В наше время аналогию можно продолжить. Икра — это нечто обособленное от других видов пищи, нечто элитарное, то, что стало символом преуспеяния.
Как вы помните из кинофильма, на столе у Ивана Васильевича при всем изобилии царского пира было только три вида икры: черная, красная и заморская баклажанная.
И, несмотря на то, что черную икру полюбляли еще князья Киевской Руси, до девятнадцатого века она была скорее простонародным лакомством, чем деликатесом. Потребляли, естественно, согласно табели о рангах: икру самого низшего сорта — ястычную — ели простолюдины, паюсную ели все, а вот осетровая зернистая считалась роскошью издавна.
Красной же икры не было в российском обиходе едва ли не вплоть до ХХ века. Так что вряд ли ее подавали вместе с «заморской, баклажанной». Скорее, ел ее совсем уж бедный люд. Ну, а прочую икру вообще за деликатес не считали.
Сейчас же черная икра настолько ценится, что при расфасовке ее вес измеряют подобно золоту — в унциях. И продают стеклянные баночки с 1, 2 или 4 унциями икры, или в переводе в граммы: 28,4 г, 56,8 г и 113 г.
Вы обращали внимание, что баночки с икрой бывают разного цвета? В банки с синей крышкой упаковывают белужью икру. Севрюжью — в банки с красной крышкой. Икру осетра — с охристо-желтой. Все банки маркируют выпуклыми цифрами (если цифры вогнутые — перед вами подделка). Обычно указывают дату изготовления — декаду, месяц (две цифры), год (для стеклянных банок — две последние цифры года, для жестяных банок — одна последняя цифра года) и шифр завода. На банках, официально поставляемых в Украину, шифр завода не ставят. Наличие такого шифра может свидетельствовать о нелегальном ввозе деликатеса.
Этикетки на банки с икрой наносят, как правило, литографическим способом. На них указывают:
— наименование и местонахождение предприятия-изготовителя;
— товарный знак предприятия;
— наименование продукта;
— сорт;
— масса нетто;
— обозначение нормативно-технической документации (ГОСТ, ТУ);
— дата изготовления, срок и условия хранения;
— данные о пищевой и энергетической ценности.
Отсутствие каких-либо данных вызывает вполне обоснованное подозрение.
Упаковки с черной икрой, ввозимой в страны ЕС, должны содержать информацию о месте и времени ее изготовления. Кроме этого, предприятия по упаковке икры для ее поставок в страны ЕС должны получить специальную лицензию.
Красную икру традиционно фасуют в зеленые с красным жестяные банки, вмещающие по 140 г. На крышке название — ИКРА, дата, штамп и номер завода, номер упаковщика.
Недостаток такой упаковки — она непрозрачна, что открывает широкую дорогу для злоупотреблений. Изготавливать жестяные банки легко, еще проще закатать в них некондиционную или просроченную продукцию.
Впрочем, сейчас пакуют во что угодно, даже в пластик. Ни крышкам, ни этикеткам особенно доверять нельзя. Зато пластиковая упаковка позволяет оценить внешний вид икры перед приобретением.
И как же ее есть, проклятую? Естественно, ложкой. Но с отвращением. Как Павел Артемьич Верещагин, ну тот, из «Белого солнца пустыни». А что пить? Естественно, как и Верещагин — водку! Но как? Федор Иванович Шаляпин имел обыкновение зачерпывать икру ломтем горячего пшеничного хлеба, съедать ее и только после этого опрокидывать стопку. «Икрой не закусывают», — говаривал он. Не будем и мы. Сочетать икру с водкой советовал и Дмитрий Иванович Менделеев — по его мнению, спирт способствует усвоению икры. Итак, начнем. Ваше здоровье!
Александр Котов, великолепный вопрос! Жаль, что для ответа на него моей компетенции не хватает. Историки отмечают, что вооруженные...