Да, абсолютный факт, что биохимический состав пищи, скорее всего, изменился и изменился резко за последнее столетие. Оскудела почва, часто протравливаемая химикатами (говорят уже о скрытом голоде растений!), животных прикармливают гормонами и антибиотиками, все продукты напичканы красителями, вкусовыми добавками, консервантами. В овощах и фруктах снизилось количество микроэлементов, в продуктах животного происхождения возможны всяческие неожиданности.
Эту-то проблему якобы призваны решить витамины, БАДы (с очень неясными последствиями) и прочая. Сами мы тоже избирательнее начинаем относиться к потребляемой пище, читаем литературу, с успехом колдуем на кухне, на даче уже не истребляем сорняки под корень (как класс, так сказать), лопаем витаминные комплексы. Мы старательно пытаемся компенсировать дефицит йода, магния, кальция, железа и всего остального, что нам совершенно необходимо для обмена веществ. И правильно делаем.
Скрытый голод — причина не только охватившей весь западный мир эпидемии ожирения, но и других, очень серьезных заболеваний. Очень давно люди поняли, к чему приводил недостаток витамина С — цинге, разными способами, в зависимости от местонахождения, избавлялись от нее. Сейчас всем известно, какую страшную роль может сыграть дефицит йода, например, а особенно — в детстве.
Но мне нигде не удалось встретить размышления психологов о скрытом эмоциональной голоде. То есть о потребности человека в получении полноценных эмоций, связанных с подлинными, а не мнимыми переживаниями. Казалось бы, у человека все есть: белки, жиры, углеводы (дом, квартира, машина, семья), ан нет! — какие-то кризисы, недовольства, чувство неудовлетворенности. С одной стороны — «сыт Пахомушка по горло», а с другой — «мне что-то грустно, на сердце туман». И речь ведь часто идет о вполне благополучных людях, с замечательным детством, сытым отрочеством и обеспеченной родителями юностью. Ну, и, конечно, состоявшейся, даже состоятельной зрелостью. Не знают эти люди, что такое недоедание, борьба за существование, неведомы им такие понятия как нереализованность, тем более — «недолюбленность» (а, может, кто-то не сознает, что он в жизни просто не дострадал?).
Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог.
(Лермонтов).
Понятие «духовного голода» уже вошло в лексикон культурологов, богословов
А к чему приводит дефицит, скажем, нежности, кто знает? Особенно, если, казалось бы, в семье все в порядке? А ведь психологи вычислили даже, сколько раз нужно обнимать своего ребенка: представьте, 8 объятий в день, не считая утренне-вечерних, иначе возможны проблемы в будущем. А сколько раз в день нужно обнимать мужа, жену, маму — кто б подсказал?
А просто утраченная патриархальность и многодетность в семье — сохранилась ли в ней потребность? А глубокое и непосредствнное религиозное чувство — неужели за сотню лет эта свойственная всем нашим предкам форма духовной жизни полностью испарилась? («Стыдно мне, что я в Бога не верил. Горько мне, что не верю теперь» — Есенин). А ведь это фундаментальные эмоциональные пласты, которые составляли основу бытия на протяжении тысячелетий.
Трудно в наш динамичный век сохранять способность к выражению и сильных, требующих многих душевных сил, чувств и страстей. А потребность, скрытая, дремлющая, никуда, видимо, не делась.
Мало мне воздуха, мало мне хлеба,
Льды, как сорочку, сорвать бы мне с плеч,
В горло вобрать бы лучистое небо,
Между двумя океанами лечь,
Под ноги лечь у тебя на дороге
Звездной песчинкою в звездный песок,
Чтоб над тобою крылатые боги
Перелетали с цветка на цветок.
(Арсений Тарковский.)
Я согласна с Любой Мельник, во все времена людей мучают одни и те же проблемы, просто людям свойственно идеализировать прошлое. Если о каких-то проблемах не говорили, то вовсе не означает, что этих проблем не было. Просто слов и понятий таких не существовало как "самореализация", "эмоциональный голод" и т.п. Человек чувствовал, что ему худо, а почему худо -- не знал. И пил горькую. Сейчас наше положение намного лучше, мы имеем возможность разобраться в причинах своих страданий и избавиться от них.
1 Ответить
Анастасия Ивина, предмета спора нет. И так, и этак. И остаются вечные проблемы, и прибавляются новые, как они могут не прибавляться, когда общество и мир очевидно меняются? Строго говоря, у нас уже совершенно новая технотронная цивилизация, не имеющая аналогов в прошлом, разве не так?
Не уверена только в том, что, как Вы говорите, "наше положение намного лучше" - это спорно.
Вот горькую пили и пьют, сие правда.
С праздниками!
Извините за задержку с ответом, меня не было в стране.
0 Ответить
Галя, отлично изложено!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Да-да, не хлебом единым!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Если честно - реально мне хотелось бы жить не в современном мире, а чтобы автомобили были примерно как в 30-е годы, неторопливые полуоткрытые уютно позванивающие трамвайчики, поезда с элегантыми локомотивами и вагонами с отделкой деревом и медью, чтоб никаких супермаркетов, а только маленькие уютные лавочки с приветливыми продавцами, чтоб часы и патефон чинил знакомый седуосый мастер, а ботинки - башмачник, который ставил набойки ещё твоему отцу, когда тот ходил в школу. Чтоб вечерняя газета всегда у одного газетчика, выйти на центральную площадь, присесть у фонтана и обсудить новости, в субботу выпить кружку пива на углу главной улицы, с утра едешь на работу на велосипеде, а дворники окатывают из шланга брусчатую мостовую и перебрасываются с тобой добродушными шутками.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
А Вы думаете, Вы - один такой?
просто так красиво не все могут сформулировать.
0 Ответить
Но мне нигде не удалось встретить размышления психологов о скрытом эмоциональной голоде. - опечатка.
«Стыдно мне, что я в Бога не верил. Горько мне, что не верю теперь» – Есенин - ошибка, уже ставшая классической. Не Есенин, а Малинин (которому "так нравится"). У Есенина:
Стыдно мне, что я в бога верил.
Горько мне, что не верю теперь.
О статье же - хе, занятно. Общее настроение вот в этой фразе выражено:
Казалось бы, у человека все есть: белки, жиры, углеводы (дом, квартира, машина, семья), ан нет! – какие-то кризисы, недовольства, чувство неудовлетворенности.
Обобщения делаются - не на фактах, а на смутных ощущениях и допущениях (не - так есть, а - так должно быть) построенные. Если вспомнить же стенания тех, кто жил сто лет назад, - увидим то же самое. Про траву, солнце - и дефицит душевности, нежности, чистоты чувств вообще и религ. чувства в частности.
0 Ответить
(которому "так нравится") !
Оценка статьи: 5
0 Ответить
То, что Вы называете "стенаниями" - для кого-то - реальные страдания.
теперь о "фактах".
Изменение биохимического сотава пищи за последнее столетие в результате интенсивной химизации сельского хозяйства - с Вашей точки зрения - не факт?
Зафиксированные многочисленные кризисы самых разных возрастов - это не факт?
Многие люди в наше время не ведают, что такое борьба за существование - это не факт?
ТО, что ребенка нужно обнимать - это не факт?
Острейший демографический кризис, который в том числе объясняется и изменением системы нравственных ценностей, - это не факт?
Кстати, представление о том, что обощения строятся только на "фактах" - ну да, вернемся в 17-18 век. К примитивному рационализму. Даже Декарт был сложнее, не говоря уже вообще о картезианстве.
100 лет назад стенания про дефицит духовности были свойственны узкому слою интеллигенции. А сегодня они распространились на все общество, и в этом - принципиальное отличие ситуации.
Интерпретация Малинина не случайна, кто же в наше время когда-то верил в Бога, а потом разуверился?
0 Ответить
Как стенания я обозначила жанр статьи. Вспоминается тут кстати статья о том, как правильно стонать за ужасную экологию.
Изменения биохимического состава за последнее столетие - на каком основании вы делаете заключение об изменениях? Сто лет назад велись исследования, оставившие после себя сведения, которые можно сравнивать с итогами современных исследований?
Химизация, без которой была немыслима "зеленая революция", миллионам людей просто-напросто дала пищу. Они должны были умереть с голоду - и не умерли.
Кризисы возрастов - да, конечно. Так если и сто, и тысячу лет люди до определенного возраста доживали - с тем же успехом кризис переживали. Может, без диагноза.
Многие люди в наше время БОРЮТСЯ за существование. И обнимают при этом своих детей, и лелеют как могут.
Надо было бы определиться, на каком материале строится статья. Либо исследуется ситуация в Москве, либо в России, либо в пределах 1/6 суши, либо для европейской цивилизации, либо для планеты в целом. Надо определиться, чтоб хотя бы самой себе ответить на этот вопрос: "кто же в наше время когда-то верил в Бога, а потом разуверился".
0 Ответить
ТО, что за последнее столетие изменился биохимический состав почвы - известно даже школьнику. Я сама не делаю никаких выводов. Тут же Вы сами пишете про химизацию, противореча самой себе. Соглашаясь с фактом химизации, Вы признаете то самое изменение состава почвы.
Речь идет о тех побочных негативных последствиях, к кторым приводит это неизбежное явление. Во всех наиболее развитых странах получает развитие производство экологически чистых продуктов, по возможности, конечно. Без химизации, механизации и прочего человечество не обошлось бы. Сегодня во всем мире идет спор о генетически модифицированных продуктах - еще одно новое явление. Посмотрим, к чему все это приведет.
Может быть, конечно, и тысячу лет назад люди переживали возрастные кризисы, однако, как об общественном явлении об этом заговорили только в 20 веке.
Под борьбой за существование принято понимать борьбу за выживание в физическом смысле этого слова. В странах так называемого Третьего мира, действительно, существует голод. В развитых странах этого нет. Борьба за существование - это не просто стремление побольше заработать, это научное понятие, которому более 100 лет.
Конечно, многие обнимают своих детей. но, к сожалению, не все. Тоже факт.
Почему я должна определяться - речь идет об общечеловеческих тенденциях, о которых уже было многократно сказано. Ни для кого это не в новинку. На эту тему существует обширная библиография - от сухих научных исследований до публицистики и художественной литературы.
и по поводу цитаты. Естественно, что поколения, которым сейчас больше 20 лет, воспитывались, в основном, вне влияния церкви. Стремление к "всеобщей воцерковленности" появилось только в начале 90-ых (речь идет о России).
0 Ответить
Как хорошо, что потребность в духовной пище, Скрытый голод заставляет думать и искать...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
а еще какой дефицит бывает?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Внимания, например.
Если Вы о пище - то материалов найдете в книгах и интернете достаточно. Есть худо-бедно известные вещи - кальций - кости, калий - сердце, железо - кровь и т.д. Есть менее известные - селен какой-нибудь. Что-то могут и придумать, что-то еще остается неизвестным.
Если Вы, так сказать, о душе, то тоже не оригинально. Понимания. Самореализация. Надежды. Отклика. Еще раз нежности - потому что разучились.
0 Ответить
Отзывчивости не хватает... думаем о себе.
Со-переживание, со-страдание возвели в ранг ущербности... "мать Тереза" - диагноз.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Отзывчивости не хватает... думаем о себе.
Совершенно верно. Хотя лично мне "матьТереза" никто не сказал. Но я 1,5 года выпускаю свой проект - областную социальную газету "Сочувствие". У газеты отличный рейтинг - многие люди нуждаются в сочувствии и очень жаль, когда газета - это единственное, что может им помочь укрепить веру в себя, веру в людей.
0 Ответить
Света, ну мы же что-то часто делаем вне расчета на благодарность человечества или потомков ....Не надо ни спасибо, ни матери Терезы. Переживем, пожалуй.
Но бывают и неожиданности (в плане "признания заслуг", но редко), а так - значит, своя потребность.
Кто-то из древних сказал: "Достаточно нам и немногих, достаточно нам и одного, достаточно нам и ни одного".
Сильные духом ребята были. Мне вот часто недостаточно . Хочется иногда слов приятственных.
0 Ответить
Да и мать Тереза не за спасибо старалась. В общем-то, получается, каждый на себя работает... И древним - как знать, что им было достаточно? Одно дело - сказать, другое дело - выдать вот такой афоризм. Древние - они ж не люди, они давно на афоризмы разобраны.
0 Ответить
Люба, что там с древними - действительно, трудно разобраться. Но "наши люди" так не скажут.
ЗЫ. Нас на другие афоризмы разберут.....
ЗЫЗЫ. Насчет каждый на себя - чисто онтологические дебри. Можно, конечно, о сущем, ....Но у вас сайт - о насущном, тоже тема. .
Все равно взыскуем. И будем.
0 Ответить
Вообще-то думать о себе - не преступление. Для тех, кто умеет.
Знаете, что заметила (к вопросу о диагнозах): на самом деле, наверняка, люди многое понимают. И когда говорят о ком-то с издевкой: "Святая женщина", "Высокие отношения" - то как раз за этой издевочкой они скрывают то, чего сами в жизни не добрали. Не было у них этого, может, и не будет, вот и изгаляются...
0 Ответить
Думать о себе просто необходимо, но "минимально самодостаточно"... (какую-то фразу сочинил )
Думать о детях и близких - просто обязанность... хорошая обязанность.
Думать о других и помогать им - самое трудное, самое сложное и потому можно "не делать", сославшись на что угодно...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Я ведь не знаю, насколько необходимо "думать о других", и кто эти "другие", и в какой мере при этом мы не думаем о себе в том числе. Правда, не знаю - ни как нужно, ни как правильно..
на самом деле - очень серьезная тема, я не о том, как философы трактуют, она и по жизни очень сложная.
0 Ответить
Знаете!... Ваша душа и сердце всегда подскажет... а злость и обида - помешает!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
тогда - да, верно.
Сам себя не обманешь. Вернее, обманешь, конечно, но ненадолго.
0 Ответить
Вот и мне чего-то всё время в жизни не хватает...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Да большинству людей чего-то не хватает, наверное.
правда, в период кризисов (в т.ч. финансовых) человек ненадолго освобождается от лишних мыслей. Лишь бы в клюве домой что-нибудь принести.
0 Ответить
А ещё они хотят изменить мир. Как Алекс Роу, Химэмия Акио или Икари Гендо.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Алекс Роу, Химэмия Акио или Икари Гендо - к своему стыду, не знаю. Это герои Ваших аниме?
Потребность в изменении мира и спасении человечества - да, встречается.
0 Ответить
Алекс Роу - Александр Роу?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Там ещё были персонажи по имени Нестор и Дуня, также серп с молотом мелькал в одном кадре, а экипаж "Сильваны" носил форму вточь как у немецких подводников 2-й Мировой. Да ещё государство с вечной зимой, населённое суровыми бородатыми людьми в меховых шапках и с винтовками. Да и вообще были одеты как казаки Ермака. Опять же пусковые площадки для ракет там были повсюду - тоже ассоциации знакомые, правда, вместо ядерных боеголовок в ракетах тех были люди, по нескольку сотен в каждой... А у любимой сестры Акио была любимая зверушка Чу-Чу - просто близнец Чебурашки. А у Чу-Чу - дружок, напоминающий крокодильчика. Если я буду всё это перечислять, в ветке не останется места для других комментов.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Денис, а где это "там"? Я не такая продвинутая.
ЗЫ. Боюсь, что место придется оставлять. Судя по всему.
0 Ответить
Last Exile, студия Gonzo Digimation, 2005 год, режиссёр Коити Тигира, главный художник Махиро Маэда. Внешность персонажей и необычный дизайн технических средств разрабатывал Рэндзи Мурата. Кста, Мурата и Маэда как-то приезжали в Москву. А ещё у мня есть артбук Мурата, иллюстрации в котором выполнены в винтажном стиле. Мурата получает основной доход от создания одежды и аксессуаров в стиле винтаж, коллекционирует технические артефакты - старые часы, фотокамеры, навигационные приборы, оптику. За год до выхода Last Exile Мурата уже работал на студии Gonzo над сериалом Submarine №6, большая часть действия которого происходит под водой, поскольку Земля затоплена в результате экологической катастрофы. И основные события разворачиваются на борту огромной подлодки, которая в деталях повторяет российский атомный крейсер класса "Тайфун".
Что ещё? В "Замке Калиостро" Дзигэн вооружён советским противотанковым ружьём. Агент Хираги Наджика пользуется пистолетом Стечкина, обезвреживает советский орбитальный лазер, взрывает ангар, где некий миллиардер и международный террорист держит коллекцию советских военных самолётов. А происходит всё на территории Армении.
Жертвами пары профессиональных убийц Мирей Буке и Йумуры Кирики пало несколько русских, среди которых были профессионалы хоть куда. Впоследствии образ этой парочки позаимствовал популярный дуэт "ТаТу".
В "Там, за облаками - место, где мы обещали встретиться" история пошла по иному пути, остров Хоккайдо был аннексирован Советским Союзом и переименован в Эдзо, остальная часть Японии управлялась проамериканским правительством. На Эдзо советские военные воздвигли гигантскую башню, уходящую прямо в облака, в хорошую погоду её было видно даже в Токио. В финальных эпизодах группа боевиков радикальной организации "Ульта" пытается пересечь пролив, с борта преградившего им путь катера орут в "матюгальник" по-русски, ещё показана сцена, в которой Ту-122 сбивает американский YF-23.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
А вот такого добра счас на Горбушке навалом, большой ассортимент, есть и в английской, и в немецкой форме. У мня были две в немецкой, причём с кошачьими ушами и хвостами.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Денис, как-то так получилось в жизни, что я оказалась некомпетентна в вопросах аниме. . Знаю, конечно, какое распространение аниме получило по всему миру. наверное, не зря. (хотя некоторые сюжетные линии, которые Вы упоминаете, - наверное, не самые удачные? но жанр диктует).
Надо посмотреть, пожалуй.
0 Ответить
Почему - неудачные? В "Стальном Алхимике", очень популярном сериале, вступительная песня на русском языке - японцы специально пригласили нашу исполнительницу. Это в оригинальном издании так. Или вот было аниме 1977 года, посвящённое автогонкам - там была советская команда Формулы 1, что отражало реальные события тогдашнего автоспорта, только у японцев советский гонщик победил на этапе.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Денис, можно, я попробую разобраться с этим явлением, но чуть позже, ладно?
0 Ответить