Конечно, время лечит раны. И у Джозефа, который проходил во вдовцах небольшой по нашим меркам срок, что-то около четырех лет, и у Джозефа-младшего, которого в семье, дабы не путаться называли Остином. Мальчишка так и не увидел матери, но отец первое время заменял ему все, очень уж бережно он относился к сыну. Правда, у вечно пропадавшего на очередной политической баталии Джозефа-старшего времени на малыша было очень немного.
Пасынок надеялся сам на себя
Но, как я уже сказал, Чемберлен-старший женился во второй раз, и в этом браке у него родился второй сын, названный Невиллом. Именно ему, а не его брату Джозефу, как думают многие, спустя более полувека удалось стать 60-м премьер-министром Великобритании. Джозеф же ограничился тем, что был министром иностранных дел.
Однако вернемся в розовое детство братьев. Конечно, отношение матери Невилла к пасынку было не таким идеальными, как можно себе представить, она наказывала Джозефа гораздо чаще, чем Невилла. Какое-то время пасынок был замкнутым ребенком, про которых говорят: сам себе на уме. Но, в конце концов, именно это обстоятельство впоследствии сыграло свою роль: не привыкнув ни на кого надеяться, кроме как на себя, Джозеф торил себе путь. Торил, скорее каламбур, потому что долгие годы Чемберлен вместе с братом был одним из лидеров партии «Тори».
Вполне естественно, что влиятельный отец определил старшего сына сначала в школу Рагби, потом в Тринити-колледж (Кембридж), но главную школу политики Джозеф-младший проходил все-таки дома. У отца часто бывали гости, сразу после обеда возникали жаркие дискуссии, на которых мальчик обычно незаметно присутствовал. Незаметно, потому что разгоряченные спором политики не обращали внимания на примостившегося в уголке мальчишку…
И во Франции поучился, и в Германии
О том, что это был целеустремленный юноша, свидетельствует и тот факт, что свою первую ученую степень он получил в возрасте неполных 23 лет. А потом уговорил отца отправить его на девять месяцев в Парижскую Школу политических знаний. Здесь Джозефа тоже запомнили как человека очень уравновешенного, юридически грамотного и умеющего вести диалог.
На Париже Чемберлен не остановился. Ненадолго заскочив домой, он снова отправился в путешествие, на этот раз в один из университетов Германии.
Я специально делаю акценты на этом, чтобы подчеркнуть, что юный политик одинаково хорошо понимал и заклятых врагов французов, и заклятых друзей немцев. Удивительно только, как Чемберлен не отправился в Санкт-Петербург. Признаться, у него был такой порыв, но отец велел ему вернуться и поручил должность личного секретаря…
К тому времени Джозефу Остину исполнилось 25 лет. Нормальный возраст для политика — решил отец и сделал все возможное для того, чтобы сына избрали в английский парламент. Этот фокус удался, он стал депутатом от округа Ист-Вустершир близ Бирмингема и представлял интересы своих земляков в течение 22 (!) лет.
Политика — это лабиринт
Один из самых искушенных английских политиков того времени Уильям Гладстон, к тому времени спикер парламента, услышав первую речь Джозефа Остина в стенах законодательного органа, был настолько потрясен логичностью и аргументированностью выступления, что не удержался от похвалы, заявив, что этот молодой человек далеко пойдет.
А ведь сэр Гладстон знал в этом толк, достаточно вспомнить его яркий афоризм:
Политика — это лабиринт, из которого выбраться труднее, чем войти.
Именно Гладстон представил Чемберлена английской королеве. С тех пор стало ясно: на небосклоне английской политики взошла новая интересная звезда. И впрямь, карьера этого человека впечатляет:
- в 1892 г. он стал парламентским организатором партии;
- в 1895 г. — лордом Адмиралтейства;
- в 1900 г. — финансовым секретарем Казначейства;
- в 1902 г. — министром почт;
- в 1903 г. — канцлером Казначейства (т.е. министром финансов).
Политика занимала очень много времени. Достаточно сказать, что личной жизнью Джозеф Остин Чемберлен занялся уже после того, как его партия потерпела поражение на парламентских выборах 1906 года. Он женился, стал отцом двух сыновей и дочери, но из политики как таковой не уходил. Особенно ярко его авторитет проявился в период начала Первой мировой войны, когда он уговорил администрацию поддержать Францию в войне против Германии.
В 1915 году он стал министром по делам Индии, через два года был вынужден покинуть этот пост после скандала, в котором сам не был замешан. Но щепетильность не позволила оставаться Чемберлену на этом посту.
В 1918 году он был назначен министром финансов. Но главную свою роль сыграл в 1924 году, когда, будучи назначенным министром иностранных дел, сделал все возможное, чтобы примирить противников по Первой мировой войне — французов и немцев. За эту миротворческую деятельность, совместно с автором плана возрождения германской экономики вице-президентом США Чарльзом Г. Дауэсом, был удостоен Нобелевской премии мира за 1925 год.
Второй интервенции не получилось
Конечно, далеко не всем в Советской России нравилась деятельность жесткого по отношению к первому в мире государству победившего пролетариата Джозефа Остина Чемберлена. Он договорился до того, что в 1927 году чуть ли не созывал новый крестовый поход против Советской власти. Но авторитета Нобелевского лауреата и искушенного политика не хватило для того, чтобы воплотить эти замыслы в жизнь.
А теперь о том, как появилось выражение «Наш ответ Чемберлену». 23 февраля 1927 года за подписью Чемберлена руководству СССР была направлена нота с требованием прекратить антианглийскую пропаганду и военную поддержку революционного гоминьдановского правительства в Китае. Спустя четыре дня, 27 февраля, в «Правде» вышла статья под названием «Наш ответ на английскую ноту», а 2 марта там же — заметка, озаглавленная «Привет Катону! Вот наш ответ Чемберлену!».
9 июня Осоавиахим организовал под этим названием фонд для сбора средств на оборону СССР и строительство воздушного флота. А литераторы Ильф и Петров упомянули это выражение в романе «Двенадцать стульев» в качестве одного из возможных планов Остапа Бендера. Великий комбинатор предполагал «распространять еще не написанную, но гениально задуманную картину «Большевики пишут письмо Чемберлену», по популярной картине художника Репина: «Запорожцы пишут письмо султану».
Что же касается Джозефа Остина, то он покинул свой пост в 1929 году и с тех пор занимался политической карьерой своего сводного брата Невилла, который стал премьер-министром всего через два месяца после того, как 16 марта 1937 года Джозеф Остин скончался в Лондоне от апоплексического удара…
Премьерство Невилла длилось до 10 марта 1940 года, когда он уступил место Уинстону Черчиллю. В том же году Невилл умер…
У вас под второй фотографией подписано - "таким был Джозеф Остин в жизни". Так каким он был?
На переднем плане фотографии находятся 2 фигуры, чуть далее за ними располагаются еще два человека. Где среди них Джозеф Остин?
На этой фотографии, сразу "в глаза бросается" человек с листом бумаги - Невилл Чемберлен (премьер-министр Англии). А где Джозеф Чемберлен? За спиной брата?
0 Ответить
Ильф и Петров ещё упоминали детские резиновые игрушки с изображениями Чемберлена.
0 Ответить