — это совсем не то, когда ребенок играет в ходьбу). По его концепции игра есть выражение жизни влечений в специфических условиях, поскольку:
1. Игра — это всегда игра с чем-нибудь.
2. В основе игры лежат не отдельные инстинкты, а более общие влечения:
— к освобождению (снятие исходящих от среды препятствий, сковывающих свободу);
— к слиянию, общности с окружающим;
— к повторению.
В ряду имен, причастных к разработке общей теории игр, никак нельзя обойти швейцарца Ж. Пиаже, который рассматривал игру как естественную по своей природе, присущую ребенку активность, в рамках которой происходит познание мира. Он считал, что развитие игры происходит спонтанно, в соответствии с интеллектуальным созреванием, по мере которого содержание ее все более приближается к адекватному отражению реальности.
Именно благодаря достижениям Жана Пиаже в мире усилился интерес к использованию игр в психологической и психотерапевтической практике. Что же до Э. Берна, то его «Игры, в которые играют люди» — совсем иной психологический сюжет.
А что же наши отечественные умы? Как они относились к игре? Г. В. Плеханов как истый материалист указал на возникновение ее из труда. В советской психологии базовой позицией было, понятное дело, признание социальной природы игр (Е.Аркин, Л. Выготский, А. Леонтьев).
Д. Эльконин, наш теоретик-классик в области психологии игры, определил ее как деятельность, в которой складывается и совершенствуется управление поведением. В этой связи он обращал внимание на роль игры в развитии мотивации, умственных действий, преодоления «познавательного эгоцентризма»
Игра продолжает привлекать внимание ученых, как в теоретической, так и в прикладной сфере. Ее проблематику изучают современные историки культуры, психологи, социологи, этнографы, педагоги, искусствоведы, экономисты, математики…
Но вот что забавно: в словарях наших это понятие трактуется так по-разному! К примеру, в Словаре русского языка прочтем, что «игра — тот или иной способ, каким развлекаются, как комплект предметов для игры». В Педагогической энциклопедии она определяется как «вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними и направленный на ориентировку и познание предметной и социальной действительности».
В Педагогическом словаре слово «игра» отсутствует (есть только «игры детские»), а в Психологическом значится: «Игра — форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий».
Какое из этих определений ближе к тому, что вы сформулировали сами?
Похоже, интересует не только ученых, но почему так требовательно к автору?
(с удовольствием когда-то прочитала еще "Homo ludens"), а вообще много пишется на тему интересного. За наводку на Пиаже спасибо.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Я к нему, к Пиаже то есть, очень уважительно отношусь. А тут, прикинь, мастер-класс с мужем давали в МГППУ, и оказывается в именной аудитории - Пиаже
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Прочитал заголовок и подумал: ну, неужели, кто- то знает, что такое игра?
Выяснилось- нет. Мне показалось, что автор решила поиграть с читателем
в игру "мозговой штурм",на тему: определение понятия "игры".
Поэтому и статья строится так: " греки сказали, римляне сказали, Фрейд сказал...,- а что думаете вы?
Наверное, со студентами, так можно играть, когда стоит цель подтолкнуть аудиторию к познанию предмета.
Для более серьезных комментариев, нужна позиция автора. А ее нет.
Ну, что спорить с Фрейдом, Плехановым, Выготским или Берном?- Они сказали свои слова, причем, в системе понятий той науки,которой занимались.
За определением понятия "игры", встает столько неясных моментов, что вряд ли читатели "Школы Жизни" рискнут ввязаться в дискуссию на эту тему.
Игра= это вид деятельности? Игра - это форма деятельности? Игра- это жизнь или имитация жизни?
Игра-соревнование кого с кем или с чем? Прыжок со скалы в море, с кишащими в нем акулами и прыжок спортсмена, с вышки в бассейне,- это одно и тоже? , "Русская рулетка" - это игра? и т.д.
Пока автор не задаст планку уровня разговора, не знешь, как комментировать.
Хотя автору, может быть, достаточно и такого коментария : "Как Интересно, никогда раньше не задумывался..."
В любом случае, спасибо.
0 Ответить
Василий, статья обзорная. У меня есть собственное мнение по поводу того, что есть игра, не в философском, а ближе к технологическому плану. Заявлять его в этой статье сочла неуместным. Надо будет еще продолжить обзор в части современных взглядов. Здесь - о началах формирования теории игр, весьма бегло. Поэтому название состоит из двух фраз, вторая: "Ученых это давно интересует..."
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Пока автор не задаст планку уровня разговора...,
Василий! Вы че - на ученом совете или в ВАКе????
0 Ответить
"Василий! Вы че - на ученом совете или в ВАКе????"Юрий, спасибо, что напомнили... Я люблю "Школу жизни" именно за то, что
время от времени, меня, полного дилетанта, умные люди знакомят с какими-то проблемами, которые их волнуют...Прелесть, предлагаемых рефератов, именно в том, что очень часто дилетантов, уж не знаю по какой причине, посещает какая-то тема, и они, на весь мир, рассказывают нам про свое открытие. Тем более, что если соблюдать определенные правила написания любой научной или научно-популярной статьи, то получается совсем неплохо.
Схема изложения материала следующая. Извините, это не поучение, это просто общепринятые нормы, позволяющие вступать в общение.
1. Меня посетила проблема.
2. Я иду в библиотеку, и смотрю, кто и что до меня на эту тему уже думал?
3. Ищу противоречия у других исследователей, т.е. провожу мыслительный эксперимент.
4. И на основе, своего мыслительного эксперимента, формулирую и излагаю миру свою точку зрения.
В этих моих действиях, проявляется уважение к себе и к читателю.
В предложенной нам статье, автор провела большую подготовительную работу... И мне непонятна цель приглашения меня к разговору.
Или меня просят подкинуть, какой-то материал, который автор не знает, или вступить в дискуссию по поводу, что думает Берн или?.. Вот этой заключительной части не хватает.
Вчера был на свадьбе, где среди гостей, присутствовали три пятилетние девочки, наряженные, как маленькие невесты. Я наслаждался их жизнью- игрой на свадьбе... Может быть, про это автору хотелось бы развернуть дискуссию?
Есть философские научные размышления и есть практика. Она такая или такая...
Игра- это настолько огромное понятие- это параллельный с нами мир, который нас сопровождает от рождения до смерти. Мы входим и выходим из него, не всегда даже осознавая это.
Так, про что говорим?
Спасибо за замечания.
0 Ответить
Прелесть, предлагаемых рефератов, именно в том, что очень часто дилетантов, уж не знаю по какой причине, посещает какая-то тема, и они, на весь мир, рассказывают нам про свое открытие.
Извините, но в каком смысле Вы употребили слово ПРЕЛЕСТЬ? Ведь этимологически это почти тоже, что обман... или введение в заблуждение.
Таки я уверен, что многие, вольно или невольно, но именно для этого и пишут.
И по поводу дилетантов... У меня один грамотный физик-профессионал занимается, который еще и ... дилетант-политолог, те. не профессионал, а любитель. Но разбирается он в политике получше штатных .....
Он мне постоянно приносит всякие сомнительные газеты и журналы почитать и говорит, что в них можно найти очень интересные публикации, которые в специальном научном журнале никогда не опубликуют, тк. или их автор формальности соблюдать не хочет, или не имеет официального научного руководителя-кровососа, или то, о чем он говорит, идет в разрез с официально принятым.
Слава Богу, что сейчас за такие публикации на костер не отправляют....
мне непонятна цель приглашения меня к разговору.
Да... проблема. В общем-то неплохо было бы, что бы цель статьи обозначалась в подзаглавии, и ее содержание отвечало цели.
Игра- это настолько огромное понятие-
Да бросте... Ленин говорил, что шахматы как серьезное занятие - всего лишь игра, но для игры это слишком серьезное занятие. Потому и занялся переустройством мира практически. А многие практически делать ничего не могут, вот и играются... И статьи для этого же пишут.
0 Ответить
В словарях нет такого значения слова "прелесть", в котором его понимаете Вы, Юрий. Оно встречается лишь в церковных текстах, а Вы опять цепляетесь к словам не по делу.
0 Ответить
нет такого значения слова "прелесть", в котором его понимаете Вы,
Словарь Ушакова
ПРЕЛЕСТЬ
ПРЕЛЕСТЬ, прелести, ж. (первонач. обман, обольщение).
Вы опять цепляетесь к словам не по делу.
Не я первый сказал, что почти все проблемы у людей от неправильного понмания слов. Причем некоторые специально говорят так. чтобы их не поняли или поняли наоборот. Это и есть обман или прелесть.
Разврат, спорт, пьянство и наркотики то же с помощью прельщения распространяют... А Вы говорите, что не по делу.
0 Ответить
Я дала ссылку на современные словари, Вы бы еще Даля показали.
Так это Ваша проблема - что Вы понимаете обычные слова, как Вам хочется.
0 Ответить
Я дала ссылку на современные словари, Вы бы еще Даля показали.
Словарь Даля - это словарь РУССКОГО языка. Словарь Ушакова и Ожегова тоже словари РУССКОГО языка. А современные - это, скорее, словари синтетического российского языка.
Но проблема изменения смысла слов на противоположный характерна не только для русских. Те же слова спорт и фитнес возьмите. А за изменением смысла слов начинается изменение оценки явлений. К примеру, англикане гомосексуализм уже грехом не считают....
Кстати - многие негативные явления напрямую связаны именно со старением населения.
0 Ответить
Да что Вы, право, Юрий! При чем здесь гомосексуализм? Давайте лучше про игру
Оценка статьи: 5
0 Ответить
При чем здесь гомосексуализм? Давайте лучше про игру
Как причем? Это то же игра или имация, просто она имеет извращенную форму. Игры в любовь разные бывают, в тч. и гомосексуальные, мазохистские, ... Кстати - слово спорт означает и несерьезные любовные связи, те. игру в любовь, а не любовь ради сохранения и продления рода.
0 Ответить
Игра- это настолько огромное понятие- это параллельный с нами мир, который нас сопровождает от рождения до смерти. Мы входим и выходим из него, не всегда даже осознавая это.
И Вы хотите, чтобы в короткой статье это "огромное понятие", по Вашим же словам, было раскрыто полностью?
Боже меня упаси просить "подкидывать какой-то материал". Доводилось преподавать игротехнику, так что к дилетантам себя в этой области не отношу, впрочем, как и к ведущим авторитетам, но ответственно заявляю, что тему знаю.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Хороший экскурс в историю игр. Меня смущает только, что и подходы к играм разные, с самого начала не задана точка отсчета: о каких именно играх мы говорим. Футбол тоже игра. Однако, определение этой игры будет сильно отличаться от определения игры, данное в свое время Эриком Берном. Рассматривается ли "игра", как специально организованная деятельность либо как часть человеческих отношений? Это разные вещи. http://susvet.info/
0 Ответить
Спасибо, коллега. Относительно Эрика Берна специально оговорила, что это совсем другая тема. Вообще тема настолько обширна, что рассмотрение ее надо было с чего-то начинать. Поэтому решила начать со штрих-пунктира формирования начал теории игр. До современности не дошла. В перспективе будет
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Что такое игра? Ученых это давно интересует...
Что ученые? Пока фрейды себе и другим головы ломают, многие игру прировняли к жизни! И мало того, что такие получают огромное удовольствие от того, что играют, так они еще и большие деньги получают за то, что другие смотрят, как они играют! Теже спортсмены, артисты, политики...
Таки и это не все - появились и такие химеры, которые свою жизнь посвящают созерцанию, изучению и описанию того, как другие играют. И им это тоже доставляет и удовольствие, и славу, и деньги....
Играют игроки....А че сами-то не сказали, что для вас игра???
От себя же скажу, что игра - это имитация какой-либо деятельности. И все! Ее цели, формы и тп. - это другой вопрос.
Но еще раз скажу, что для массы людей игра, те имиация, стала образом жизни и источником сужествования. Те. игра из средства превратиласи в самоцель и средство достижения других целей, те. в спорт.
0 Ответить
Юрий, спасибо. Но все-таки не только имитация. Знаете ли, это начинается с И (интереса), идет к Р ( риск проявиться) для получения Р (результата, за который не получишь по кумполу, как в реалиях жизни). Я тренер тертый... Потому и сделала статью от науки... Потому и не запечатлела своего мнения
Оценка статьи: 5
0 Ответить
не только имитация.
Таки насочинять можно много чего. Вы "Оду спорту" не читали? Сплошное словоблудие, те. игра слов.... А есть любовные игра и игра природы, в результате которой появляются биологические химеры. Которые потом играют в футбол, в войну и прочие имитации реальной деятельности.
Потому и сделала статью от науки...
Свободной от науки или ???? Поиграть решили????
0 Ответить
Согласна, насочинять можно много чего. Оду спорту не читала - это на ШЖ?
Свободной от науки или ???? Поиграть решили????
Не очень поняла. Поясните, плз
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Оду спорту не читала - это на ШЖ?
Это один французский барон лет сто назад сочинил... Таки сейчас все про спорт из той оды и ыитируют.
Не очень поняла
Вы пишите, что сделали статью от науки.... и ставите многоточие, а я спрашиваю, от науки что - свободной, те. хотите поиграть в обсуждение. Ведь игра - это имитация, и всегда можно сказать, что все это несерьезно.
0 Ответить
Юрий, игра в моем понимание не имитация. Это реальная деятельность в условных обстоятельствах.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Это реальная деятельность в условных обстоятельствах.
Игры бывают и виртуальными... но Вы попробуйте проанализировать и поймете, что это если и деятельность, то в основе своей имитационная. Что в любви, что в футболе, что в шахматах.
0 Ответить
Не, действия-то реальные по любому. Виртуальные - условные, вымышленные. Даже в компьютерных забавах игрок принимает роль и проживает ее. И футболист не имитирует удар по мячу, а бьет.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Валюша, добиться признания у В. Е. Б. дорого стоит!
С пятеркой...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Какое из этих определений ближе к тому, что вы сформулировали сами?
Игра-------[חרה]
1. החרה //ихра – «состязание, соперничество». В современном иврите – «התחרות /итхарут».
2. הגרה /hagara – “пролитие”.
В древней Греции была популярна игра «коттаб»:
Коттаб (др.-греч. κοτταβος) — название популярной в Древней Греции в V—IV вв. до н. э. игры — соревнования на меткость, которой развлекались древнегреческие мужчины на симпосиях. Игра возникла в греческих колониях на Сицилии и вышла из моды в IV в. до н. э.
Играющие в коттаб пытались лёжа попасть остатками вина из своих бокалов в цель — металлическую чашу (коттабейон). Вино должно было лететь по наиболее крутой траектории, не проливаться мимо цели и при попадании в неё издавать отчётливый звук.
Упражнение в меткости усложнялось, когда на коттабейоне устанавливалась маленькая человеческая фигурка («манес»). Капли вина должны были попасть в голову фигурки и с шумом отрикошетить в чашу. Удача в коттабе обеспечивала удачу в любви. Коттаб описан у Эсхила, Софокла, Эврипида, Аристофана и Антифана, которые и сами с удовольствием играли в эту игру. Изображения мужчин, играющих в коттаб, встречаются в древнегреческой вазописи.
3. הגרלה /hagrala – “жеребьёвка, розыгрыш”.
Ещё раз повторю о Коттабе, так как этимология этого слова и этого действа имеет непосредственное отношение к ИГРЕ, как к естественному свойству человека:
читать дальше →
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Дорогой Влад имир Евгеньевич, знаю, что задолжала по ответу в переписке. Непременно отвечу. Пока - только пасиб за коммент, перечитаю, по новой осмыслю. Сейчас не могу
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Не медлите, а то модеры, используя Ваше Имя, грозят меня забанить.
А вот, когда забанят, тогда уже поздно будет
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Владимир Евгеньевич, Вы запамятовали, имя Валентины попытались использовать Вы, а я предупредила Вас о ВСЕХ ветках: свои изыскания проводите в своем блоге.
0 Ответить
Вообще, тема очень(!!!) интересная. Только за неё автору надо поставить высокую оценку.Никогда не задумывалась,что дать понятие слову "игра" так сложно...Это что-то на равное с понятиям слов "счастье" и "любовь".
Фактов очень много, видна большая работа. Но довольно сложно разобраться со всем этим обилием информации.
0 Ответить
Алена, спасибо. Сложное в простом - это то и дело встречается Статья - удобная форма. Прочитал разок - как окунулся. Что-то потом понял - вернулся. Сколько нужно заходов, столько и можно. Хорошо, да?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Валентина, очень интересная статья. Хотя казалось бы речь идет о самом обычном явлении. 5!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Оль, хочу сказать спасибо за внимание к моим статьям, - очень греет, знаешь ли... Когда я студентов спрашивала, что такое игра, они, как правило, хихикали. Когда говорила: "Сыграем?", поначалу чуточку стеснялись. Зато потом... дрались за места в первых рядах аудитории. А однажды после занятия пришли другие "стударики" и требовали объяснить, что тут происходило. Сказали, что никогда не видели, чтобы студенты выходили из аудитории в таком состоянии... А они на самом деле и не расходились, у крылечка стояли и обсуждали игру, то одну, то другую... У меня душа пела, когда видела их...
Оценка статьи: 5
0 Ответить