Около года молодая пара провела на островах в южных морях. Переполненный впечатлениями от увиденного, Тур решился написать книгу, которую назвал «В поисках рая». Её удалось опубликовать в Норвегии перед Второй мировой войной небольшим тиражом. На другие языки она не переводилась, сейчас это издание — библиографическая редкость. В начале 70-х годов он её переработал и издал под названием «Фату-Хива». Спасибо автору, что он сохранил в ней юношескую восторженность от встречи с необычным и прекрасным миром южных морей, проводником в который он стал для миллионов читателей во всех уголках Земли.
В свое время я взял эту книги с собой, когда ходил на вечер встречи с Туром Хейердалом в московском Доме писателей, но забыл её в кармане плаща. А пока бегал за ней по окончанию встречи, путешественник закончил раздавать автографы и ушел. Все-то сожалею, что так оплошал.
После того путешествия Тур выдвинул интересную гипотезу, что первые поселенцы могли приплыть в Полинезию, совершив длительное морское плавание из Америки. Вторая мировая война застала его в Канаде, где он изучал жизнь местных индейцев и средства, на которых они отваживались выходить в море. Хейердал прервал научные исследования и завербовался в армию. Он окончил диверсионную школу в Англии и в составе одного из Северных конвоев прибыл в Мурманск. Его предполагалось использовать для организации радиосвязи одного из отрядов норвежского сопротивления с Лондоном. Но по ряду причин заброска в Норвегию не состоялась, и окончание войны лейтенант Хейердал встретил в Киркенесе.
После войны для Тура Хейердала начался этап «исполнения желаний», как он сам впоследствии его назвал. Уже в 1947 году он вместе с пятью товарищами отправился из перуанского порта Кальяо на плоту из бальсового дерева, названного «Кон-Тики», в путешествие к островам Полинезии. На явную авантюру, каковой считали его плавание в научных кругах, его подтолкнули записи конквистадоров о плотах инков, на которых те выходили в море. А также то, что придания и многие факты из жизни полинезийцев косвенно подтверждали, что их предки могли приплыть из Латинской Америки.
Путешествие прошло успешно и стало научной сенсацией. Преодолев в Тихом океане за 101 день 8000 километров, плот 7 августа 1947 года оказался у атолла Рароиа островного архипелага Туамоту. Хейердал доказал, что с попутным ветром на примитивном плоту можно относительно безопасно переплыть в западном направлении Тихий океан. Вскоре книга Хейердала «Путешествие на Кон-Тики» стала мировым бестселлером (переведена примерно на 70 языков), а документальный фильм «Кон-Тики» получил «Оскара». Путешественника удостоили престижных наград научные и географические общества, а правительство Перу даже вручило ему орден «За выдающиеся заслуги». К Туру Хейердалу пришла слава. С этого времени все его путешествия и исследования вызывали повышенный интерес, а книги никогда не залеживались на прилавках магазинов, хотя издавались огромными тиражами.
В 1955−56 годах Хейердал организовал крупную археологическую экспедицию на остров Пасхи. В это раз его сопровождали крупные ученые, которые несколько месяцев проводили на острове археологические и палеонтологические исследования. Были проведены раскопки, исследования островных пещер и крайне интересные эксперименты по изготовлению, перемещению и установке знаменитых статуй. Результатом экспедиции стали три тома научных отчётов, а книга Хейердала «Аку-Аку» стала очередным бестселлером. К проблемам исследования острова Пасхи Хейердал возвращался неоднократно, опубликовав еще несколько книг.
Для наших соотечественников несомненный интерес представляют путешествия Хейердала на тростниковых лодках «Ра» и «Ра-II», выполненные им в 1969 и 1970 годах. И это понятно, в этот раз в экспедициях в качестве врача участвовал представитель СССР Юрий Александрович Сенкевич, вскоре ставший «главным» кино- и теле- путешественником страны.
Цели этих путешествий были относительно скромные. Хейердал хотел доказать, что тростниковые лодки обладают хорошими мореходными качествами, а древние путешественники могли на них совершать длительные плавания и даже достигать берегов Америки, но, если такое и случалось, то вероятнее всего не преднамеренно.
Первая лодка была сделана из камыша с озера Тана в Эфиопии. Но её плавание по Атлантическому океану, начавшееся с побережья Марокко, оказалось недолгим. Хотя лодку и делали по египетским рисункам, но допустили серьезные конструктивные недостатки, приведшие к тому, что лодка буквально разломилась на части. Путешествие пришлось прервать.
На следующий год лодка «Ра-II» была сделана с учетом опыта первого плавания, правда изготовить её пригласили мастеров с боливийского озера Титикака. В путь экспедиция снова отправилась из Марокко. В этот раз путешествие было успешным, и «Ра-II» достигла берегов Барбадоса, доказав, что трансатлантические плавания на утлых камышовых суденышках были вполне реальны. По традиции за экспедициями последовали новые увлекательные книги и документальный фильм.
Кроме чисто географических экспедиции преследовали и политические цели. Для этих плаваний Хейердал подобрал международный экипаж (на «Ра» из 7 стран, на «Ра-II» из 8), чтобы продемонстрировать, что люди могут и должны жить в мире и сотрудничать между собой. А подготовленный по итогам экспедиций доклад о загрязнении океана был представлен в Организацию Объединённых Наций.
В 1977 году Хейердал совершил очередное путешествие на тростниковой лодке, названной «Тигрис». В этот раз он хотел доказать, что между Индской цивилизацией и Месопотамией могли быть реальные торговые и миграционные контакты. «Тигрис» построили в Ираке, откуда он с международным экипажем (представители 9 стран, включая Ю. Сенкевича) отправился через Персидский залив в Пакистан, а затем к Красному морю. Пятимесячное плавание показало прекрасные мореходные качества и этой тростниковой лодки. Но в Джибути Тур Хейердал решил лодку сжечь в знак протеста против войн и военных конфликтов, развязанных в регионе Африканского Рога и Красного моря. В открытом письме Генеральному секретарю ООН, отправленном 3 апреля 1978 года, Хейердал писал: «Сегодня мы сжигаем наше гордое судёнышко в знак протеста против проявлений бесчеловечности в мире 1978 года, в который мы возвратились из открытого моря».
Это было последнее длительное морское путешествие Хейердала. После него он занимался исследованиями курганов на Мальдивских островах (книга «Мальдивская загадка»), изучал пирамиды на острове Тенериф, проводил раскопки на берегу Азовского моря (книга «В поисках Одина. По следам нашего прошлого»). Несколько раз ездил в Азербайджан, выдвинув оригинальную гипотезу, что одно из местных этнических меньшинств — потомки скандинавов. Много ездил по миру, выступая с лекциями и проводя акции в защиту природы.
Выдающийся ученый и путешественник Тур Хейердал умер 18 апреля 2002 года в возрасте 87 лет. В Норвегии ему ещё при жизни установили памятник. В доме, где он жил, открыт музей. А музей «Кон-Тики» уже многие годы остается одним из самых посещаемых музеев Осло. Продолжают переиздаваться и книги знаменитого норвежца, помогая читателям познавать прекрасный мир планеты Земля.
Как Тур Хейердал заставил поверить в удивительные плавания древних мореходов?
Да вроде особо никого не заставлял.
Так, создал некоторые доказательства, и то в основном косвенные.
Но это не умаляет его величия. Кста, времена достаточно смутные были, но он также мимоходом доказал, что можно во все времена быть Человеком, и что иногда сознание определяет бытие.
зы
статья хороша, 5.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Владимир, вы прекрасно знаете материал, поскольку в лаконичном формате статьи сумели так здорово изложить все значимые вехи жизни Хейердала. ... Когда-то давным-давно по его книге "Кон-Тики" я учился чтению Спасибо, что затронули эту волнующую тему! 5!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Хорошая статья. Помню выступление Хейердала на Географическом факультете МГУ. Он был уже довольно пожилым, но очень энергичным и полным планов и идей.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Очень интересный материал. Прочла с большим удовольствием. 5!
0 Ответить