• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Жанна Магиня Грандмастер

Как реагировать на хамство? Ситуация в офисе

Моя ученица за два последних года сделала головокружительную карьеру. Сейчас она работает топ-менеджером в солидной московской корпорации. Несколько недель назад вышла со мной на связь. Срочно нужен был совет. В офисе появился новый сотрудник. Милый, остроумный и талантливый менеджер. Ирина понравилась ему с первого взгляда. Так она мне описала ситуацию. Он отпускал недвусмысленные шуточки в ее адрес прилюдно. Использовал каждый удобный случай, чтобы прикоснуться к ней. Активно обсуждал все красивости ее фигуры. Это стало ее раздражать. Согласитесь, такая ситуация выбивает из колеи. Ирина к нему равнодушна. Более того, в последнее время даже боялась общаться с ним. Что же делать в такой ситуации?

Стали разбираться. Был ли прямой разговор? Ведь все имеет свои границы. Пыталась ли Ирина поставить на место зарвавшегося молодца? Нет. Она боялась ему что-то сказать. Но тем самым подогревала интерес к себе. То есть позволяла с собой так обращаться. А чего она боится? Знаю ее не первый год. Ей уже под тридцать, она до сих пор не замужем. В каждом мужчине видит своего потенциального мужа. Это стало ее навязчивой идеей. Скорее всего, этот сотрудник был послан ей для прохождения урока. Для разграничения отношений. Я ей посоветовала провести с ним четкий и жесткий разговор, чтобы поставить все точки над «i». Разговор не помог… Он воспринял это как продолжение игры.

Метод номер два. «Тогда попробуй его пристыдить при всех так, чтобы слышали все сотрудники». Тем самым она могла пресечь сплетни и намеки, которые пышным цветом уже зацвели в этом офисе. И с этой задачей Ирина не справилась. Была неубедительна, дрожал голос. Тут же получила очередную порцию скабрезностей. Дело приобрело серьезный оборот. У Ирины начиналась истерика по поводу и без. О каком плодотворном труде на благо родной корпорации могла идти речь? Она избегала встреч с новым сотрудником, выбирала разные методы общения с его отделом, чтобы избежать прямых контактов.

Метод номер три. Она обратилась к своему начальнику. Разрыдалась и вылила на него всю свою боль и страдания. Начальник был ошеломлен! Зачем ему еще это грязное белье? Снова ее попытки как-то разрулить ситуацию не увенчались успехом. Что-то подобное было у одной моей подруги, ее шеф быстро навел порядок. Кому-то это может помочь. Ирине, видимо, нужно было испить чашу до дна.

И тогда мы решили выбрать тактику «клин клином». Я ей посоветовала принять условия игры этого мачо. Поиграть на его поле. На его хамство отвечать тем же. Сначала это его ошеломило. Он никак не мог понять, в чем фишка. Не привык к такому сценарию. Стал нервничать. По сути, Ирина взяла на себя роль его зеркала. И это ему очень не понравилось. Более того, она даже пригласила его в кафе на обед. И там очень четко и конкретно разложила ситуацию по полочкам. Если он собирался и дальше работать в этой корпорации, то может надеяться лишь на деловые отношения с ней. Обрисовала планы и задачи фирмы и объяснила его роль в этой схеме. Если он принимает ее условия — они остаются просто сотрудниками. Если нет — ему придется уйти. Да, так и сказала. Уверенно и искренне.

По ее собственному признанию, разговор дался ей нелегко, но он был словно переломным в ее жизни. Теперь уже бывший хам взял тайм-аут. И через неделю сам подал заявление на увольнение. Казалось бы, Ирина могла праздновать победу. Но она задумалась. Поняла, что этот человек — ее учитель. Что и она когда-то подобным образом обращалась с подчиненными. Сегодня она благодарна ему за пройденный урок.

Более того, девушка готовится к свадьбе. Встретила достойного парня. Взаимные чувства. Пройдя такую школу, закалила характер и поняла, что безвыходных ситуаций не бывает в принципе. Что к каждому человеку можно найти свой ключик.

Мудрости ей и счастья!

Статья опубликована в выпуске 28.02.2009

Комментарии (18):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Жанчик, хотела дать свой коммент - но тут, пожалуй уже и без меня та-акая деятельность развернулась - не подступись!

    А посему - посмотрю со стороны пока...
    Если чё- я тута - звони 03!


    ... "Лю-юди в белых халатах...
    С маленьким солнцем в груди..."

    Оценка статьи: 5

  • Жанна Магиня,
    если честно, то очень похоже, что история почти целиком выдуманная (впрочем, на то вы и писательница). Буду сильно удивлён, если это не так.

    По существу же, описанная ситуация, это вовсе не хамство, а классическое сексуальное домогательство (sexual harassments). Страшное слово для западного мужчины. Они в этом отношении шёлковые. Скажем в Сев. Америке за подобное поведение наш лит. герой уже давно бы «парился на шконке» или выплачивал кругленькую сумму потерпевшей. То есть по западным меркам с ним обошлись сверхлиберально. Самое интересное, что и у нас уже есть подобные прецеденты, кажется в Питере суд приговорил ген-директора выплатить что-то около 100.000 руб за харрасмент (но деталей не помню, кому интересно – ищите сами).

    Есть даже такая классическая байка. Почему в Канаде все профессора-мужчины косоглазые? Да потому, что сначала одного профессора упекли, за излишнее внимание к студентке – слишком заинтересованно смотрел, => завышенный визуальный контакт это харрасмент. Казнён. Другой профессор оказывал недостаточное внимание, => игнорируешь собеседницу => заставляешь переживать, => наносишь моральный ущерб. Казнён. В результате остальные профессора, наученные горьким опытом коллег, видимо приняли тактику косоглазия. Пока кажется спасает (подробности ищите сами).

    С точки зрения интересов корпорации, любовные отношения на работе - это большое зло, так как в целом они могут сильно снижать работоспособность вовлечённых. Поэтому заслуживают кары. Видимо поэтому корпорации не против процессов о сексуальных домогательствах. (А вообще, это целая большая история и даже тема для исследования).

    Лично моё отношение такое. На работе надо работать, а не романы крутить. Не за то вам деньги платят. Для романов есть нерабочее время. Кроме того, сексуальные домогательства (т.е. нежелательные по определению), это всегда неприятно. Защита должна быть, желательно цивилизованная. И заниматься этим в целом должно не руководство компании. Должен существовать определённый формальный механизм. Насколько мне известно, в некоторых западных странах он и существует. (Да и у нас наклёвывается).

    А вот побочная сторона этого в том, что многие женщины наловчились там «подлавливать» мужчин и раскручивать на денежку. Т.е. одеваются вызывающе и провоцируют харрасмент. Иными словами, неприятный для мужчин эффект в том, что нас наказывают за наши встроенные программы сексуального поведения. То есть это открывает дорогу определённого вида мошенничеству. Кроме того, знакомится (у них), с самыми что ни на есть искренними намерениями, - для создания ячейки, - становится сложно и опасно. А вдруг заметут за харрасмент.

    А история в статье похожа на сказку со счастливым концом, в том смысле, что без жертв и разрушений.

    Оценка статьи: 5

    • Евгений Сударкин, история совершенно реальная. Ничего не придумано. А не верите вы в нее потому, что привыкли к обыденности. Жизнь порой такие подкидывает "подачки", что удивляешься - ни один автор не придумает, сидя за компьютером.

      И решение нашли не сразу, как вы поняли. А на счастливый конец выходим практически всегда - методом проб и ошибок - мы же к нему СТРЕМИМСЯ! А коль цель поставлена, она всегда благополучно достигается.

      Просьба - если пишите такие длинные посты - убирайте их в скрытую нишу Читать дальше - три точки перед смайликами. Так всем будет удобно в этой ветке.

      • Жанна Магиня,
        на самом деле очень замечательный исход.
        А не поверил сначала потому, что полагал, что с «кавалером» можно было бы обойтись куда суровее по нашей жизни. Видимо сказываются предубеждения. Ну и девочку жалко конечно, исстрадалась ведь вся.
        А в целом мирное решение проблемы, если только это возможно, всегда лучше. В общем, здорово, что разрулили.
        читать дальше →

        Оценка статьи: 5

        • Евгений Сударкин, Я не стала бы описывать ситуацию, если бы не было исхода... Знаете СКОЛЬКО уроков сейчас проходят мои ученики? Слежу за их успехами. А потом так же анализирую. Ошибки? конечно, бывают. Только я их не ошибками называю, а опытом. Личным и бесценным, не зависящим от оценок грозных дядей.

  • И тогда мы решили выбрать тактику «клин клином». Я ей посоветовала принять условия игры этого мачо. Поиграть на его поле. На его хамство отвечать тем же.

    Позорище.

    Влепите ему пощечину. И пусть у него голова болит - уволиться или сразу же застрелиться.

    А хамло на хамло - возможно, вскоре и детки ножками пойдут
    Маленькие хамлята.

    Оценка статьи: 2

  • смерть хамам!

    статья очень реалистичная и жизненная, и затронутая тема
    на самом деле очень актуальна. Я считаю, что вообще хамство
    - это главная причина всех бед нашей страны, это одно из самых огромных зол, а про
    это вообще ничего не говорят. Всякую ерудну, не имеющую никакого
    значения обсуждают в газетах, по телевидению и т.д. -
    а про эту реальную проблему ни хрена не говорят.
    А, кстати, дедовщина в армии - это то же самое хамство! А из-за неё у нас и армия разваливается!
    Теперь понятно, что я отнюдь не преувеличиваю?

    Только концовка статьи, по-моему, надуманная. Не бывает так.
    Получается, что этот парень изначально был у неё в подчинениии, что ли? Ну так, что же она сразу его
    не уволила или не обратилась к начальству, чтоб его уволить? Тут как-то непонятно...
    То есть, на каком основании она ему сказала, что ему придётся уволиться, если он
    не перестанет хамить? Вот что непонятно. Или она просто блефовала?

    Я считаю, что в данном случае ответственным является руководство, то есть, и изначально она
    не должна была контактировать с ним, а сразу идти к начальству, не стесняться, а начальник должен
    был уже решить этот вопрос.
    По моим наблюдениям, только
    такой способ приносит результат, хотя, конечно, далеко не в сто процентов случаев.
    А не приносит он результат там, где... правильно подумали, там где
    начальство - уроды. Но, если начальство - уроды, то тогда
    возникает вопрос - а на хрена стоит работать в такой му-цкой фирме?
    Никакая прибыль фирмы не стоит морального ущерба хотя бы одного из сотрудников
    (тем более, инфаркта, который, кстати, нередок в таких случаях).

    Поэтому, тема затронута очень интересная, но решение проблемы (самому разбираться)
    предложено абсолютно неверное. Мы на работу ходим для того, чтобы работать, а не
    вступать в межличностные конфликты. Если начальник этого не понимает, значит,
    он - дурак. А если понимает, то он незамедлительно должен уволить хама (потому,
    что период воспитания у нас уже давно прошёл, - когда мы в детский сад ходили,
    ну, там, и в начальную школу). Если бы руководство в конторах эти элементарные вещи
    понимало, то наша страна стала бы реально самой мощной в мире, а без этого
    мы - нищие со всеми нашими несметными богатствами.

    • Дмитрий Астин,
      А, кстати, дедовщина в армии - это то же самое хамство! А из-за неё у нас и армия разваливается!
      Не всё так просто. Будете наверное сильно удивлёны, узнав, что дедовщина была и есть и в американской армии, и в армии нынешнего бундесвера и много где ещё. Да ещё и такая, что нам и не снилась. А вообще, тема дедовщины уже обсуждалась на одной из веток ШЖ. Поищите - узнаете много интересного.
      Проблема стара как мир. В целом это вопрос самозарождения иерархий в сугубо мужских коллективах (сугубо женские коллективы тоже порою склонны к разным формам внутренней дискриминации, взять хотя бы женские колонии. Но в остальных случаях конфликты в женских коллективах не носят такого брутального характера. Поведенческие паттерны иные. Хорошая штука - женская солидарность.)

      Оценка статьи: 5

    • Дмитрий Астин, вы что-то все в одну кучу свалили... начали за здравие - закончили за упокой... градус набирался, набирался и вылился в политический лозунг!

      На работу вы ходите для того, чтобы решать много задач - от прямых исполнений своих обязанностей до прохождении школы жизни, в которых межличностные контакты играют не последнюю роль.

      Моя ученица - топ-менеджер, но не самый главный руководитель, она наемный сотрудник. В крупных холдингах не привествуется наушничание и стукачество, потому она и не хотела с этого начинать.

      С хамством бороться важно и нужно, только вот единого рецепта нет! в каждом конкретном случае важно найти свой ключик. потому и призываю - не попустительствуйте, ищите свой сценарий решения конфликта. И еще - главное - понять, что не бывает в любом конфликте виноват кто-то один. Она сама дала повод так с собой обращаться.

      • Смерть хамам - 2!

        Жанна Магиня,
        Политический лозунг - потому что реально хамство -
        общенациональная проблема, которая является как раз первопричиной многих других проблем.
        Я уже упоминал типичный пример - развал армии. Люди не хотят
        служить в армии, в основном, в подавляющем большинстве - из-за дедовщины, которая
        является, как раз, разновидностью хамства!

        Вы же предложили решать проблему "по-бабьи" - путём психологических копаний и всякой
        болтовни, в то время как на самом деле это проблема уголовная. Человек, описанный в статье,
        должен нести уголовную ответственность. Или, хотя бы уж, административную.

        Насчёт наушничества и стукачества - вы считаете, что если на работе человеку не дают работать,
        оскорбляя его и создавая таким образом невыносимую атмосферу, и он про создавшуюся ситауцию сообщит
        руководству - это он будет стукачём и "наушником"?. Ну, приехали...
        Я же считаю (по собственным личным наблюдениям), что именно этот путь является правильным.
        Потому что на работу мы ходим не для того, чтобы со всякими придурками базарить, а чтобы работать
        на благо фирмы, обществу, государству и т.д. И если руководство это понимает,
        то оно поступит соответствующе...

        "...она сама дала повод так с собой обращаться..." - старая известная
        песня, потрясающая своим дебилизмом и переворачиванием
        всего с ног на голову. Ещё это называется "с больной головы на
        здоровую". Согласно такой логике, Чикатило был, конечно же, не виноват,
        виноваты были его жертвы - они же его провоцировали!
        И вообще, всегда виноваты, конечно же, не преступники, а их жертвы.
        Это, конечно, смешно, если бы не было так грустно. Грустно оттого, что ведь некоторые люди
        проповедуют такие вещи, находясь в полном уме и здравии...

        Во всех морально здоровых обществах и государствах преступников
        всегда казнили, или, ну, может, как-то мягче наказывали, отрубали, там руки, язык
        (кстати, в данном случае, именно отрывание языка является
        наиболее справедливым наказанием для этого ублюдка).
        У нас же в государстве и торжествует сейчас вопиющая безнаказанность
        за тяжелейшие преступления во многом именно благодаря таким, как вы, горе-психологам, перевёртывающим
        всё с ног на голову, сваливающих с больной головы на здоровую.

        То есть, тему вы затронули реально актуальную, но пути её решения
        предложили абсолютно неправильные, ошибочные, гибельные!

        • Дмитрий Астин,
          проблема с высшей мерой как минимум в том, что сама система правосудия несовершенна. Бывает, что осуждают невиновных, или даже убиРают неугодных. С тем же изувером Чикатиллой известно же, семерых за его преступления грохнули по ошибке, прежде чем его отыскали. Деталей правда не знаю. Но не боитесь сами попасть под карающий меч по судебной ошибке?

          Оценка статьи: 5

        • Дмитрий Астин, грустно видеть ваши обличающие тексты. Вы же не пишите комментарии - вы приговор выносите - всем к ряду. Ни одного созидающего предложения в столь длинных постах. увы!

          Этим вы, конечно, ни на йоту не придвинулись к решению тех проблем, которые тут обнажили, а вот себя уж точно разрушили. Столько ненависти в каждом слове. Тяжко же вам живется, всех к ряду обличая. Спорить с вами не стану. Понятно и так, что по разные стороны... Вы меня не услышите.

          Всего вам доброго. Закончим на этом словоблудие.

          • Жанна Магиня,

            Как раз я-то и предложил реально конструктивный путь -
            сразу идти к начальству, а если оно не отреагирует, как надо,
            подавать в суд и взыскивать моральный ущерб.
            Если я вас задел в пылу спора, то, прошу извинить. Я просто
            хотел сказать, что эта идея объявить виноватой жертву
            (что она, типа, "провоцирует" преступника) является довольно
            распространённой в обществе и она чудовищна по своему цинизму и совершенно ужасна, поэтому я так "завёлся".

  • А меня вот выперли из Бюро во многом за пошлые комплименты олигарховым дочкам.

    • Денис, а зачем ПОШЛЫЕ-то?

      • Жанна Магиня, потому что я хулиган. А ещё я сатир. С кем бы я ни общался (неважно, какого пола, возраста, прочих данных), у меня уже все четыре лапы мысленно гуляют у него за пазухой (или уже не мысленно). Могу совершенно незнакомому человеку на улице далеко от дома сказать "А погодка сёдня ничего!" А как только между нами завяжется общение, я его огорошу новостями о последних новинках секс-индустрии Японии или репертуара клубов Амстердама. Вот помню пришёл к нам владелец нескольких всем известных авиакомпаний, и с ним дочка. У дочки на груди фирменный кулончик в виде платинового самолётика. Я говорю: "Вах какой хорошенький самолётик!" Она: "Нравится, да?" А я: "Ещё как, ваще сугой смотрится на таком аэродромчеге =)"
        А ещё у меня обычай груди называть "буферами" или "дойками". Иногда выпендриваюсь - говорю "молочные железы" или "вторичные половые признаки".

      • Татьяна Павликова Татьяна Павликова Мастер 28 февраля 2009 в 19:23 отредактирован 1 марта 2009 в 01:55 Сообщить модератору

        Денис, не ожидала!

        Интересно написано: пути выхода из ситуации на конкретном примере из офисной жизни. только неувязка с фразой, что она так вела себя с подчинёнными... или я недопоняла чего-то? может - была равнодушна, как её шеф?

        Оценка статьи: 5