• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Работа, карьера, бизнес
Подкаст
Наталья Пушкина Дебютант

Как грамотно замотивировать сотрудников?

Думаю, со мной согласятся многие: чтобы сделать что-то хорошо, нужно иметь желание и стимул это делать. Это напрямую относится и к работе, которую человек выполняет изо дня в день.

Фото: Depositphotos

Многие руководители уже поняли, что без грамотной системы мотивации персонала сегодня не обойтись. В советское время система мотивации сотрудников строилась, в основном, на «внутренних» поощрениях, то есть на похвале и порицаниях, грамотах и выговорах, почетных званиях и досках позора. Мотивация строилась на нематериальных стимулах. Законно заработать много денег советский человек просто не мог, да и тратить их было особо некуда. Олицетворением богатства были шуба и автомобиль «Жигули». Поэтому материальные потребности человека были невелики, а деньги не были главным стимулом хорошо работать.

Годы перестройки и новый «капиталистический» подход к жизни сделали свое дело. Мы поняли, что деньги — это средство достижения многих и многих благ. Причем стало казаться, «деньги решают все и все решают только деньги». Появилась другая крайность.

К сожалению, до сих пор в большинстве случаев считается, что сотрудник должен быть доволен одним только фактом получения за работу денег. А если работает плохо, один выход — увольнение. Закономерно, что в такой фирме эффективность труда будет небольшая, а «текучка кадров» как раз наоборот.

Нужно иметь в виду, что потребность человека в деньгах растет только до определенного предела, зависящего от уровня жизни. После того как уровень жизни человека достигает его представлений о комфорте, замотивировать к работе его могут только вторичные группы потребностей: творчество, уважение, успех и так далее.

В исключительно материальной системе мотивации есть и другая сложность: зарплата должна быть достаточно высокой и повышаться постоянно. Она должна удовлетворять первостепенные потребности человека с лихвой. Нет разницы в зарплатах $ 150 и $ 250. Ни та, ни другая этих потребностей не удовлетворит.

Приведу пример: молодая замужняя женщина работает менеджером по продажам в небольшой торговой компании. Зарплата — 10 тыс. рублей + 3% процента от сделки с новопривлеченным клиентом. Для того чтобы заработать эти 3%, ей придется исколесить весь город, постучаться не в одну дверь и даже потратиться на транспорт из личных денег. И вот вопрос: будет ли она это делать (при том, что муж ее зарабатывает 30−35 тыс. рублей, и в принципе на жизнь им хватает)? А не проще ли отработать в офисе с 8 до 17, «не напрягаясь»?

Загляните в любой учебник по экономической теории на кривые спроса и предложения по рынку труда и вы увидите, что как только люди выходят на определенный уровень дохода, они предпочитают свободное время деньгам. Просто этот «определенный уровень» у всех разный.

Так что же делать начальнику?! Как узнать этот «уровень» каждого сотрудника, особенно если сотрудников не один десяток?! Ответ прост: нельзя полагаться только на зарплату. Обязательно должны быть нематериальные средства мотивации.

Как грамотно замотивировать сотрудников?
Фото: Depositphotos

Мэри Кэй Эш, основательница преуспевающей фирмы «Мэри Кэй Косметикс», например, говорила, что есть только две вещи, которых люди хотят больше секса и денег. Это одобрение и похвала. Достаточно одобрить хорошее поведение, и оно повторится.

Кроме того, нужно развивать персонал и корпоративную культуру. Хороший руководитель должен заботиться о совместном отдыхе сотрудников, тренингах на сплочение и личностном росте каждого подчиненного.

И главное правило: потребность более низкого уровня должна удовлетворяться раньше, чем потребность следующего уровня станет более значительным фактором, определяющим поведение человека. (см. пирамиду потребностей Маслоу)

Например, доход начинающего работника должен быть таким, чтобы удовлетворять его первичные потребности, а в работе обязательно должны быть творческие задания и возможность проявить самостоятельность. Ведь когда деньги перестанут человека стимулировать, вы, как мудрый руководитель, уже будете давать ему возможность самореализации, в то время как он только начнет в ней нуждаться. Развивается личность — расширяются возможности — растет потребность самовыражения. Таким образом, процесс мотивации путем удовлетворения потребностей бесконечен.

И, наконец, следует учитывать общую ориентированность сотрудников на избегание неудач или же достижение успеха. Мотивация избегания неудач хороша для армии, но губительна для творческого потенциала сотрудников. Если при достижении успеха сотрудник старается выделиться, проявить инициативу, то при избегании неудач он предпочитает оставить все как есть, «лишь бы не нарваться на неприятность».

Как грамотно замотивировать сотрудников?
Фото: Depositphotos

Грамотный и мудрый руководитель должен всегда видеть за сотрудником Человека со своими потребностями, целями и интересами. Ведь замотивировать человека можно только тем, что он считает для себя ценным. Одному приятна похвала перед коллективом, другой будет хорошо работать из-за личной привязанности, третьему нужно повысить зарплату, а четвертому дороже день, проведенный в кругу семьи, нежели внеочередная премия. Уделите больше внимания Человеку, и результат не заставит себя ждать.

Статья опубликована в выпуске 28.02.2010
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (25):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Гоша Феоктистов Гоша Феоктистов Читатель 17 сентября 2013 в 07:25 отредактирован 17 сентября 2013 в 07:30 Сообщить модератору

    "Только два стимула заставляют работать людей: жажда заработной платы и боязнь ее потерять".
    _______Генри Форд

    "Если вы требуете от кого-нибудь, чтобы он отдавал свое время и энергию для дела, то позаботьтесь о том, чтобы он не испытывал финансовых затруднений. Это окупается" ________Генри Форд

    И ни какого лукавства. Это теперь манагеры-дилетанты всякую хрень выдумывают, чтобы поменьше заплатить и побольше получить прибыли.

    Кто-кто, а уж этот автопромышленник знал толк в бизнесе.

  • Анатолий Мервино Читатель 24 августа 2013 в 13:41 отредактирован 24 августа 2013 в 14:10 Сообщить модератору

    Замотивировать... Вот ведь! Ещё тот перл. От него так и несёт смрадом лукавства, обмана и манипуляций.
    Заморочить, заговорить (зубы ), занаучить. В общем, демагогия высокого уровня, ничего общего не имеющая с честностью.
    А вот с тем, что самые честные отношения существуют между человеком и машиной вполне согласен.
    Поговорите с машиной. Надо взять на вооружение.

  • Евгений Востриков Евгений Востриков Дебютант 23 августа 2013 в 19:12 отредактирован 24 августа 2013 в 13:30 Сообщить модератору

    Да ужжж... Система мотивации сродни системе маркетинга. Многим ох ка хоца облечь её, эту штуку в благородные одежды.
    Но по своей сути мотивация - весьма завуалированное в умное многословие, желание получить побольше меньшими средствами. То есть обман на который, как это не удивительно, ведутся очень многие. ... есть только две вещи, которых люди хотят больше секса и денег. Это одобрение и похвала. Достаточно одобрить хорошее поведение, и оно повторится. Да, это работает. Среди молодых, ущербных и социально незрелых.
    В топливном баке вашей машины вот-вот закончится топливо, а ближайшая заправка совсем не близко. Но надо, очень надо ехать. И вокруг, как назло, почти никого, а те, что встречаются просто проезжают мимо. Ну ка, замотивируйте свою машину. Ну... Поговорите с ней, наобещайте с три короба, резину новую там, масло заменить... Смешно, правда? Да это ведь та же ситуация, что и с наёмниками. Нужна то всего лишь мелочь - следить за тем, чтобы бак был полон да ТО, согласно регламента выполнялось. Залил, обслужил (сделал то, что должен) и ехай. Даже приёмник заработает. Ну в самом деле то, ведь не уволите её

  • Не встречала в своем городе организаций, в которых сотрудникам настолько хватало бы денег, чтобы они их уже не хотели Я даже тестирование проводила. Менеджеры по продажам хотят ДЕНЕГ и отдыха в кругу семьи. А никаких не корпоративов, вечеринок и так далее. Говорят, на колеег на работе насмотрелись. И я сама восприняла бы крайне негативно, если бы меня в выходной отрывали от моих дел и тащили на корпоратив.

    Если в организации произносят слова "корпоративная культура", "нематериальное мотивирование" - значит денег на достойную зарплату не хватает.

    Правильно подмечено, что первые ступени пирамиды потребностей должны удовлетворяться в первую очередь. Первые две ступени - витальные. Это еще и не мотивы вовсе, это стимулы - кнут, палка, голод, экономия. Не сможет долгое время мотивировать похвала, когда денег до зарплаты еле хватает. И профессиональное развитие невозможно, когда после работы идешь на подработку.

  • Юрий Логинов Юрий Логинов Читатель 8 июля 2013 в 19:01 отредактирован 27 мая 2018 в 19:34 Сообщить модератору

    Моё личное мнение, что ещё одним видом мотивации непременно является тот факт, что то что ты делаешь в компании или на небольшом предприятии приносит пользу, что твой труд кому-то нужен. Тогда есть оправдание твоим задержкам на работе и тебе не жалко личного времени и сил. А когда работник понимает, что данная статья или отчет, либо какие-то ответы в вышестоящую организацию нужны только начальнику, чтобы его не сняли с должности то рано или поздно такая мотивация ему надоест. Хотя некоторые могут со мной не согласиться. Ведь кому-то угодить начальнику и есть самая лучшая мотивация.
    ИСТИНА!!!

  • Андрей Потапов Читатель 21 июня 2013 в 09:48 отредактирован 27 мая 2018 в 19:38 Сообщить модератору

    Моё личное мнение, что ещё одним видом мотивации непременно является тот факт, что то что ты делаешь в компании или на небольшом предприятии приносит пользу, что твой труд кому-то нужен. Тогда есть оправдание твоим задержкам на работе и тебе не жалко личного времени и сил. А когда работник понимает, что данная статья или отчет, либо какие-то ответы в вышестоящую организацию нужны только начальнику, чтобы его не сняли с должности то рано или поздно такая мотивация ему надоест. Хотя некоторые могут со мной не согласиться. Ведь кому-то угодить начальнику и есть самая лучшая мотивация.

  • Комментарий удален
  • Замотивировать

    Слово "замотивировать" подняло настроение. Спасибо автору за поднятый ассоциативный ряд!

  • Собирает Фурманов партсобрание, а Василия Ивановича нет. Фурманов посылает Петьку "Сходи, приведи Василия Ивановича. Петька уходит, через некоторое время возвращается - "Василия Ивановича не будет."
    - Почему? Он как-то мотивировал своё отсутствие.
    - Да, да. Мативировал. И меня мативировал, и вас, и всю Рабоче-крестьянскую красную армию тоже мативировал!

  • Создать благоприятный климат в коллективе - дорогого стоит! а уж воспитать культуру гордости - это вообще на пять с плюсом! Когда-то писала о таком примере из мировой практики.

    Статья на мой взгляд только перечисляет способы мотивации линейного персонала, да и то не все. Кнут и пряник. А вот КАК - совсем не отвечает на этот вопрос.

    Оценка статьи: 4

  • Мария Солнечная Мария Солнечная Дебютант 3 ноября 2008 в 18:23 отредактирован 3 ноября 2008 в 18:26 Сообщить модератору

    Либо долей в бизнесе.
    Сергей, Вы уже "напарывались" на такой мотивацией глубоко любимых работников?
    Мне удалось преодолеть кризис хорошего руководителя, что-бы установить жесткую диктатуру на предприятии. Называется "нанянчилась"!
    Лет 10 я вела начисление оплаты за труд по 80 показателям и даже в расчет брался количественный состав семей.
    Существует элементарное понятие - оборот и % зарплаты в составе затрат. Где гарантии, что он такой активный и мотивированный на получение лишней тысячи, принесет достаточный доход компании и, при этом не умудрится отметить у тебя новую шубку? А где гарантии, что холатность, принесшая компании много тысячные убытки, имеет возможность наказать на эти многие тысячи компенсации с высокомотивированных виноватых сотрудников. Или предполагается, что мотивация-только для работника? А из каких источников черпать мотивацию собственнику?
    Такого даже, в помине нет, в трудовом законодательстве ....У работодателя только отвественность перед наемными работниками, и боже упаси их обидеть!
    (Простите, но за 18 лет и коллектива в 80 человек -мозоль в мозгу от "Ну что им еще надо от меня?")

    • Вы уже "напарывались" на такой мотивацией глубоко любимых работников

      1. У меня нет работников, есть партнеры. Партнерство существует до завершения договорных обязательств на конкретном объекте.

      2. Да, случалось. Кидали, и халтуру приходилось исправлять силами других партнеров.

      Где гарантии, что он такой активный и мотивированный на получение лишней тысячи, принесет достаточный доход

      ))
      Нет гарантий - нет и особых режимов оплаты.

      Получай как все, или чуть больше чем у конкурентов.

      У работодателя только отвественность перед наемными работниками, и боже упаси их обидеть

      Иногда проще обидеть, чем уволить.

      Оценка статьи: 4

      • А каково увольнять "обиженных"?!
        Легко ли руководителям, хлопать по столу кулаком?

        • Никакого "хлопанья кулаком". В течение дня к "обиженному", как Вы выразились, подходит девочка из бухгалтерии и передает ему конверт. В нем какие-то деньги, уведомление об увольнении и сопроводительные бумаги из юротдела, если этот г-н кредитовался у меня. Я с ним больше-не встречаюсь.
          По поводу "обиженного" скажу отдельно. Это человек, не желающий принимать политику компании и не придерживающийся позиции корпоративности, которую я считаю одной из основных позиций, влияющей на процветание фирмы.

          Оценка статьи: 5

      • Михаил Кручинин Михаил Кручинин Читатель 4 ноября 2008 в 08:57 отредактирован 4 ноября 2008 в 09:01 Сообщить модератору
        МАРИИ СОЛНЕЧНОЙ

        Я, вроде, тоже, как "при делах")) Ответственность-безусловно, так сказать,по умолчанию... А вот насчет "боже упаси"... На мой взгляд-сгущаете краски. Вот МОЯ система "3-х К". О ней ,кстати, знают все старожилы моей фирмы и ,безусловно, рассказывают всем, вновь поступившим. Система простая. Первый "косяк"-личный разговор по душам. Второй "косяк"-отвечает деньгами. Третий-увольнение в 24-часа. И поверьте, после третьего-не спасет ни один из 80-ти, упомянутых Вами пунктов.
        Правда, нужно упомянуть, что и система поощрений у меня также достаточно развита. И при приеме на работу, кандидат кроме профессионализма, должен получить "добро" у психолога. Да, есть у меня штатный писхолог и я ни разу еще не пожалел, что плачу ему немалые деньги. У него своя "кухня" и я в нее не вмешиваюсь.
        P.S. А насчет устного одобрения...)
        "Доброе слово и кошке приятно"

        Оценка статьи: 5

        • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 22 июня 2013 в 00:01 отредактирован 22 июня 2013 в 00:01 Сообщить модератору

          Михаил Кручинин, мне понравилось, что Вы содержите психолога. Это редкость по моим представлениям. Я не раз предлагал на курсах вождения тоже иметь в штате психолога, который впаривал бы не нарушать ПДД при дюбой погоде и настроении.

          Оценка статьи: 4

        • Согласна!
          Как только пришло ко мне понятие, что любя и поощряя, добилась обратно-пропорциональной зависимости от своих сотрудников, так и решилась оставить только 3 пункта "поощрения":
          1) Беспощадно наказывать!!!!!!!!!!(Деньгами)
          2) Не обращать внимания- так и должно быть, так прописано в должностных инструкциях.
          3) Поощрять по результатам периода работы- обязательно публично и в первую очередь того, кто был беспощадно наказан(при наличии положительных моментов исправления) и затем тех, на кого не обращала внимание.
          И подарок и поощрение становится сладостным мигом, который ждут и которому рады больше, чем по тысячи в месяц.
          (главной задачей, для меня, является подобрать премиальный подарок, чтобы "не в бровь, а в глаз" И никаких денег.)

  • Статья вполне хороша как руководство по пханянянию стада лохоклерков.

    Профи, самзнающий хорошо он сделал свое дело или не очень, не нуждается в начальническом одобрении и предпочтет взять деньгами. Либо долей в бизнесе.

    Оценка статьи: 4

  • больше секса и денег люди хотят, пардон, жрать имхо.
    если человек сыт и денег много, то как правило, ему плевать на чье-то одобрение и похвалу... а статья хорошая.

    Оценка статьи: 5

  • название не соответствует теме...
    тут скорее, почему надо, чем "как грамотно"...

    И мне кажется, что правильнее М.Кей считала, а не считает