Так вот, в этой школе директрису (высокая, тощая, костюм, узел на затылке, скрипучий голос, лицо дуболома) все боялись до онемения. Страшнее, чем «вызовут к директору» вообще ничего не было. Нечего и говорить, что все носили форму, но ведь даже банты в косах девочкам можно было только черные и коричневые! И не дай вам бог надеть поверх формы кофточку. А школа была холодная, полы мраморные, так что кусучие шерстяные кофты приходилось впихивать под форменное платье. Помню как-то грандиозный скандал — старшеклассница пришла на уроки завитая! Ее потащили под кран и размочили кудри — этакое непотребство! Вот такие вот ужасы.
Были, конечно, и хорошие учителя, энтузиасты и подвижники. И учили нас хорошо, так что я и когда уже мои дети в школу пошли — многое помнила из школьного курса. По-моему, даже больше, чем дети выучили…
Первая учительница была у меня несимпатичная. Звали ее классически — Марьвасильна. Она говорила слащавым фальшиво-приветливым голосом (в детстве это чувствуется), но если кого-то невзлюбит — голос менялся на крайне неприятный. Она жестко прессовала нескольких ребят из малообразованных семей, высмеивала их ошибки и украинизмы, и это было очень тяжело слушать. Еще она сильно невзлюбила мою подругу Сару, мне в 7 лет было непонятно почему — поняла я только сильно потом. Мы ж тогда не знали, что такое антисемитизм. Только от того, что мы о нем не знали, он не исчезал…
Потом я, к моей огромной радости, перевелась в менее показушную школу, где не заботились ни о каких смотрах, а просто учили. И эту школу я любила, летом не могла дождаться первого сентября. Потому и фильмы о школе тоже смотрела с интересом.
А фильмов о школе было много. Сначала они были, как водится, лакировочные — вроде «Первоклассницы» 1948 года выпуска, где учительница тоже была показушно-приветливая и плакатно-справедливая. «Сельский учитель», «Первый учитель» (по повести Айтматова) — уже не такой показушный. Но мир перевернулся от фильма «А если это любовь?» (1961, режиссер Ю. Райзман). Как? Любовь у школьников? Какой пассаж! Обсуждали его страстно, спорили и возмущались. Но какой-то сдвиг в головах все же произошел: оказалось, что подростки — это не только ученики, но еще и люди, мало того — девочки и мальчики!
Потом были чудесные, добрые, замечательные фильмы Ролана Быкова «Внимание, черепаха» и «Телеграмма», очень милый фильм «Точка, точка, запятая», и всенародно любимый, растасканный на цитаты «Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен», где (хоть и не в школе, а в пионерлагере) педагог был уже не столпом справедливости, а обыкновенным дураком и подхалимом.
Очень симпатичный фильм про любовь — «Когда я стану великаном», где юный поэт, как Сирано, пишет стихи за тупого красавца-спортсмена. Потом, уже в 70−80-е, пошла мода на фильмы размышлительные: «Розыгрыш», «Ключ без права передачи», «Дорогая Елена Сергеевна» — где все смелее показывали, что у подростков есть и внутренний мир, и душевные терзания, и выбор между подлостью и благородством. Апофеозом этого направления стал, наверное, фильм «Чучело», где дети уже просто жестокие чудовища (но вовсе не потому, что они вдруг стали такими, а потому, что об этом разрешили сказать вслух), и замечательный фильм «Завтра была война», где чудовищами оказались как раз взрослые и смололи детей в страшной сталинской мясорубке.
Отдельным блоком стоят фильмы о школьниках на фантастическую тему: «Гостья из будущего», «Приключения Электроника», «Москва-Кассиопея» и «Отроки во Вселенной», которые мне представляются ужасными картонными поделками. «Гостья» и «Электроник» еще так-сяк, а вот космическая опупея про фальшиво-бодрых детишек, которые сражаются с пластмассовыми проблемами и говорят пластмассовыми голосами — это ужас-ужас-ужас.
Всенародно любимым был и телефильм «Большая перемена» (о нем есть здесь хорошая статья), но тут уж надо писать отдельное исследование — это фильм не про жизнь, какой она была, а про какую-то вымышленную жизнь, какой она должна была быть, впрочем, довольно веселый и украшенный игрой невероятно прекрасных актеров. Так что смотреть его можно, и даже с удовольствием, если при этом четко понимать, что таких вечерних школ никогда не было и быть не могло даже приблизительно. Вероятно, его стоило бы включить в раздел фантастических…
В общем обзор «школьного кинематографа» как средство вспомнить «шко-о-о-ольные го-о-о-оды чуде-е-е-есные» доставляет скорее положительные эмоции, особенно тем, кто любил школу и ходил туда без зубовного скрежета. В отличие от сайта «Одноклассники», который способен убить все хорошие воспоминания своей склочной атмосферой, пустопорожним стремлением юзеров топырить пальцы и идиотский мышиной возней вокруг фотографий. Я сдуру зарегистрировалась там, мгновенно получила тонну спама в виде абсолютно бессмысленных сообщений «некто Х оценил фотографию У» (а мне-то что до этого?), и сбежала — к счастью, у меня хватило ума не вводить туда ни реальных данных, ни постоянного фамильного (вида имя@фамилия.com) емейла.
А размышления про «образы учителей в советском кинематографе» и их реальные прообразы в жизни — плохих и хороших учителей, добрых и вредных, знающих и незнающих, умеющих владеть классом и орущих, как пожарная сирена, — навели меня на большой вопрос. Вот взять те же образы учителей, только из литературы дореволюционной или той, что описывает дореволюционное образование. Смотрите: «Кондуит и Швамбрания» (в части кондуита), «Серебряный Герб» Чуковского, «Дорога уходит вдаль» Бруштейн, воспоминания Паустовского о гимназии и так далее (подскажите, что еще) — ведь там монстр на монстре сидит и монстром погоняет. Ни тебе передовых методик, ни хитрых педагогических приемов, ни соответствующего педобразования, ни знания психологии, ни даже любви к гимназистам — ничего. Зубрежка, придирки, наказания, единицы, выговоры, «без обеда стоять столбом», дикие задания типа «наизусть 50 страниц» и так далее. Не учеба, ад кромешный. А в результате? Выпускники тех гимназий знали 2−3 современных языка на очень хорошем уровне, читали по латыни и на древнегреческом, и знали классическую литературу, великолепно знали историю, я уж не говорю о грамматике собственного языка!
А в наше время — каких только нет методик, городские отделы народного образования кормят сотни дармоедов-методистов и инспекторов, всякие курсы повышения, конференции педагогов, сотни журналов, тыщи пособий… а результат? Ни одного языка (включая родной), с историей полный швах (ну, тут может, не по вине учителей), общей культуры тоже рядом не валялось… Вот вы знаете, кто такие гвельфы и гибеллины? А?
Что-то вам всем почти, как поняла, не повезло со школой в советские времена...
Моя школа, в подмосковном посёлке Вербилки, была самой обыкновенной . Как ни странно вам будет это читать - это была великолепная школа! И по уровню образования, и по квалификации учителей. Директор - ветеран ВОВ, с парализованной рукой, был вроде нестрогим и даже голоса никогда не повышал, но когда он шёл по школе, не то что дети - учителя выстраивались и честь отдавали! Математик выпустил немало будущих студентов МАИ и прочих "элитных" тогда технарей. Литература была для нас ужасным предметом, но не потому, что мы её не любили, а потому что на каждое пройденное произведение мы писали штук по ДЕСЯТЬ сочинений! Каждая неправильная запятая снижала оценку на балл и влекла за собой кучу упражнений. Зато - даже троечники в моём классе вышли из школы грамотными и развитыми в литературном плане. А кому там помешал "стежок вперёд"? Азам, и не только им, в шитье и кулинарии меня научили в школе! Мы шли, вышивали, вязали, готовили кексы и салаты, варили борщ! география была для нас праздником, настолько интересно её преподавали.
Насчёт принижения до самых плохих...хм... В моём классе одновременно со мной на золотую медаль шёл ещё мальчик, и у школы была настоящая трагедия, когда он решил после 8 класса идти в техникум! Натурально на коленях перед ним стояли, умоляли остаться. Троечников благополучно тянули до 8го, потом, если совсем не был ребёнок уголовником и дауном, давали хорошие характеристики и помогали поступать в училища и техникумы.
Ходили в кино (почитайте мою статью про "Экипаж") c учителями, ездили в театры (2 часа на электричке в Москву!), в походы с ночёвками. Делали вылазки в лес за растениями (с биологичкой). По воскресеньям зимой собирались на лыжах в лес (с физкультурником).
И эта школа была не лучшей. а самой среднестатистической...
И я бы всё отдала, чтобы мои дети учились в такой...
Поставлю 4 за правда развёрнутое обозрение фильмов про школу.
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Мира Сим, из чего в тексте видно, что мне не повезло со школой? И кто эти все?
Вроде тут ясно написано, что я любила школу и не могла дождаться 1 сентября, и что учили нас хорошо. Сколько раз надо было это повторить в статье?
Но это вот именно ПОВЕЗЛО, потому что в соцсетях стоит заговорить про советскую школу - и обваливается шквал ненависти и тяжелых воспоминаний. Мне повезло, да, у нас в городке оставалось много учителей, воспитанных еще при румынах и получивших настоящее образование...
0 Ответить
Я тоже очень люблю школу. ;)
0 Ответить
Денис Леонтьев, я ведь уже просила вас воздержаться от комментариев с картинками. Они не по теме статьи и только засоряют блог.
0 Ответить
К. Ю. Старохамская, речь идёт о киносториях про школу, а аниме в этом плане ничем не хуже. Для японцев аниме считается полноценным кино, а манга - литературой, а традиционные литература и кино там вторичны по отношению к ним. Тем более что там много очень добрых и мудрых историй, а не одни только девчонки в миниюбках, которые дерутся ногами. Но если вы настаиваете, картинки я уберу.
0 Ответить
А всё-таки "Здесь слышен океан" - это шедевр. Достойная вещь в ряду работ знаменитой Ghibli. Очень хорошо рассказывает о школьной жизни, о дружбе, о многом.
"Шёпот сердца" - вообще одна из самых лучших историй о школьниках. И песня о старой сельской дороге, которая там звучит...
"Меланхолия Харухи Судзумии" замечательно передаёт суматоху школьной жизни, с остроумием рассказывает об организации школьных кружков и клубов, подготовке к проведению мероприятий, постановке спектаклей и съёмке любительских фильмов.
Или "Великий Учитель Онидзука" - о том, как взрослым непросто наладить отношения с подростками, учениками и собственными детьми.
А работы Масакадзу Катсуры просто невозможно не упомянуть, когда речь идёт о школьных историях.
0 Ответить
За что люблю Ваши статьи, уважаемая коллега, так это за искренность незлобную, настоящую какую-то. Не со всеми посылами могу согласиться, но в целом статья замечательная, не скучная и равнодушным не оставляет. И в самом деле запускает некие размышлизмы.
Вот насчет "Большой перемены" хотела сказать. Ну да, это такой несуществующий идеал. А почему бы не показывать идеалы? Хоть знали чтобы, что в принципе такое возможно. И стремиться к хорошему...
А не знать, и опираться только на то, что видишь - это дело такое, уж очень ограниченное. Свой маленький опыт расширяется другим, и почему бы ему, другому, не быть похожим на идеал? ИМХО.
0 Ответить
Спасибо
0 Ответить
У меня вот были учителя, которых я до сих пор часто вспоминаю. Надеюсь, что и они меня помнят. И наша школьная библиотекарша...
А насчёт фильмов ничего определённого не скажу. Всё это я смотрел ещё в детстве. Воспринимал как правду, потом оказалось, что не ошибся. Кста, вы ещё "Ералаш" забыли. А сейчас я смотрю аниме на эту тему - I"s, "Стальная тревога", "Адзуманга", "Пожалуйста, учитель!", "Здесь слышен шум океана", "Шёпот сердца", "Песнь ветра и деревьев", "Юная революционерка Тэндзё Утэна", Meine Liebe, Ranma 1/2. Там школа очень жизненно показана. Особенно как в "Ранме" директор пообещал, что тот, кто опоздает в школу, всю неделю будет мыть туалет. И сам опоздал. Так что всю неделю он мыл туалет и никто не мог туда зайти.
0 Ответить
А школьницы они кавайные вообще-то, в смысле симпатичные. Я вот помню, как влюбялся в школьном возрасте, дёргал их за косички или играл в "московский зонтик"...
0 Ответить
Я вторично прошу вас убрать отсюда свои картинки и больше не комментировать мои статьи. Никакие. Это можно сделать?
0 Ответить
Статья очень понравилась, особенно в части про дореволюционное воспитание в гимназиях. Да , практически, во всех учебных заведениях того времени была строжайшая дисциплина, видимо, за счет этого и знания получали - хочешь не хочешь, а будешь учить, если не желаешь быть наказанным. Да вот хотя бы Царскосельский лицей, где А.С. пушкин учился, ведь это самое привелигированное заведение было, для детей самых знатных семей дворянских ( кто бывал там в музее, знает), но строгость и дисциплина были, в 6 утра подъем, никаких разносолов, скромное, даже очень, питание, физическая закалка и усердное учение.И родителей рядом не было,жаловаться некому, на каникулы, как известно, за 6 лет не отпускали ни разу.Пусть не все согласятся со мной, но в воспитании все же главное - дисциплина! Повторюсь, уже говорила об этом -"Люби дитя как душу, а тряси, как грушу". У нас в школе тоже разные учителя были, директор - строжайшая женщина а дореволюционным образованием, но уважали ее!!!! И знания давали прекрасные! Без всяких репетиторов в ВУЗы поступали до половины выпускников.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Фильмы действительно были хорошие. Забыла а говорили о фильмах "Звонят, откройте дверь" и "Добро пожаловать или посторонним вход запрещеен"? Какая добрая статья. 5!!!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Да, вот про "Звонят..." я забыла - хороший фильм, не фальшивый, и еще "Девочка и птицелет". Но всего в одной статье не описать.
0 Ответить
Вспомнила свою классную в последних классах... Заслуженная учительница республики. Математику преподавала. Всю жизнь буду помнить: "Робяты, смотрите, вось гэта точка, мы яе цягнем далей, цераз усю дошку, гэта будет прамая..." - в десятом классе! Акцент у нее был глухой деревни, причем, ни разу неграмотной Через много лет я поняла, что она была просто очень несчастным человеком не на своем месте. Но... заниматься самообразованием по математике в школе, чтобы поступить в технический ВУЗ - страшное дело...
И-ех... и все равно... теперь школьные программы такие, что жутко смотреть. Нас хоть учили... Когда сын в школе учился - я ужасалась их программе, но то, что сейчас - это вообще ни в какие ворота. Гвельфы и гиббелины... блин, да счастье еще, если хоть про Геббельса знать будут...
А фильмы - это да... вот за то, что напомнили - спасибо... я как раз размышляла - какой бы диск себе купить в подарок по случаю плохой погоды
Оценка статьи: 5
0 Ответить
гэта точка, мы яе цягнем далей, цераз усю дошку, гэта будет прамая...
акцент еще ни о чем не говорит, может она русского не знала. а математику таки да?
0 Ответить
Ежели б она математику знала, так и черт бы с ним, с акцентом... Беда в том, что была использована наихудшая система преподавания: ориентация на отстающих. Причем так, что не отстающие подтягивались вверх, а отличников аккуратненько и упорно придавливали, чтобы все оказались на одном уровне Гнусь.
Правда, нынешняя программа вся ориентирована на детей, не обремененных интеллектом К сожалению...
А я вот диск купила Вашими молитвами... Буду смотреть и наслаждаться
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Да, это самая гнусная система, и очень советская - давить, чтоб "не высовывались". Это ж любимая присказка таких - "ишь, УМНЫЙ КАКОЙ". Так детям и вбивают, что умным быть стыдно...
Были и хорошие учителя, были. Да и сейчас есть. Но мало...
0 Ответить
Вот и на меня так надвигались: "Ты что, умный? Ты что, умный, а?" Такие ушастые оскаленные рожи типа ветрогонов у Носова, и табаком от них несло.
0 Ответить
А я свою школу №2 в Лиепае вспоминаю хорошо именно за дисциплину. Нас там муштровали, но при этом как-то не унижали, просто воспитывали правильно, как разумные родители. да - наказывали! но мы знали, что справедливо. Просто мы знали сразу границы, что делать ни в коем случае нельзя. Бегать, орать на переменах было табу. Прийти одетой не по форме (а это значит бантики в волосах любого другого цвета кроме белого по праздникаи или голубого в будни ) - отправят домой. Тетради и дневники дежурные проверяли на входе в школу - и топ-топ домой если забыл. При приближении учителя в коридоре надо было остановиться и вежливо поздороваться, иначе к директору на отсидку в предбаннике. Он, кстати, умер с месяц назад. В одноклассниках ребята сказали. До сих пор его помним.Школа была старинная, из двух зданий. Старшеклассники отдельно. Мы, малышня, туда только на уроки домоводства да латышского языка попадали. Зато как там было здорово - я дождаться не могда когда дорасту до класса по химии (там мама моей подружки преподавала!) - таким казалось все заманчивым и "взрослым" Замечательно, что была такая школа в моей жизни, к сожалению не долго - потом все время попадала в обычные школы - с дикой сворой несущихся оглоедов и ободранными туалетами с надписями их 3 букв. Вот их - забыть!
0 Ответить
Забыли "Друг мой Колька" - о трудных подростках.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Вот его я плохо помню. Надо пересмотреть
0 Ответить
Мои кудри тоже отправили под кран Пришлось бабушке приходить и убеждать, что все это настоящее.....Вообще-то гадко.
Хорошее кино про школу снять очень трудно - получается или что-то сусальное, или беспредел.
А про саму школу - до сих пор не знаю, тому ли учат, вечный вопрос.
Если в школе наличествует хотя бы пара настоящих учителей, выжить дитятке можно..
ну а если детки ничего, с понимаем, без хамства, то и учителю выжить можно...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Хорошее кино про школу снять очень трудно - получается или что-то сусальное, или беспредел
Да, очень мало фильмов о школе, которые можно смотреть и смотреть. Вот я попыталась припомнить, их не так уж и много. Забыла еще описать суперский фильм "Аттестат зрелости", где комсомол затаптывает талантливого парня (зритель должен сопереживать комсомолу).
А из честных, душевных - вот только Доживем до... и Точка-точка-запятая. Ну и "Внимание, черепаха", что ли.
0 Ответить
Вот мы знаем, кто такие гвельфы и гибеллины, а также почему, в связи с этими самыми гвельфами и гибеллинами, Аристотель Фиораванти, строя Московский Кремль, сделал стену с "ласточкиными хвостами". Всему этому нас научили в школе, но в программу это не входило.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Видите, как интересно, хоть бы и статью написать в ШЖ!
0 Ответить