В качестве продукции там вырабатывался плутоний для советской атомной бомбы. Создание атомного щита советкое руководство считало делом наисрочнейшим: ведь еще в 1945 году американские ядерные взрывы прогремели в Хиросиме и Нагасаки. В Советском Союзе первая бомба была испытана на Семипалатинском полигоне 20 августа 1949 г.
Комбинат набирал производственные обороты, об экологической безопасности и охране здоровья тогда не особенно заботились. Год за годом в окружающем пространстве радиационному загрязнению подвергался один участок за другим. Да и как могло быть иначе, если отходы предприятия сбрасывались сначала в замкнутое озеро Карачай, а потом и в речку Течу без очистки. За 1949−1952 гг. в воду попало несколько миллионов кюри…
Без звука, без запаха, без каких-либо видимых признаков беда расползалась по Южному Уралу. Здоровье жителей Кыштыма, Каслей, деревень по берегам Течи и Караболки уже было подорвано. К тому же в 1952 г. на строящемся объекте «Маяка» близ села Метлино случилась авария, которая привела к получению людьми на нем и населением округи высоких доз облучения.
Число заболевших впоследствии лейкемией в одном только этом селе превысило 70% от общего числа жителей. Ситуация уже тогда была критической, но лишь в 1955 г. людей начали переселять из населенных пунктов Асаново, Верещагино, Ибрагимово, Исаево, Метлино, Надыров Мост, Назарово, Смолино и вывозить рабочих геологоразведочной партии, трудившихся в тех краях.
А потом грянул взрыв: в одной из «банок» с радиоактивными отходами отказало охлаждение… Это случилось 29 сентября 1957 г. По официальным данным, радиоактивный выброс составил около двух миллионов кюри, по неофициальным — существенно больше. Площадь заражения охватила более 23 тысяч квадратных километров с суммарным населением около 270 тысяч человек. И были там радионуклиды из числа «долгоживущих»: стронций-90, цезий-137, изотопы плутония и другие.
Больше всего досталось селам Бердениш, Галикаево, Салтыково. Часть радиоактивных веществ (порядка 10 процентов) в результате взрыва была подброшена на высоту 1−2 км и образовала смертоносное облако, которое в течение 10 часов усыпало страшными осадками территорию, проложив «ядерный язык» на 300−350 км. Пострадала не только Челябинская область, но и соседние: Свердловская, Тюменская.
Вывозить людей из опасных мест начали… через неделю. Эвакуация продолжалась и в 1958 г. Границы зоны обезлюжения определялись в кабинетах, и в результате после этого запоздалого переселения остались места, в которых, с одной стороны эвакуацию приостановили, а с другой — где ее и не начинали. На «радиоактивной свалке» остались Муслюмово, Мусакаево, Усть Багаряк, Татарская Караболка, Бродокалмак, Русская Теча и Нижняя Петропавловка.
Там и в шестидесятых, и в семидесятых, и позже рождались дети с тяжелыми болезнями, а те, кто пережил тяжелые события, либо умерли, либо страдают серьезными недугами: онкологией, сильным понижением иммунитета. Больше полувека трагедия не отпускает семьи.
С 1992 г. Правительство стало выделять из госбюджета деньги на реабилитацию пострадавшего населения и реки Течи. Но, по свидетельству очевидцев, в дальнейшем тем, кто пытался уехать, сменив место жительства, вместо удостоверения пострадавшего с правом на льготы стали выдавать другое — добровольно выехавший. С утратой всех компенсаций…
А комбинат, говорят, действует до сих пор…
Познавательная для меня статья. Спасибо.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Самое забавное в том, что люди, живущие в Озерске, некогда Челябинск-40, искренне считают, что у них ни разу не хуже, чем где бы то ни было! В плане радиации, естественно. И убеждают на полном серьезе, что все стабилизировалось. Хотя все совсем плохо. В Челябинске то ли уже отркыли, то собираются сделать это в скором будущем крупейший в России онкоцентр. К чему бы это?..
Лет 5-7 назад организовали на территории ПО Маяк свалку для ядерных отходов из других стран. По законодательству, любая страна может отправить к нам ядерные отходы на переработку, но потом обязаны вывести переработанное и хоронить там, где заблагорассудится, и там, где можно. Но почему-то многие таки никуда отходы не вывозят, а хоронят там же. Почему бы это?..
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Валентина, читаешь и сердце сжимается от боли. 5!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Все знакомые названия, мы тоже из Челябинска. Мне мама рассказывала про это. Ужас.
Интересно, только в нашей стране так относятся к своему народу? или у тех кто принимает такие решения нет родных, друзей?
0 Ответить
Наташа, как выясняется, не только в нашей стране умалчиваются бедствия. Помните, как в чеховской свадьбе: "Человек, выведи меня отсюда..." А человек все не откликается...
0 Ответить
Жуть
Оценка статьи: 5
0 Ответить
"Без звука, без запаха, без каких-либо видимых признаков беда расползалась по Южному Уралу...".
Госсподи, какой вечный бардак...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо за статью, я живу в Курганской области, до нас тоже дошли последствия этого кошмара. Но, никто и не думает признавать нас пострадавшими, и хотя я родилась уже после этой аварии, состояние здоровья оставляет желать лучшего. В нашей местности это принято за норму, онкология процветает, заболевания эндокринной системы - в порядке вещей. На профосмотре мне было сказано:" Щитовидка немного увеличена, но ничего страшного, для нашей местности это в норме..." Вот такая у нас тут норма.
0 Ответить
Низкий поклон за терпение. Нормы устанавливают сверху, и от них не легче, так?
0 Ответить
В эти годы был ребенком и жил в челябинске.
Детские воспоминания: "... вот опять в Америке бомбы испытявают, а радиоактивность аж до нас дошла... под дождем опасно находиться, можно облучиться ...".
Возможно, распространяя такие слухи, власть пыталась уменьшить заражение?
На некоторых ж-д станциях между Челябинском и Свердловском ходили наряды с дозиметрами и меряли фон ягод, которые бабки продавали.
В молодости, общался с человеком участвовавшем в выселении населения, он тогда солдатом служил. Я-физик по своим воспоминаниям сделал догадку, что там была авария, он подтвердил. Это было в 1974 году.
А власти все это держали в секрете и известие об аварии появилось только после Чернобыля.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Да, секретность висела очень долго.
0 Ответить
Спасибо, Сергей. Поправили
0 Ответить
Сатлыково - Салтыково
Муслимово - Муслюмово
А комбинат, говорят, действует до сих пор
Да.
Когда-то этот закрытый город славился спцснабжением и коммунистическим укладом, мне рассказывали что можно было спокойно повесить сетку-авоську на лавочке, сходить в кино, забрать сетку и никто ее не украдет, там давали квартиры, на работу приглашали лучших из лучших.
Ныне в Озерске почти нет 50-летних - они рано умирают.
Рыбу из местных озер покупать на окрестных рынках не рекомендуется, равно как и грибы.
Город по-прежнему за забором, и пропуска оформляются в Москве, тем не менее он в передовых по преступности и наркомании. Хотя казалось бы как туда наркоте попасть?
А люди там хорошие. Работал в тех краях где-то с пару лет по Договорам, общался.
Трудяги советской школы, наивные и все еще во что-то верующие.
Оценка статьи: 5
0 Ответить