Итак… Жил парнишка в Подмосковье. Были у него мама, папа, старший брат. Старший брат, как я думаю, для многих — подарок судьбы. Иногда, правда, хруст разворачиваемых сюрпризных упаковок в этом подарке приводит к лицезрению… пустышки (как водится, например, в некоторых новорусских обрядах свадебных).
Но нашему герою поначалу не на что было жаловаться. Папка был — возил крупную шишку в администрации. Мамка то ворчала, то ерошила парнишке волосы, приводя в неописуемый восторг от шутливой, но всамделишной ласки. Брат имел власть и обучал, как надо общаться со сверстниками.
Но потом все изменилось. Отец потерял сытное место, мать заболела и умерла, брат ушел в армию, а когда вернулся, зажил своей собственной, самостоятельной жизнью. Некому было подростку ерошить волосы, некому наставлять, некому порой даже еду принести: батяня запил горькую. Но только он и был у этого мальчишки, а потому, отправляясь в армию, он сказал отцу: «Жди».
И прошли два года, и вернулся он в отчий дом, и увидел сильно опустившегося родителя, который на радостях от встречи с сынкой ударился в многодневный запой. Юноша тем временем размышлял: что дальше? Куда идти, чему учиться, где работать? И никак он не мог выбрать. А тут еще полыхнуло…
Какой-никакой, а свой родный батяня однажды явился в лоскуты пьяный и с ножевой раной на лице. Сынок ему рану промыл, спать уложил, всю ночь караулил у постели, чтоб тот не встрепенулся и не сорвал повязку. А на другой день сказал: «Пап, покажи, кто это сделал».
Памятуя о том, что он защитник (Отечеству только отслужил полных два года!), а отец один только и остался ему родным человеком, пошел парнишка с батей, и когда ткнул тот ему в кого-то пальцем, не раздумывая, накинулся на обидчика. Папаня, увидев такой расклад, пособил сыну. Короче, подрались и ушли восвояси.
…Утром, не успели проснуться, звонят: милиция на пороге, заявление поступило о групповом избиении гражданина, использовании при этом спецсредства — дубинки (для усугубления обстоятельств, никакой дубинки не было и в помине, одни кулаки). Мальчишку закатали в кутузку и присоветовали: если отца жаль, бери все на себя, и дубинку не отрицай (он же споначалу, дурачина, всю правду-матку про то, что ножичком по отцу прошлись…), — тогда, мол, минимальный срок получишиь.
Внял рекомендациям, все на себя одного принял, дубинку окаянную признал… впаяли три года. Про ножичек по всей щеке и не вспомнили. Думаете, легко отделался? А представьте себя три полных года за решеткой… Но вот тут как раз и начинается самое удивительное. Разум ищет ответ, душа болит: как дальше быть, дождется ли папка, и не на век ли он преступник.
От тюрьмы да от сумы, — говорят в народе нашем, — не зарекайся. Попробуйте спросить себя: вдруг да оказались в невероятных таких обстоятельствах — куда б подались за решением? А этот малец обратился… к книгам. Стал искать в тюремной библиотеке, чтоб про душу да про науку. Так узнал о психологии. Перечитал все, что было, и понял: маловато. Тогда записался на встречу с социальным работником, и заявил, что хочет учиться!
Я не знаю, крутил ли ли тот человек пальцем у виска, когда юноша ему заявлял, что готов сдавать экзамены на психфак по заочной форме обучения, бил себя кулаком в грудь и настаивал, что даже будучи осужденным, остается гражданином России,
А он вышел и засел за учебники. Ведь когда школу заканчивал, Единого Государственного Экзамена еще не было и в помине. Пришел к отцу, сказал, что не бросит, а поможет. Как сложится дальше? Посмотрим. Непросто ему будет даже с дипломом психолога… Ведь метка об осуждении — на всю жизнь…
По-разному люди приходят к этой профессии. Чаще всего, для решения собственных проблем. Иные там и остаются, и каждый клиент становится для них полигоном узнавания собственных болячек и стрельбы по ним. Тогда неминуема профдеструкция, в том смысле, что этакий «специалист» будет всех встречных налаживать «на свой путь», и ничтоже сумняшеся, раздавать советы, рекомендации и рецепты, покушаясь на внутреннюю свободу индивида и становясь в соответствующую позу главенствующего. Впрочем, так бывает и с другими специальностями: врачами, учителями, священниками — теми, кто ближе всего к сокровенному в человеке.
Но в этого парня я верю. И желаю ему от всей души светлого пути, к которому он пришел таким сложным способом. Пожелайте и вы ему удачи!
Второй комментарий. Для эксперимента дала прочитать статью подруге. Не сидевшей. Ее резюме: все высосано из пальца. Почему такая оценка? Думаю, от общего благостного тона описания всего. А-ля гламур. В том числе и того, что в общем-то может быть одной из самых большиз трагедий в жизни человека - тюрьмы. Где, оказывается, такая курортная жизнь, что можно и по библиотекам ходить, и психологию изучать (см мой предыдущий комментарий), да и вообще права качать на тему учебы.
Валентина, я не знаю сколько вам лет. Но хотели бы вы, чтобы ваша дочь рассуждала о тюрьме с чужих слов, как о совсем не страшном месте? Я встречала гламурных девочек, которые так и оказались за решеткой - от убеждения, что все это не так страшно, чтобы удержаться от совсем ну не значительного преступления. Вроде хранения наркотиков или там ножичком сожителя пырнуть. Увы, весь этот сопливо-благостный тон статьи с "неточностями" как раз и воспитывает такое отношение. Вот это и страшно.
И насчет "рассказов очевидцев". Если вы знакомы с психологией не понаслышке, то должно быть, знаете о явлениях типа замещения, компенсации и прочих такого рода, которые заставляют рассказывать о своих тюремых "приключениях" с такой вот бравирующей небрежностью. Одно из моих образований как раз психология. Но это еще не повод для профессионала, тем более, работающего со словом, все это принимать за чистую монету, и тем более, подыгрывать этим играм.
И еще одному комментирующему с "не суди". Я - имею право судить. Заслужила его, увы, страшной ценой. А вам могу предложить повисеть чуток на таком кресте, а потом уж "гулять по воде" вместе со мной.
Оценка статьи: 1
0 Ответить
Юлия, спасибо за продолжение разговора - от души говорю. Чужих слов для меня не существует, сколько бы ни было мне лет
Есть судьбы, с которыми встречаюсь. Вам больно, Вы прошли через ЭТО. А душа все же хочет жить. И живет. Только эту жажду жизни не утолить болью, сколько бы ею ни напитывать. Надо найти радость. Она есть и просится наружу. Давайте, выпускайте. Никакой Наутилус, будь он трижды помпилиус, не сделает этого. Только сама. Можем побеседовать в личке, если хотите.
0 Ответить
Не судите и не судимы будете!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Быть психологом действительно не просто, но я почему-то верю, что тот, кто пришёл к этому через такие события, скорее всего станет психологом по призванию.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Госпожа Пономарева!
Вам бы романы женские писать. Для таких идиоток, которые готовы воспринимать всерьез всю ту чушь, что написана вами.
Сначала - фактические ошибки. Да, библиотека на "матроске" есть. Но туда заключенному "пойти" невозможно!Потому что заключенный вообще никуда ходитьиз камеры не может, кроме разве что к адвокату, на суд, на свидания, на прогулку, в медчасть и в душ. Больше НИКУДА! "Библиотеку" приносят в камеру раз в месяц. В расчете одна книга на заключенного.
Второе. Книги по психологии в тюремных библиотеках ЗАПРЕЩЕНЫ! Не помню номера приказа по ФСИН, но такой есть. Специально для того, чтобы заключенные сильно умными не становились.
Третье: три года "легкостатейника" (а таковым этот парнишка, судя по Вашему опусу и являлся) в "крытке" никто держать не будет. Разве что на рабочке. Но это - самое позорное место для заключенного, туда идут только или убежденные гомосексуалисты или "опущенные". Заключенные "рабочку" за людей не считают. Чудная оказия для выработки характера, да?
И уж насчет образования за решеткой... Есть ряд ВУЗов, которые специально аккредитованы для этого. Но опять же - для зоны а не для тюрьмы. И факультетов психологии там нет. По вышеуказанным причинам. Как, интересно, администрация ВУЗа будет оформлять такого студента? Ему даже паспорт иметь не полагается, а без его данных ни один документ не действителен. И к тому же осужденный ОФИЦИАЛЬНО лишен почти всех гражданских прав. В этом и цель осуждения. Так что ваша трогательная сцена "требований" - очередная несусветная чушь.
Все это знаю не понаслышке. Была там. И не "вертухаем" а заключенной в тюремной больничке. После того, как прошел через все это, читать такое просто тошнит. Да, о "Школе жизни" я до сих пор была лучшего мнения.
Оценка статьи: 1
0 Ответить
Юлия, во первых строках прошу не перевешивать на ШЖ мои мысли и истории. Давайте уж все по полной мне. Настаиваю на том, что в статье все правда. Обсуждалась она до публикации и с теми, кто в теме не понаслышке, а прошел сей суровый путь. Имен назвать не могу, простите уж, статьи УК тоже не стану перечислять. Сама не сидела, но по роду занятий круг общения у меня широк. "Пошел в библиотеку" - условность, не вижу смысла менять речевой оборот на другой, впрочем, посоветуюсь с редакцией.
Эмоциональный всплеск понимаю, женские романы не пишу, вообще фактологию без экспертизы не даю. Не сердитесь, плз. У Вас есть свой личный опыт - он Ваш и не подвергается сомнению. Но с учетом его и Вы знаете, что бывают некие расстановки в правилах. От чего и как зависит, обсуждать здесь не могу, но и подноготную описанной истории знаю достаточно хорошо.
Вот насчет "трогательной сцены требований" немного зацепилась. Потому что она была, но не в лирическом ключе, а в отчаянном.
Вообще рассказ о том, что "выплыть" можно, даже если тонешь.
0 Ответить